буркавбригада и генерал балдынов

May 19, 2015 00:04

начало текста про буркавдивизион-буркавбригаду и героя советского союза илью балдынова
здесь первая часть на ньюбуре http://newbur.ru/articles/21388
здесь вторая часть на ньюбуре http://newbur.ru/articles/21407
ниже полный текст обеих частей

командир пулеметного взвода в буркавдивизионе


бойцы и командиры буркавбригады



после победы на квжд


генерал илья балдынов


Герой-комдив Балдынов: от Праги до Порт-Артура
"Новая Бурятия" продолжает издательский проект к 350-летию основания Улан-Удэ и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, посвященный нашим землякам, именем которых названы улицы столицы Бурятии. Одна из улиц поселка Загорск в Улан-Удэ носит имя героя Советского Союза Ильи Балдынова, первого среди бурят военного генерала.

Свой боевой путь Илья Балдынов начал и закончил в Маньчжурии. В ноябре 1929 году он был командиром пулеметного взвода сражавшихся на КВЖД бурят-кавалеристов из Буркавдивизиона, а в сентябре 1945 года Балдынов там же, в Маньчжурии, во главе своей гвардейской дивизии получает звезду Героя Советского Союза и звание генерал-майора. В промежутке между этим были четыре войны, тюрьма и пытки в НКВД, военная слава.
Против повстанцев
Илья Васильевич Балдынов родился 3 августа 1903 года в улусе Молоевский (ныне Булуса) Эхирит-Булагатского аймака Иркутской губернии в семье ясачного бурята-скотовода православного вероисповедания. Рано лишившись родителей, отличавшийся сообразительностью маленький Илья жил у родственников, с раннего возраста помогал им по хозяйству. С 10 лет он обучался у "бродячего" (ходящего по улусам) учителя, однако начальное образование получил только после революции 1917 года, в Иркутской школе для взрослых первой ступени, куда он поступил в 1920 году.
Окончив школу, Илья Балдынов вернулся в родные места, где как грамотный человек стал секретарем сельсовета в улусе Молоевском. Во время масштабного крестьянского восстания под лозунгом "За Советы без коммунистов!" на территории Иркутской губернии в Эхирит-Булагатском, Баяндаевском, Ангарском аймаках молодой комсомолец Илья Балдынов организует в своем улусе боевую дружину из односельчан, которая затем влилась в один из отрядов ЧОНа (части особого назначения) 5-й Красной армии. Вместе с чоновцами Балдынов участвовал в схватках с интернациональным (из русских крестьян, казаков и ясачных бурят) отрядом лидера белых повстанцев атамана Дмитрия Донского, в охоте за так называемой "бандой Кочкина" из Иркутска.
В дальнейшем больше десяти лет жизни Ильи Балдынова связаны с бурятской национальной воинской частью.
О национальных частях
В конце 1924-го - начале 1925-го года на территории Бурят-Монгольской АССР при 5-й Кубанской отдельной кавалерийской бригаде, располагавшейся на станции Дивизионная (Нижняя Березовка) в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) приказом Михаила Фрунзе, только что заменившего Льва Троцкого на посту председателя Реввоенсовета (РВС) и наркомвоенмора, стала создаваться первая национальная воинская часть, в которую планировалось призывать молодых людей, в основном из бывших "ясачных бурят" и частично из бурят-казаков.
Руководство Бурят-Монгольской АССР в лице председателя Совнаркома республики Михея Ербанова и первого секретаря Бурят-Монгольского обкома ВКП (б) Марии Сахьяновой с первых дней взяло эту часть под свою опеку, обеспечивая привлечение бурят к военной службе через приписку к призывным участкам.
Напомним, что ранее в Российской империи, в Российской республике в 1917 году и в ходе Гражданской войны ясачные буряты в армию не призывались и в боевых действиях не участвовали. К тому времени навыками военной службы и боевым опытом обладали только проходившие военную службу буряты, относившиеся при старой власти к казачьему сословию. Казаки составляли всего 10 % бурятского населения Восточной Сибири.
После революции бурят-казаков, большей частью участвовавших в Гражданской войне на стороне белых, в армию призывали очень ограниченно. В создававшейся тогда бурятской национальной части они служили лишь первое время на должностях младших командиров. Ввиду отсутствия военных специалистов среди "ясачных бурят". В целом же призыв бурят в армию в 20-30 -е годы прошлого века был, как и при старой власти, ограничен по политическим причинам из-за их якобы "ненадежности" и нежелания любой власти в Москве создавать большие военные нацчасти на окраинах государства. Из-за "опасности национального сепаратизма".
