Проходной двор

Aug 29, 2021 07:36



- Ты идьёш в гастроном? За барбарисками? Падашди! Купи мне "Беломор"!
Гастроном в соседнем доме, я бегаю туда за разной мелочью почти каждый день.

Тетя Юлиана прокашливается, возвращается на веранду и сует мне в ладонь двадцать пять копеек.

Все знают - она говорит по-русски с акцентом. Точно так, как моя бабушка. Бабушка говорит ей "Фрау Юлиана", а тетя Юлиана зовет мою бабушку "Frau Nachbarin". Nachbarin это по-русски "соседка".

У тети Юлианы муж и два сына. Мужа тети Юлианы зовут Ватан, но тетя Юлиана зовет его Ваней.

У дяди Ватана грозный вид: смуглое лицо, густые черные брови, волосатая грудь, а на предплечьях две наколки - танк и сердце, пронзенное стрелой.
Дядя Ватан тоже иногда посылает меня в гастроном. Только он курит "Памир". Я уже помню наизусть - "Памир" стоит 10 копеек.
Вечером тетя Юлиана и дядя Ватан выходят на веранду. К ним присоединяется соседка тетя Аля. Hо тетя Аля не курит, а просто болтает с тетей Юлианой.

- Языками чешут, - ворчит мой папа.
- Балакают, - с улыбкой поправляет мама.
- Темная нооооочь! Только пули свистят по степииии...
Дядя Ватан хриплым басом затягивает свою любимую вечернюю песню.

Всего в нашем дворе шесть квартир. И у всех есть какие-то владения. Или обязанности.
Вот моя мама, например. Моя мама отвечает за погреб и за чердак.
Мне очень нравится, что мама ответственная за чердак. Там так таинственно, интересно. Мы с Иркой летом залезаем на чердак и там болтаем. Мы стараемся ходить там тихо-тихо, но тетя Юлиана слышит наши шаги и сразу кричит: "Э-э-э!!! Хто там ходьит?! Бистро выходьите вниз!"
Я не понимаю, разве мы ей мешаем? Мы же только хотели посмотреть, как солнечный луч через люк на крыше светит на паутину..

А владения у всех разные. У тети Юлианы есть грядка. Она очень гордится: у нее принялись чайные розы. А дядя Ватан посадил две яблони "белый налив". Но они еще молодые и яблоки совсем маленькие, зеленые.
А еще у них есть "халабуда". Ее из досок сколотили дядя Ватан с сыном Андреем. Внутри, в халабуде, Андрей обклеил все стенки картинками с девушками.
- Пазор! Стыт-и-срам! - сокрушается тетя Юлиана. - Фотографии голих женшин!
Андрей сказал, что вырезал картинки из ГДР-овского журнала и девушки совсем не голые, а в бикини. А тетя Аля говорит, что тетя Юлиана права, позор.

У самой тети Али ни владений, ни обязанностей по двору нет. С ней живут две дочки, одна квартирантка, Муся и кошка Мурка.
Света и Люда уже большие, они уже крутят волосы на бигуди. Квартирантка Слава работает на фабрике. А Муся - дальняя родственница тети Али.
Муся худенькая, высохшая, похожая на догорающую свечу.
Андрей зовет ее бабой Мусей, потому что у нее во рту только три зуба. Но тетя Аля говорит, что она не баба, а просто Муся и ей только пятьдесят пять лет, а зубы она потеряла при блокаде Ленинграда. Там, в блокаде погибли ее маленькие дети, девочка и мальчик, совсем крошечные, вся ее семья, все-все. Выжила только Муся, и после войны Аля взяла ее к с себе.

В середине двора живут Ольга Ивановна и старики Хайкины.
У Хайкиных на грядке растрепанные розовые пионы в мае и скромные астры в августе. А у Ольги Ивановны мальвы и петушки.
Хайкин с женой поглядывают на нее с неодобрением. Ольга Ивановна уже на пенсии, но по выходным всегда прихорашивается и идет с подругой "пройтись по Кобылянской".
У Хайкиных же полно забот: работа, рынок, заготовки на зиму, дочка. Дочка Хайкиных, Рая, работает на телеграфе. Она - молодой специалист, и ее все время ставят в ночные смены.
- Дети, ну пожалуйста! Тише! Раечка работала в ночь! Дайте Раечке поспать! Дети, я вас умоляю! Идите играть на Площадку!

И самый важный из всех наших соседей - дядя Вася.
У дяди Васи с тетей Ларисой самая маленькая квартира. Но зато у них есть летняя банька и палисадник. Нет, не так - Палисадник! Там два десятка кустов смородины и крыжовника. И под старым орешником - беседка, увитая виноградом. А там лежанка и стол, а над столом лампочка.

Я отдаю пачку "Беломора" тете Юлиане и опрометью несусь на Площадку.
Туда можно, конечно, попасть длинным путем - если бежать по улице. Но зачем же длинным путем, если можно короче.
Калитка, ведущая на площадку - в глубине нашего двора, возле дяди Васиной летней баньки.

- Но потшему тшерез двор? - кричит мне вдогонку тетя Юлиана. - Was für eine Ungezogenheit !* Дла тибья тут прахадной двор?
====================
* Was für eine Ungezogenheit (нем.) - Какая невоспитанность!
** Имена изменены.

Окончание читаем ТУТ

На фото: "длинная" дорога на площадку
Ниже - линки на еще несколько постов про 70-ые годы.

Крик души, Черновцы, Советское-прошлое, Личное, О хорошем, Наши соседи

Previous post Next post
Up