"Удар в спину"

Sep 18, 2006 12:13

Накануне 1 сентября 1939 г. Польша имела договоры (пакты) о ненападении с Германией и СССР (соответственно до 1944 и 1945 гг.)
Гитлер пытался вовлечь Польшу в войну против СССР. На встрече в январе 1939 г. с польским министром иностранных дел Беком Гитлер обещал в качестве компенсации за Гданьск и коридор не только гарантию польских границ, но и ( Read more... )

военная история

Leave a comment

Comments 29

legionarius September 18 2006, 09:25:12 UTC
>Финская война не могла не отрезвить Сталина, даже если бы такие планы существовали.
А Халхин-Гол и бои на о.Хасан - ввели его в эйфорию? На мой взгляд - человек он был прагматичный.
Теоретический или стратегический расчет - это хорошо, но когда в приграничных районах концентрируется 5млн немецкая армия - тут стоит задуматься. Такую махину тяжеловато спрятать.

P.S. Меня всегда удивляло в военных нежелание продумывать(анализировать) несколько вариантов развития событий. И когда получается, что план А провалилился, то план Б(если он даже был) не спасает ситуацию.

Reply

sarmata September 18 2006, 11:38:55 UTC
Сталин накануне войны проводил прагматическую политику в соответствии с геополитическими интересами СССР ( ... )

Reply

legionarius September 18 2006, 12:19:57 UTC
Где-то даже читал, что пакт - "месть" за провал компании 1920-го года в Польше. Хотя считаю, считаю, это полной глупостью...

Reply

ecoross1 September 19 2006, 07:44:11 UTC
Полностью поддерживаю. Сходство буквально до мелочей, тоже бросилось в глаза, когда занимался Кутузовым.

Reply


die_ante_bellum September 18 2006, 11:21:38 UTC
Смело они там в Чикаге Родину защищали.

На 17 сентября правительства, контролировавшего неокупированную часть страны в Польше небыло - оно убежало. Единого командования сопротивлявшимися войсками небыло оно оказалось неспособным даже наладить с ними связь. Польская республика погибла.
Она погибла до того, как на территорию Западной украины и Белоруссии вступили Советские войска.
Почему Сталин так затянул с выступлением? Он думал,что Польская республика сможет защищаться и выступил когда стало очевидно. что государства Польша больше нет.
По аналогии:
Если бы осенью-зимой 1941 Ставка дала деру из Москвы через Архангельск в Англию, оставив страну и армию выпутываться как Бог на душу положит, в СССР вошли бы не только Японские но и Турецкие войска.

Reply

sarmata September 18 2006, 12:10:00 UTC
Я уже писал как-то, что польское правительство слишком поторопилось оставить Варшаву, которая продолжала защищаться до 28 сентября. Безусловно, Сталин учел это обстоятельство, когда отказался эвакуироваться из Москвы в самые угрожающие моменты немецкого наступления ( ... )

Reply

ivan_babicki September 18 2006, 21:11:01 UTC
А почему польское правительство должно было оставаться в Варшаве? Чтобы попасть в руки к немцам? Или, если бы оно осталось, поляки выиграли бы войну?
Французское правительсво во время битвы на Марне перебралось в Бордо, и никто от этого не умер.
Кроме того, по моему мнению, советско-германская война не стала "войной на истощение", а оставалась маневренной до самого конца. Что же до "героизма советских войск", если он и был, то успехам советских войск он вряд ли способствовал. Немцев под Сталинградом победили войска, в панике откатившиеся из-под Харькова, и новобранцы, а герои до этого момента не дожили. Героизм полезен тогда, когда он препятствует противнику прорвать фронт, как при Вердене; в ситуации же, когда немцы рвали фронт беспрепятственно, героизм отдельных частей мог только приводить к ненужным жертвам.

Reply

sarmata September 19 2006, 06:53:02 UTC
Термин "война на истоощение" использован мною неудачно, т.к. применяется преимущественно к позиционной войне, какой была, в основном, ПМВ.
Я имел в виду, что война приняла длительный характер, требующий напряжения всех сил воюющих сторон, стала "тотальной".

Героизм - вообще, вещь индивидуальная. Хотя в определенных случаях "заразная", как и паника. В ее основе тот же "стадный инстинкт".

Герои, конечно, были, но культ героев и героической смерти, м.б. и вреден, приводя к ненужным потерям. Подвиг Матросова едва ли пример для массового подражания, хотя в конкретной ситуации он мог быть целесообразен.

Reply


die_ante_bellum September 18 2006, 12:45:47 UTC
Не зря самым высоким зданием в предвоенной Варшаве был офис Британской компании.
Англичане рулили. Как всегда жестоко и холодно. Польша была просто картой в их игре, а верила, что является их партнером.
Когда польское правительство осознало, что государство принесено в жертву и Британия не вступится - все осыпалось.

