В 1930-е годы парки, скверы и бульвары советских городов украсились гипсовыми копиями античных статуй. Скульптуры были призваны утверждать культ здорового тела и силы, а также служить «эстетическому воспитанию трудящихся».
При открытии в 1936 г. ЦПКиО имени Горького в Москве там установили 22 копии с античных скульпур. Обнаженные фигуры греческих атлетов и богинь вызывали нередко возмущение посетителей, не привыкших к такой демонстрации наготы. Однако создателям парка удалось их отстоять, ссылаясь на высказывания классиков марксизма-ленинизма, подвергавших критике «ханжескую буржуазную мораль».
«Диадумен» Поликлета (римская копия с оригинала 2-й четверти V до н. э.). Москва, ЦПКиО, ок. 1935 г.
«Дискобол» Мирона (римская копия с оригинала середины V до н. э.). Москва, ЦПКиО, 1946 г.
А это статуя так называемого «Боргезского бойца» работы скульптора Агасия Эфесского 1 в. до н.э., также сохранившаяся в римской копии. Москва, ЦПКиО. Фото Бориса Игнатовича, 1935 г.
«Победительница в беге» Поликлета (римская копия из Ватиканского музея). Обложка журнала "Смена" (1935 год, № 9)
Классические скульптуры появились в столице и в других местах. Например, в сквере у Патриаршего (тогда Пионерского) пруда.
Фото Бориса Игнатовича, 1930-е гг.
Особой популярностью пользовались произведения скульпторов V в. до н. э. («Дискобол» Мирона, «Дорифор», «Диадумен», «Победительница в беге» Поликлета), создававших обобщенно-героические образы молодых прекрасных атлетов, лишенные индивидуальных черт.
Как пишет известный искусствовед Б. Виппер: «До IV века у взгляда греческой статуи нет ни индивидуальной жизненности, ни какого-нибудь определенного выражения; это абстрактный взгляд вне времени и пространства, ни на что не обращенный, не отражающий никакого характера или переживания».
Именно в этой эстетике создавалась и советская парковая скульптура, подражавшая античным образцам (например, знаменитая восьмиметровая «Девушка с веслом» Ивана Шадра, установленная посреди центрального фонтана ЦПКиО имени Горького в Москве ).
Фото Э.Евзерихина, 1936 год
Фото Х.Формана, 1939 год
Один из античных прототипов «Девушки с веслом» - статуя эллинистического правителя (так называемый Диадох). Бронза. 3-2 вв. до н. э. Рим. Музей Терм. (На фото слепок из ГМИИ имени А.С. Пушкина). Фото
shakko_kitsune Не отставала и «провинция». В «Таганрогской правде» от 12.04.1935 г. сообщалось, что к празднику 1 мая в Центральном парке им. Горького парке установлено свыше 20 копий античных скульптур и до 30 больших гипсовых цветочных ваз. Копии античных статуй появились также у Каменной лестницы и в Спартаковском сквере.
Справа - «Афродита Милосская» (оригинал II в. до н. э., Париж, Лувр), слева - римская реплика «Афродиты Книдской» Праксителя (ок. 350 г. до н.э.).
Слева - «Мальчик с гусем» (римская копия эллинистической скульптуры ок. 250 г. до н.э.), справа - «Мальчик, вынимающий занозу» (римская копия с греческого оригинала второй четверти V в. до н.э.), в центре (на заднем плане) - «Победительница в беге» Поликлета.
К сожалению, большинство античных скульптур простояли недолго. Многие из них пострадали во время войны или разрушились естественным путем, так как были сделаны из недолговечных материалов (гипс, бетон). В послевоенные годы было подвергнуто критике оформление центральных скверов и парков скульптурными изображениями античных богов и героев - «в ущерб современной тематике». К тому же с наступлением чопорного «викторианства» нагота античных статуй стала казаться чем-то неуместным. Греческих атлетов и обнаженных богинь сменили одетые в плавки и купальники спортсмены.
О влиянии греческой классики на советскую монументальную скульптуру я уже писал. Приведу лишь для сравнения "Тираноубийц" Крития и Несиота (476 г. до н.э.) и "Рабочего и колхозницу" Веры Мухиной (1936).
И еще один образец "советской античности" - барельеф жилого дома работников Дома Советов в Ленинграде, 1936 год.
Метопа храма Зевса в Олимпии - образец "строгого стиля" ранней классики (1-я половина 5 в. до н.э.).