Еще при Троцком на посту наркома по военным и морским делам программа по национально-войсковому строительству была сокращена, а в конце 1924 года при участии Михаила Фрунзе был разработан и осуществлен компромиссный вариант военной реформы. Причем Михаил Фрунзе прямо указывал на опасность "превращения национальных формирований в ядро национальных армий". К весне 1924 года национальные воинские части в союзных республиках, а также созданные на территории России (РСФСР) для башкир, татар, калмыков, кабардинцев, составляли всего 10 % общей численности РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии) СССР.
Как создавалась Буркавбригада
Первой в Верхнеудинске в декабре 1924 года была создана Бурят-Монгольская национальная школа   младшего командного состава (123 военнослужащих, 118 лошадей), которая являлась учебно-строевой частью и подчинялась непосредственно командиру 5-й Кубанской кавбригады Константину Рокоссовскому, будущему прославленному советскому маршалу.
В 1925 году школа была переформирована в Буркавэскадрон Кубанской бригады, затем в 1927 году - в отдельный Буркавдивизион (равен по численности пехотному батальону), который в 1931 году после участия в военной конфликте на КВЖД становится одной из самых боеспособных частей в Особой Дальневосточной армии (ОКДВА), занимает первое место по боевой и политической подготовке среди частей в Забайкалье и на Дальнем Востоке.
- Буряты - природные конники. Они любят коня, с ним свыклись с детства и питают призвание к коннице. С присущей конникам смекалкой и лихостью они являлись отличными наездниками, - писал о Буркавдивизионе командир 5-й Кубанской кавбригады Константин Рокоссовский. - Бурятский отдельный кавалерийский дивизион на общем фоне, по сравнению с частями Кубанской кавбригады и другими частями 5-й Краснознаменной армии, по своей сплоченности и уровню боевой подготовки был в первых рядах.
К концу 1932 года из кавдивизиона часть была развернута в отдельный кавалерийский полк (с русскими командирами), а в ноябре 1936 года - отдельную кавбригаду, по тем временам достаточно крупную воинскую часть, снабженную военной техникой и средствами противовоздушной и химической защиты, способной вести самостоятельные военные действия на любом участке фронта. Напомним, что в условиях современной войны, после появления оружия более массового, чем в Гражданскую войну, поражения, кавалеристы редко скакали в атаку в конном строю. Кавалерийские части тогда по характеру боевых действий напоминали мотострелков. Только вместо грузовиков и транспортеров пользовались больше лошадьми. 
Боевое крещение дали китайцы
Тем не менее, в конце 1938 года бурятская национальная часть равная по силе дивизии наряду с другими нацчастями была расформирована, а ее военнослужащие влиты в "в общесоюзные части с экстерриториальным принципом комплектования".
Среди репрессированного комсостава бригады оказался и герой КВЖД, командир полка капитан-кавалерист Илья Балдынов. С короткой, но яркой историей бурятской национальной части связана история семьи Балдынова, который прослужил там почти с самого начала ее формирования и до конца.
По возрасту Илья Балдынов относится к самому первому военному призыву среди бурят. В 1925 году в состав Буркавэскадрона впервые призывали молодых людей 1903 года рождения, которым к 1 января 1925 года исполнился 21 год. В августе того же года Балдынова из отряда ЧОН, гонявшегося по Прибайкалью за "бандами" Донского и Кочкина, направляют в Ленинградскую кавалерийскую школу. После ее окончания младший командир Балдынов служит в Буркавдивизионе на должности командира взвода.
Свое боевое крещение и первый боевой орден будущий генерал и герой Советского Союза получает в ходе военного конфликта на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) против "белокитайцев". Так в советской прессе тогда назывались любые китайские вооруженные формирования, кроме тех, что были сформированы китайскими "коммунистами". На КВЖД бурятам-кавалеристам пришлось столкнуться с войсками Гоминьдана (Нанкинского социалистического правительства), решившего тогда объединить раздираемый гражданской войной Китай.
(Продолжение следует...)

