Собор Рождества Богородицы в Суздальском кремле считается самым древним каменным строением Суздаля.
По преданию, он был построен на месте заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века храма Успения Пресвятой Богородицы - первой христианской церкви в Суздале. Этот храм был огромным и величественным. Шестистолпное мощное здание с одной главой было сложено из тонкого кирпича - плинфы, и расписано лучшими византийскими мастерами. Но уже примерно через полвека из-за слишком слабого для такого гиганта фундамента собор начал рушиться и по приказанию Юрия Долгорукого был разобран. В 1148 году на месте прежнего собора из тесаного белого камня (пористого известняка) был возведен новый огромный храм, сходный по своей архитектуре с Успенской церковью в Киево-Печерской Лавре. Он поставлен на мощный фундамент, врытый в глубокий котлован. Венчали массивный шестистолпный четверик храма три шлемовидных главы на высоких барабанах. Центральная глава, вероятно, помещалась на дополнительном постаменте, а малые главы опирались на восточные углы здания.
Первое документальное упоминание о соборе относится к Лаврентьевской летописи 1222 года, когда на основании прежнего собора по велению владимирского князя Юрия Всеволодовича возводится третье здание, окруженное тремя притворами, выполняющими также роль укрепляющих стены контрфорсов. Собор был надстроен и украшен рельефными рисунками, женскими масками, резьбой, и опоясан аркатурой с колонками. Строительство длилось с 1222 по 1225 год, когда епископ Симеон заново освятил собор и переименовал его из Успенского в Богородице-Рождественский.
В 1230-1233 гг. собор был расписан фресками, покрывавшими все его стены. Но росписи не сохранились (только в верхней части южной абсиды раскрыты в 1938 г. фигуры преподобных старцев). Роспись ростовских и суздальских мастеров отличается свободным фресковым письмом и остротой характеристик.
В 1445 году здание собора постигла катастрофа: обрушился верх собора. Причина катастрофы осталась неизвестной, историки склонны винить в этом татарский набег. Восстановления ждать пришлось долго: только в 1530 году по приказанию царя Василия III разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили. Вместо трех глав теперь сделали пять, с высокими кирпичными световыми барабанами с узкими щелями-окнами. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII-XVIII веков, собор сохранился до наших дней.
Золотые ворота - это уникальное произведение древнерусских мастеров, созданное в 20-30-х годах XVIII века. Ворота состоят из двух створок, каждая из которых имеет семь рядов массивных пластин, установленных в два ряда и обитых снаружи медными листами.
Пластины стыкуются между собой с помощью металлических валиков. Все детали ворот покрыты золочеными рисунками с орнаментом, изображениями фантастических зверей и птиц, сюжетами на библейские и евангельские темы.
Техника изготовления золотых ворот называлась огненным золочением. На черной медной основе с помощью проволоки выполнялся рисунок, который заполнялся золотом, растворенным в ртути. После нагрева пластин ртуть испарялась, а золото навечно сливалось с медью. Ручки дверей сделаны в виде львиных голов, держащих в пастях тяжелые бронзовые кольца.
В настоящее время Рождественский собор - это действующий храм, совмещённый с музеем-заповедником. С 1991 года в храме проходят службы, хотя он принадлежит музейному комплексу. В свободное от богослужений время он открыт для всех желающих как музей.