Reply

sarmata September 18 2006, 13:10:46 UTC
После Версальского мира Польшу считали марионеткой Франции. Англия, опасавшаяся усиления Франции, стремилась ослабить ее союзников. Отсюда предложения лорда Керзона ограничить территорию польского государства территорией этнического расселения поляков. Западная Украина и Западная Белоруссия лежали к востоку от "линии Керзона", которая рассматривалась как этническая граница Польши ( ... )

Reply


die_ante_bellum September 18 2006, 13:39:28 UTC
Да. Франция -традиционный союзник Польши еще с 18 века. Сразу после Версальского мира - да, молодая Польская республика была французским клиентом.Хотя. что интересно. вооружение Польше в 1920 предоставляли французы а оплачивали американцы...
Франция почивала на лаврах и мнила себя великой державой. Но за 20-30 годы Франция сдулась. Победа в 1918 стоила ей настолько дорого, что оправиться она не смогла. Влияние явное и тайное Британской короны на дела континента было куда сильнее чем влияние Франции.

Британия вела не просто европейскую игру - Британия 30-х. это полмира. И борьба шла за мировое господство. между Британией и США.
Причем в какой то мере и Германию и СССР пытались использовать как марионеток.вспомним как назывался самый массовый советский танк на 1939 (т.26) -Виккерс шеститонный!
А кто помог СССР построить танковые авто и авиа гиганты - США! Кто фактически выплатил германские репарации -они же. Зачем?
В этой страшной игре Польша была просто одной из фигурок.

Reply

sarmata September 18 2006, 14:17:46 UTC
Да, можно еще вспомнить танки БТ ("русский Кристи"). Советское танкостроение к началу 40-х вышло на передовые рубежи в мире, но это было бы невозможно без предшествующей технической помощи.

Reply

ivan_babicki September 18 2006, 20:56:57 UTC
Британия накануне Второй мировой войны - это вовсе не "полмира", и она не могла даже мечтать о мировом господстве; фактически Англия попала в зависимость к Америке уже в Первую мировую, и тогда же окончательно выяснилась, что Британская империя не способна воевать в одиночку с Германией.
По поводу Франции - то, что она "сдулась" в результате потерь в Первую мировую, не более чем миф. Единственный факт, на котором он базируется - это то, что в сороковом году Франция плохо воевала против немцев; но Англия и Советский Союз в 40-41 году воевали ещё хуже.

Reply

die_ante_bellum September 18 2006, 22:04:12 UTC
Франция сдулась не в размерах а,так сказать, в статусе. В момент заключения Версальского мира это была Великая держава, творившая мировую историю. К началу Второй Мировой - младший партнер Британии.
Британская Империя между войнами это - Индия(с Пакистаном, Бирмой,Цейлоном и проч.), Южная Африка, Канада, Австралия,Новая зеландия, Египет и Аравия, Ирак и половинка Ирана,Палестина, пол Африки,огромное влияние в Латинской Америке, Китае... военные базы в самых важных точках мира - Гибралтар, Сингапур, Александрия, Мальта, Кипр, -множество островов с базами ВМС.
И ко всему - прекрасные, отшлифованные столетиями инструменты тайного влияния.
Кто как воевал: Британия воевала по настоящему - чужими руками.
Как в Испании.

Reply


die_ante_bellum September 18 2006, 14:01:39 UTC
Оффтоп. Как работали британцы.Как-нибудь напишу об этом подробней.
Как известно, Италия и Германия оказали решающую помощь генералу Франко, в его борьбе с республикой.
Франко считался Германоитальянской марионеткой.
Однако, сразу после своей победы, он отдал Британии выгодные концессии, обещанные прежде германцам.
А в войну он просто спас Британскую Империю, отказавшись пропустить германцев в Гибралтар. Крепость бы непременно пала по примеру Сингапура. Средиземное Море было бы потеряно...
Изменилась бы история мира. Но Франко стоял на своем, этот благодарный за фашистскую помощь германоитальянский марионетка.

Reply

sarmata September 18 2006, 14:32:10 UTC
Ну, Франко спас и себя. Не свяжись Муссолини с Гитлером, возможно, он еще долго бы правил в Италии.

Франко и турки, наученные опытом ПМВ, поступили благоразумно, что не полезли в гитлеровскую авантюру. Инстинкт самосохранения взял верх.

Я не думаю, что потеря Гибралтара изменила бы ход войны, хотя она могла повлечь за собой целую цепочку событий. Скажем, поражение англичан в Северной Африке, что сделало бы невозможным высадку союзников в Сицилии и т.д.

Reply


Leave a comment

Up