Герой-комдив Балдынов: от Праги до Порт-Артура
(Продолжение. Начало в номере № 16)
Довоенная карьера Ильи Балдынова в РККА связана с первой бурятской национальной частью в Красной Армии - Отдельным Бурят-Монгольским кавалерийским дивизионом. В 30-е годы прошлого века Буркавдивизион был переформирован сначала в Буркавполк, а затем Отдельную Бурят-Монгольскую Краснознаменную кавбригаду, одну из самых боеспособных частей в Сибирском военном округе и в Отдельной Дальневосточной армии РККА.
Именно в легендарном Буркавдивизионе Илья Балдынов принял боевое крещение, получил свой первый боевой орден (Красного знамени). Будучи направленным от этой части в Военную академию имени Фрунзе, он первым из бурят получил высшее военное образование в советской военной академии. Он же первым из соплеменников, которым до этого не доверяли высшие командные посты в русских армиях (царской, армии Российской республики, белых армиях Сибирской Директории, Колчака и Семенова, в РККА), занял должность на уровне командования полка, став начальником штаба одного из двух полков Буркавбригады.
Кто командовал Буркавбригадой
Напомним, что до 1930 года бурятскими кадрами в комсоставе этой национальной части были укомплектованы должности младшего командного состава (100 %) и командиров взводов (от 70-ти до 90 %). Кроме того, на последнем этапе бурятам доверили должности политруков в кавалерийских эскадронах. В целом же, военное командование частью на уровне эскадрона, дивизиона, полка, бригады осуществлялось русскими командирами.
Первым командиром нацчасти, Бурят-Монгольской национальной школы подготовки младшего командного состава при 5-й Кубанской отдельной кавбригаде, был Иван Дударев. В начале 1926 года, когда в Кубанской кавбригаде наряду с национальной школой младшего комсостава был создан Буркавэскадрон, его возглавлял сначала бывший комиссар школы Василий Токмаков, затем Михаил Тихомиров.
В 1927-1932 годах нацчастью, выросшей в отдельный (не подчинялся Кубанской кавбригаде - С.Б.) Буркавдивизион, командовали Леонид Бусыгин (до 1929 года) и Михаил Лебедев (до 1932 года), командирами эскадронов тоже были русские офицеры. За этого время Буркавдивизион получил звание Краснознаменного. Орден боевого Красного знамени был вручен кавдивизиону по итогам ее участия в военной операции РККА на КВЖД в 1929 году. А в 1931 году эта национальная часть, укомплектованная младшим и средним комсоставом из числа бурят-монголов, заняла первое место среди частей Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (ОКДВА) "по боевой и политической подготовке". То есть, в то время она была самой боеспособной частью Красной Армии на Дальнем Востоке.
В дальнейшем, с 1932 года и до расформирования в 1938 году, командиром Отдельного Краснознаменного Буркавполка (сформирован в 1932 году) и Отдельной Краснознаменной Буркавбригады (сформирована в 1936 году) был Михаил Кундо, комиссарами Иван Любимов и Михаил Лебедев.
Таким образом, до того, как Илья Балдынов в 1936 году после окончания Военной академии имени Фрунзе был назначен на должность начальника штаба кавполка, в военном командовании Буркавбригады бурят не было. Среди комиссаров-бурят высший пост занимал политрук полковой школы Лука Рубашкевич. Не исключено, что именно Илью Балдынова готовили к тому, чтобы в будущем стать первым бурятом-командиром нацчасти - бригады или будущей дивизии.  
Снова о национальных частях
Интересно, что бурят-монгольская часть была единственной национальной частью в РККА на территории Сибири и Дальнего Востока. Кроме этого была попытка создать воинскую часть для представителей другого крупного коренного народа Сибири - якутов. Однако дело тогда ограничилось созданием в 1924 году Якутской национальной стрелковой роты, которая просуществовала менее двух лет и была расформирована в 1926 году. На базе этой роты в 1925 году была создана Якутская национальная военная школа по подготовки младшего командного состава, в которой обучали военному делу "красноармейцев запаса" до ее закрытия в 1941 году.
Всего же в национальных республиках СССР в 1924-1925 годах в рамках пятилетней программы национального строительства РККА на основе так называемого "национально-милицейского принципа комплектования" воинских формирований было создано по две национальных дивизии (стрелковой и кавалерийской) в Грузии и Узбекистане, по одной стрелковой дивизии в Армении и Азербайджане, по одной кавдивизии в Туркмении и Казахстане, по одному кавполку в Таджикистане и Киргизии.
В автономных республиках РСФСР планировалось создать по одной территориальной (для всех национальностей с преобладанием титульной национальности) стрелковой дивизии с одним кавполком в Татарской и Башкирской АССР, территориальную кавдивизию для горских народностей Северного Кавказа, территориальный стрелковый полк в Якутской АССР, национальный егерский батальон в Карельской АССР и национальный кавполк в Бурят-Монгольской АССР.
