В
прошлый раз я уже писала о поразившей меня технической оснащенности монастыря. Сегодня предлагаю совершить путешествие по водным путям Большого Соловецкого острова, в создании которых не последнюю роль сыграли трудолюбие и инженерная мысль.
Большой Соловецкий остров буквально усыпан озерами. Их настолько много, что у некоторых даже нет названий. Невозможно было не использовать этот дар природы, и еще в XVI веке при игумене Филиппе 52 озера соединили в единую "питьевую систему", которая доходила до самого монастыря. Впоследствии количество озер было увеличено до 78. Эта система сохранилась и до наших дней, а Святое озеро по-прежнему является основным источником водоснабжения поселка
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/12/157764198.22/0_b6e6d_d3a1ed3b_XL.jpg)
Кроме того, что озеро снабжало питьевой водой, на каналах, проложенных под монастырем из озера в море, работали поварня и квасоварня, вращалось колесо водяной мельницы. На рубеже XVIII-XIX веков на одном из этих каналов был сооружен сухой док для ремонта и строительства судов. При его заполнении и осушении использовалась разница уровней между Святым озером и морем. Настоятель монастыря архимандрит Досифей отмечал, что «по выгодности местоположения и способности сей верфи многие знатоки свидетельствуют, что еще подобной нигде не находится».
Вход в док находится чуть правее центра фото и обрамлен двумя стелами
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6802/157764198.20/0_b4034_efacf325_XL.jpg)
Надписи, высеченные на камне, еще читаемы
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/14/157764198.22/0_b6e81_9123c8a8_L.jpg)
Для увеличения притока воды в Святое озеро, в начале XX века часть каналов на острове расширили, и появилась возможно проходить по ним на лодках. Общая протяженность "судоходной системы" 13 км, в том числе длина каналов между озерами составляет около 2 км. Эта транспортная магистраль соединила монастырь с отдаленными частями острова. В 20-е годы прошлого века по каналам постоянно курсировали грузовые пароходики "Чайка" и "Озерный", перевозившие различные грузы: сено, камень, лес и другие стройматериалы. А к берегу одного из озер от монастыря была подведена линия узкоколейной железной дороги.
В ответ на закономерное удивление приезжающих, соловецкие монахи с гордостью говорили: «Гавань, доки… всё мужицкие головы задумали, да мужицкие руки сделали».
У туристов сегодня есть возможность не просто услышать историю создания озерно-канальной системы, но и пройтись по ней на лодке. Для весельной прогулки есть два варианта маршрута: по малому и большому кругу
![](http://www.nextroad.ru/images/stories/solovki/lake-channel.jpg)
Лодочная станция находится на озере Средний Перт
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/14/157764198.22/0_b6e6f_bcbe6ea3_XL.jpg)
Не знаю, есть ли возможность самостоятельно взять лодку и поехать кататься по большому кругу, наше путешествие по водной глади озер ограничилось малым, да и то заняло не один час. Кстати, если вы окажетесь на Соловках и вам так же повезет с погодой, то не забудьте воспользоваться кремом от загара - вероятность обгореть очень высока
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6842/157764198.22/0_b6e76_cef76e8c_XL.jpg)
Вначале складывается полное ощущение, что ты где-то в центре России: та же привычная "Пелла", яркое солнце, заливы, деревья. Только вот озера соединяются не простыми протоками, а рукотворными, причем от озера к озеру они становятся все уже и уже. Первый канал из оз.Средний Перт в Круглое Орлово настолько широк, что по нему без помех могут разойтись две лодки
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6831/157764198.22/0_b6e70_6185089_XL.jpg)
Следующие гораздо уже, притом, что длина каналов увеличивается. Из-за этого на озерах случаются даже пробки.
Но красота просто неописуемая
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/14/157764198.22/0_b6e73_c0394185_L.jpg)
Длина последнего из каналов на малом круге примерно 400 метров. Пройти по нему может только одна лодка
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6831/157764198.22/0_b6e74_e11413de_XL.jpg)
Берега каналов выложены валуном, в некоторых местах сохранились остатки строений, например, построенной в начале прошлого столетия плотины. Из-за особенностей устройства, входить в канал нужно по прямой, срезать угол нельзя, иначе есть шанс сесть на мель или пробить днище. А еще гребцам выдают не два весла, а три. Одно из них маленькое, так что можно почувствовать себя как на каноэ
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6744/157764198.22/0_b6e72_ac3ae9a2_L.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6845/157764198.22/0_b6ef8_8db1c638_L.jpg)
Заблудиться в озерах невозможно, возле каждого канала есть указатели. Хотя, если не следовать подсказкам во время движения по Щучьему озеру, то можно заплыть в т.н. "губу дураков". На самом деле это просто залив, только плыть по нему придется долго, сначала, чтобы понять, что впереди берег, а потом обратно. А еще ходят байки, что тех, кто завернул туда, у берега ждет табличка с надписью «Господа дураки, вы приплыли, куда хотели!». Мы не проверяли :)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6809/157764198.22/0_b6e71_3246245c_XL.jpg)
Наш экскурсовод, оглашая технику безпасности и правила поведения на воде, предупреждала, что при возгласе "Уточки!" не нужно всем собираться у одного борта, так после этого все специально дружно кричали: "Уточки!" Уток, кстати, много, причем они не слишком боятся людей, даже ждут их с гостинцами. Так что при случае не забудьте лакомство для них
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6831/157764198.22/0_b6e75_b1946614_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6815/157764198.22/0_b6e6c_6a26e1f4_XL.jpg)
Жаль, что у нас не было возможности пройти еще и по большому кругу. Там есть свои чудеса: остатки механизма раздвижного мостика, ряд каналов, расположенных друг за другом и, как рассказывают, даже маленькое озеро на острове посередине одного из озер.
Возвращаясь ко времени появления озерно-канальной системы, нельзя не сказать, что ее начало было положено при игумене Филиппе, который вообще очень много сделал для обители. С его именем напрямую связаны и Филипповские садки - отгороженный дамбой один из заливов. Сюда выпускались излишки живой пойманной рыбы, благодаря чему монахи в любую погоду имели возможность ее вылова. А еще был "филипповский кирпич", который изготавливали на заводе, также построенном при святителе Филиппе. Глину для производства очень прочного кирпича непривычно большого размера добывали в местном карьере. До сегодняшнего дня этим кирпичом вымощены, в том числе, и полы монастырских строений.
Использована информация сайтов
www.solovki.casolovki-monastyr.ruwww.solovky.ruwww.nextroad.ruа также путеводителя "Соловки - острова преображения" и иллюстрированного путеводителя издания Соловецкого монастыря