Часть 1
здесь.
Церковь Святителя и Чудотворца Мирликийского Николая или Никольская церковь - летняя церковь, расположенная у крепостного вала в юго-восточной части Суздальского кремля. В первый раз эта церковь упоминается в описи города Суздаля 1617 года. Находящиеся поблизости Никольские проездные ворота позволяют предполагать, что Никольская церковь стояла на этом месте и до пожара 1719 года и была деревянной как и большинство храмов Суздаля того времени.
В июле 1719 года вспыхнул большой пожар. Он начался с кремля, перекинулся на посад и уничтожил все деревянные строения, жилые дома, церкви и городские укрепления. Пламя проникло внутрь каменных палат и соборного здания. Суздальский историк, ключарь собора Ананий Федоров сообщает, что все архивные документы, даже хранившиеся в каменной палате с толстыми стенами, сгорели без остатка. Надо полагать, что пожары в Суздале, как и во Владимире, явились следствием «Суздальского розыскного дела», связанного с Евдокией Лопухиной, первой жены Петра I, которая была сослана в 1698 году в Покровский монастырь под именем монахини Елены. Оскорбленная новым положением, она привлекает на свою сторону недовольное реформами Петра духовенство и некоторые группы московских аристократичестких кругов. Так в Суздале вокруг Евдокии создается оппозиционный центр, который ставил своей задачей низвержение Петра I, передачу престола царевичу Алексею Петровичу и реставрацию старобоярской власти. В 1718 году эта группа, тесно связанная с царевичем Алексеем, была арестована по указу царя.
Никольская церковь - один из первых храмов, построенных после большого городского пожара 1719 года.
Церковь имеет типичную для посадского храма устройство и состоит из основного объёма, колокольни и соединяющей их трапезной. Перспективный портал и резные оконные наличники служат простым и изящным украшением гладкой стены основного объёма-четверика. Верхняя часть четверика окаймлена широким карнизом из мелких кокошников. Венчает храм луковичная главка, опирающаяся на тонкий барабан с двумя аркатурными поясами. Вероятно, первоначально храм был пятиглавым.
Колокольня построена одновременно с холодной Никольской церковью. Колокольня в виде восьмерика на четверике по форме повторяет деревянные шатровые храмы. Четверик украшен фронтонами, а по его углам у основания восьмерика установлены небольшие шатровые башенки. Грани восьмерика украшены тремя ярусами ниш разной формы. Полукруглые ниши нижнего яруса повторяют ряд кокошников основного объёма, а над ярусом ширинок расположен ярус из барочных восьмигранных ниш. Ярус звона обрамлён двумя зубчатыми карнизами и лентами из изразцов, арочные проёмы звона отделены рустованными столбами, а верхняя его часть украшена миниатюрными башенками с крестами, сходные с башенками четверика. Венчает сооружение шатёр вогнутой формы с тремя рядами круглых и пятиугольных слухов и маленькая шлемовидная главка.
Рядом расположена церковь Рождества Христова или Христорождественская церковь - построенный в 1775 году зимний храм.
Трехчастная бесстолпная церковь сложена из кирпича и напоминает по форме жилой дом. К прямоугольному в плане основному объёму примыкают пятигранная апсида, трапезная и притвор. Трапезная и основной объём покрыты двухскатной металлической кровлей и увенчаны небольшой луковичной главкой на тонком резном барабане. Украшенные пилястрами стены храма побелены и завершаются зубчатым фризом и карнизным поясом. Оконные проёмы арочной формы обрамлены каменными наличниками, а притвор украшен декоративным фронтоном с фреской Рождество Христово.
В храме располагается иконописная мастерская, руководит которой известнейший иконописец священник Андрей Давыдов.