В результате вместо одного кавалерийского полка в Бурят-Монголии была сформирована отдельная (с самостоятельным командованием и возможностью переподчинения в составе сводных формирований) кавалерийская бригада, в которую вошли: 2 кавалерийских полка, бронетанковый эскадрон, саперный эскадрон, эскадрон связи и комендантский эскадрон. Каждый из двух полков Буркавбригады состоял из 4-х кавалерийских эскадронов, пулеметного эскадрона, полуэскадрона связи, саперного взвода, взвода химической защиты, полковой батареи 76-мм пушек и полковой школы. Все шло к тому, чтобы на основе этой элитной воинской части была создана отдельная Бурятская национальная кавдивизия.
Любопытно, что первоначально в эту национальную часть призывали большей частью молодежь из четырех западных аймаков (районов) Бурят-Монголии - Аларского, Боханского, Эхирит-Булагатского, Ольхонского (Баяндаевского), ныне относящихся к Иркутской области. По-видимому, считалось, что лучше владевшие русским языком иркутские буряты, среди которых в 20-е годы шире, чем в восточных аймаках, распространялись коммунистическая пропаганда и комсомольское движение, были более "благонадежными", чем селенгинские и хоринские буряты, значительная часть которых ранее относилась к "белобандитскому" казачьему сословию. К тому же все воинские команды, приказы отдавались в нацчасти на русском языке.
Впоследствии формирование эскадронов в Буркавполку и Буркавбригаде строилось негласно по территориальному районному принципу, восточных бурят в части постепенно становилось все больше.
Илья Балдынов: начало военной карьеры
С началом формирования в Верхнеудинске в 1925 году бурят-монгольской национальной воинской части (школы младшего комсостава, кавэскадрона) восемь лучших курсантов, молодых людей-бурят призывного возраста (первый призыв в нацчасть 1903 года рождения) были направлены на учебу в Ленинградское кавалерийское военное училище. После окончания этого среднего учебного заведения весной 1929 года все они вернулись в 5-ю Кубанскую кавбригаду, став командирами взводов в Буркавдивизионе. Среди них был и 25-летний младший командир Илья Балдынов.
Сразу после военного училища Балдынов по дороге к месту службы заехал к себе на родину, в улус Булуса Эхирит-Булагатского аймака. Там же, в соседнем селе Ользон он встретил свою юношескую любовь, русскую девушку Валю Суханову, на которой он "скоропостижно" и женился. В свою перспективную часть он приехал уже женатым (больше доверия у начальства) молодым военным специалистом, полным надежд на успешную военную карьеру. И военная фортуна командира взвода кавалеристов-пулеметчиков Ильи Балдынова не заставила себя долго ждать.
Свою первую боевую награду Илья Балдынов получил уже в ноябре 1929 года за участие в боевых действиях против армии Гоминдановского правительства в Китае во время военного конфликта на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). В ходе Маньчжурско-Чжалайнорской операции РККА, целью которой было окружение и разгром группировки гоминдановцев и русских белоэмигрантов, Отдельный Бурят-Монгольский кавдивизион находился в авангарде советских войск Маньчжурии и сыграл решающую роль в разгроме "белокитайцев".
Первая война Балдынова
6 августа 1929 года Буркавдивизион в составе двух эскадронов, пулеметного взвода под командованием Ильи Балдынова, взвода связи и взвода управления приказом наркома обороны СССР Клима Ворошилова вместе с 5-й Кубанской кавбригадой был выведен из состава войск Сибирского военного округа и вошел Особую Дальневосточную Армию (под командованием героя Гражданской войны Василия Блюхера). Эта армия была создана специально для военных действий РККА на территории Китая во время конфликта на КВЖД.
В состояние войны СССР и Нанкинское правительство Китая, возглавляемое лидером партии Гоминдана Чан Кайши, вошли в июле 1929 года. Причиной раздора стала спорная собственность - Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), построенная на территории Цинской империи еще в 1903 году русскими концессионными предприятиями на деньги из царской казны. После окончания Гражданской войны в России и в разгар гражданских войн в Китае Советский Союз заставил ослабленный Китай в лице одного из временных китайских правительств признать КВЖД собственностью СССР.
Однако в 1929 году центральное правительство Чан Кайши и сепаратистское правительство Маньчжурии, руководимое наследным принцем  Чжан Сюэляном ("признавшим" власть Пекина), решили вернуть дорогу в национальную китайскую собственность. В течение лета были закрыты все советские предприятия и организации на КВЖД, сотни советских специалистов с их семьями были интернированы в СССР или задержаны в Китае. Контроль над дорогой перешел к маньчжурскому правительству Чжан Сюэляна.

(Продолжение следует...)
Сергей Басаев

history, 350, балдынов, журнализм, улицы в уу, siberia, буркавбригада, ww ii, буряты, китайцы идут, war

Previous post Next post
Up