БУХАРСКИЕ БЯКИ

Mar 27, 2012 13:00

Из воспоминаний военного журналиста.
* Везде, в скобках - примечания автора. В кавычках - местные идеологизмы.

В самой Бухаре и вокруг нее много замечательных и уникальных мест, исторической гордости, и неразгаданных тайн. Вы слышали истории про «Золото Эмира Бухарского»? Вы знаете, как создается знаменитый бухарский ганч (резьба по гипсу на зеркальной подкладке)? Вы кушали вкуснейшие гиждуванские лепешки (Гиждуван - село на пути в Бухару)? Вы ловили рыбу на знаменитых и огромных бухарских озерах? Вы помните, как там орудовала группа Гдляна-Иванова и как «золотые царские империалы из клада Эмира» печатали в частных сараях для «отчета о проделанной работе»?
…Мы едем в Бухару надолго. За окном машин - «оттепель» второй половины 80-х, природная жара и зной, а над горизонтом, уже на четверть небосвода поднимается черная завеса.
- Быстрее, - торопит водителя Марат - знаток всех местных дел, истории, достопримечательностей и сплетен. - «Афганец» надвигается, через 20 минут мы друг друга видеть не будем.
«Афганец» - это пустынный ветер, перемещающий огромные массы пыли и песка на большие расстояния.
…Успели проскочить. В гостинице «Бухоро», под кондиционерами нам уже не страшен «афганец», моментально покрывший в мглу улицы этого древнего, красивого и замечательного города, продолжая с завываниями заносить их песком.
Работы много и надо спланировать ее всей нашей журналистской и съемочной группам. Привлекательной информации хватает с излишком, но нам надо выбрать «изюминки».
Про достопримечательности города, Эмиров Бухарских, уже не раз писали, снимали и показывали кроме нас. Не будем повторяться.
Марат добавил несколько тем: встречу с последним евнухом эмира и историю о том, как в одном из дворов безнаказанно печатали золотые царские империалы, якобы из одного найденного клада эмира, для чего даже из Москвы привезли балансир (специальный станок, дающий печатаемым монетам идеальную окружность).
- Про само «золото эмира» мы, кроме слухов и рассказов ничего не найдем, - поясняет Марат, - а если, что-то и отыщем, нам же и «секир башка» сделают.
*
…Так, нам надо побывать в Газли - городе газовиков, не раз пострадавшем от мощных искусственных землетрясений с человеческими жертвами (последнее, перед нами, говорят баллов 9-11, случилось в апреле 1996 года), вызванных непродуманной добычей газа, в результате чего, сам поселок опустился намного ниже былого уровня. Затем, в Кагане (город в 12 км от Бухары, так называемая, «русская Бухара», поднявшая победоносное восстание против эмира), снять сюжеты о передовых методах работы местного ЛТП (лечебно-трудовой профилакторий для пьяниц и алкоголиков). Надо сделать репортаж об операции «МАК-87», в ходе которой военнослужащие внутренних войск с милицией уничтожают громадные посевы опиумного мака и конопли за городом.
И там же, заодно, подробнее разузнать историю о «вертолетном сексе» в полку вертолетчиков, где молодые офицеры устроили настоящую «коммуну» с обменом женами.
- Их уже раскидали по разным частям страны, но, думаю, одного-двух «участников» мы еще можем застать, - отмечает Марат.
- Ну, теперь, во всех вертолетных частях будут такие «коммуны», - ерничаем мы в ответ ему.
Плюс, еще надо побывать в областной больнице у солдата, которого укусили сразу две «мухи-пиндинки». Это местная беда.
Мухи в Бухаре вообще - злющие. Они - кусаются. Даже через одежду, но, особенно, через носки. Мы все уже успели отведать их «гостеприимства», и поминутно расчесываем подъемы ног, смазывая расчесы йодом. А пиндинки (или пустынные мухи) - сущие твари, хотя и редкие…
- Они - малоприметные, неспециалисту трудно отличить их от обычных, - рассказывает врач в больнице. - Но, после каждого укуса остается разрастающаяся, незаживающая язва.
(Мне, служившему в тех местах, доводилось видеть последствия этих укусов на людях: на руках, спинах, и даже - на лице. Язва затягивается годами, но, от нее остается след на всю жизнь - шрам, как от обширного ожога).
- Лечим разными средствами, - продолжает доктор, - включая народные. Но, единственное надежное лекарство от этой напасти - только смена климата и переезд в другой регион. Хотя, шрамы уже ничем не исправить.
Он хотел рассказать нам древнюю историю, как пиндинка укусила одного эмира - владельца большого гарема - прямо в детородный орган. Но его отрывает вызов в палату к больному.
Мы разглядываем его коллекцию злосчастных мух, засушенных в баночках, заспиртованных ядовитых змей, глистов и пауков.
- А это, что за ниточка? - Спрашиваю я врача, указывая на «экспонат» в банке, когда он возвращается.
- О! - Поднимает он вверх палец с важностью корифея. - Это еще одна местная, зловредная бяка - NNN (извините, читатели, название я уже не помню). Но, для вас она не опасна.
- Почему? Ее уничтожили? - интересуемся мы, разглядывая тонкую тварь, длиною сантиметров в 15.
- Нет. - Поясняет врач. - Странным образом, эта тварь кусает только местных жителей, и живет, разрастаясь, у них под кожей. Причем, абсолютно индифферентна к европейцам. Мелкая мошка откладывает на месте укуса свои личинки, и они под кожей разрастаются до 20 сантиметров, причиняя болезненные ощущения носителю, и возможную смерть от гнойного заражения, если ее не вытащить. Обычно людей от нее избавляют местные целители - табибы. Они смазывают место укуса настойкой своих снадобий на хлопковом масле, как от моллюски, или делают небольшой разрез на коже, если червь уполз от раны. После чего, своим неповторимым искусством подхватывают червя и осторожно вытягивают из тела. Это очень древнее искусство врачевания, описанное еще Ибн Синой (Авиценной). Если червь разорвется, он снова уползает под кожу и, либо разрастается, либо, сгнивает там, вызывая еще большие осложнения.
*
Всю ночь нам - непьющим - снились «бухарские бяки» вперемежку с местными достопримечательностями. А пьющие, приняв норму «на грудь» дрыхли безмятежными снами. И только наступающий день с напрягом работы, уравнивал нас всех в правах и ощущениях…
***
P.S. Принимаю заказы на написание повестей, романов и сценариев о тех и других «тайнах» бытия. Можно в соавторстве. Главное, - деньги не пахнут… Впрочем, когда в Бухаре в те времена боролись с коррупцией («узбекское дело»), деньги - советские сотни и пр. - жгли в мешках прямо в мусорных баках. Кто унюхал, тот и молодец. Но, это уже другие истории.

Записки военного журналиста, бяки, Бухара, воспоминания

Previous post Next post
Up