Многие, кому доводилось ездить на электричке с Казанского вокзала, наверняка обращали внимание на комплекс частично разрушенных зданий из красного кирпича между станциями «Фабричная» и «Раменское». Возможно, кто-то даже заметил даты на некоторых сооружениях - 1868, 1870, 1873... Это старая бумагопрядильная фабрика Малютиных, основанная аж в 1828 году (высокие корпуса с датами были построены позже).
Предприятие давно не работает по своему прямому назначению. Несколько помещений сгорело и так и не было восстановлено; в остальных чего только нет! От стоматологии до производства косметики… Я там даже кришнаитов видела :). А встретила я их, когда отправлялась на экскурсию по фабрике. Вообще там всё строго, вход по пропускам, однако эта экскурсия - пилотный проект Раменского историко-художественного музея, городского туристско-информационного центра и культурно-просветительского сообщества «МосПромАрт».
Вспомнилось моё
посещение столичной фабрики «Красный октябрь», организованное «МосБлогом» по проекту «Москва глазами инженера». Пусть раменская фабрика (кстати, в советские времена она называлась «Красное знамя», - а стадион неподалёку до сих пор носит такое «имя») не настолько внушительна, но и она тоже способна впечатлить.
Фабрику открыли князь и княгиня Голицыны, - но в бумагопрядении они ничего не понимали и, чтобы окончательно не разориться, сдали предприятие в аренду братьям Малютиным. Те завезли туда заграничные станки, пригласили специалистов из-за рубежа и занялись улучшением бытовых условий рабочих (многие из них селились в домах на территории фабрики). Однако всё пошло на лад именно тогда, когда директором стал инженер Фёдор Михайлович Дмитриев из Санкт-Петербурга. Он оказался лучше всех иностранцев, и именно при нём фабрика начала бурно развиваться. Это касалось не только производства: возросло качество жизни коллектива, фабрика даже получила золотую медаль на Международной выставке гигиены и спасения жизни.
Возводили новые здания - просторные, светлые, с высокими потолками. Все корпуса соединялись галереями, чтобы лишний раз не выходить во двор, перемещаясь из одного цеха в другой :). Мастера разрабатывали передовые технологии, - например, систему увлажнения воздуха и биологическую очистную станцию, первую в Московской губернии.
Очень кстати пришлось строительство железной дороги. От станции «Раменское» провели рельсы прямо хлопковому амбару и паковочному отделению.
Раменская мануфактура стала не просто градообразующим предприятием, но и одной из крупнейших текстильных фабрик России! Дети одного из Малютиных всё-таки выкупили эти земли … Но, само собой, в 1918 году фабрика стала принадлежать советскому народу и получила название «Красное знамя».
Раменский текстиль ещё долго пользовался спросом по всей стране, даже в девяностые годы, когда произошла приватизация (1992 год) и предприятие стало называться ЗАО «Ратекс». И всё же 2003 году фабрика закрылась, и с тех пор более-менее нормальные помещения сдают в аренду разным организациям.
При этом - в том-то и смысл экскурсии - фабрика остаётся объектом культурного наследия. Об её прошлом и будущем гости поговорили в лофт-пространстве «Завод», которое недавно открылось в одном из исторических зданий фабрики.
Надеюсь, подобные экскурсии скоро будут доступны всем желающим!