Итак, мой старый знакомец Джобсикер снова с вами, уважаемые читатели! Он продолжает давать уроки правильного поведения для тех из вас, кто желает наиболее эффективно и элегантно вести переговоры с рекруитерами и потенциальными работодателями, не попадаясь при этом в расставляемые ими многочисленные ловушки и твердо прокладывая себе дорогу к заветной должности.
Профессиональные джобсикеры (от англ. job seeker - ищущий работу) знают свой предмет не по обязанности, а по призванию. Им просто нравится раз за разом проникать в офисы известных фирм и рекруитерских агентств, представляясь простым соискателем на объявленную вакансию, а затем шаг за шагом проделывать весь путь кандидата вплоть до предложения подписать заманчивый трудовой контракт. На этом отношения с подбирающей персонал фирмой обычно заканчиваются - джобсикеры дорожат своим нынешним местом работы и вовсе не собираются его менять. Набеги на работодателей с их стороны имеют не утилитарные, а сугубо развлекательные цели.
Я не люблю "динамо" во всех его проявлениях, поэтому я не могу одобрить странные игры своего старого знакомца - одного из наиболее ярких представителей отечественной разновидности этой странной породы людей. Однако, признавая его опыт полезным и во многом уникальным, я предложил ему дать несколько уроков для тех, кто не в шутку, а всерьез озабочен поиском новой работы.
На мое счастье, он согласился. Если вы считаете, что время брать уроки чего бы то ни было для вас еще не миновало - послушайте запись четвертого урока Джобсикера.
Урок IV
Не только квалификация
С чем бы вы, дорогие друзья, наверняка еще помнящие свои незабвенные студенческие годы, сравнили процедуру собеседования при приеме на работу? Ну, как же: стол, за столом - строгий, но справедливый собеседник, тщательно оценивающий ваши ответы, за дверью - другие волнующиеся за исход дела кандидаты... Конечно, вам приходят на ум ассоциации с экзаменом, не так ли? Одно плохо - билетов нет, да и шпаргалку изготовить затруднительно.
Если вы, однако, и впрямь будете воспринимать сидящего напротив кадровика или рекруитера как строгого профессора, а себя - как трясущегося над зачеткой студента (вы же понимаете, что здесь "тройку" получать нельзя!)... Плохи ваши шансы! Дело даже не столько в том, что ставите себя в несколько приниженное положение и уже не можете общаться с собеседником на равных. Это, как говорится, еще пол-беды.
Проблема в том, что вы при таком подходе допускаете более глубокую ошибку, воспринимая собеседование только как проверку накопленных вами знаний и умений, другими словами - вашей квалификации. А ведь такая проверка - всего лишь часть собеседования, причем, вполне вероятно, не самая существенная часть.
Истинный джобсикер воспринимает собеседование - а точнее, весь процесс приема на работу - не как экзамен, а скорее как сватовство, во всем несколько старомодном смысле этого слова. Недаром, наверное, в русском языке слова "фирма", "компания", "организация" - все женского рода!
А как же иначе - ведь после приема вам придется существенную часть времени проводить вместе! Еще ведь даже неизвестно, где вы будете находиться дольше - дома с настоящей женой или на работе.
И в такой ответственной ситуации вы заладите про свою квалификацию. Конечно, будущей жене интересно знать, какой вы добытчик и сколь хорошо знаете свое дело. В конце концов, она надеется, что вы возьмете на себя часть ее повседневных забот. Но, согласитесь, ей еще более интересно другое: почему вы выбрали именно ее? не собираетесь ли вы изменять ей? насколько можно на вас положиться в решении сложных семейных проблем?
На языке профессиональных рекруитеров все это называется - выяснить компетенцию, мотивацию и степень лояльности. Причем в отношении компетенции они больше склонны доверять не словам, а делам - то есть не вашим ответам, но вашему послужному списку. В деле доказывания профессиональной компетенции ваш незаменимый помощник - не язык без костей, но "два волшебных листочка" - ваше резюме (см. Урок №2). Впрочем, о нюансах этого тонкого дела мы поговорим подробнее несколько позже.
Мотивация
Поддержание в сотрудниках должного уровня мотивации, стремления принести как можно больше пользы компании - одна из постоянных профессиональных забот кадровика. Впрочем, в наиболее продвинутых компаниях понимают, что эта задача - одна из важнейших для всего высшего менеджмента. Кадровик, уже намучившийся с пробуждением мотивации в тех штатных сотрудниках, у кого ее сроду не бывало, с особым пристрастием относится к вновь принимаемым кандидатам, стремясь не повторить прежних ошибок.
Собственно, вопросы мотивации и лояльности мы уже затронули в предыдущем уроке, когда говорили о любимом вопросе работодателя - "Почему вы собираетесь уходить с вашего нынешнего места работы?" Как мы выяснили, откровенная мотивация на деньги или на карьеру отпугивает работодателя, а стремление уйти от ненавистного начальника или "усталость от интриг в коллективе" внушает подозрения в лояльности.
Истинный джобсикер, "сватаясь" в компанию, подчеркивает у себя мотивацию двоякого рода: (1) любовь к самой выполняемой работе и стремление достичь в ней совершенства, и (2) стремление работать именно здесь - в такой (известной, уважаемой, перспективной - нужное подчеркнуть) организации.
Правильный ответ на приведенный выше любимый вопрос демонстрирует мотивацию первого рода. Мотивацию второго рода должен продемонстрировать ответ на
Еще один любимый вопрос работодателя
Второй любимый вопрос, собственно, вытекает из первого: "А почему вы хотите работать именно в нашей компании?" Надо признать, что его задают несколько реже. Оно и понятно: не всякая девушка рискует спросить: "А почему ты выбрал именно меня, милый?" Однако, можете быть абсолютно уверены, что в душе любая девушка и даже уважаемая мать семейства (а также всякий работодатель) жаждет услышать ответ именно на этот вопрос. Поэтому на него следует отвечать, даже если впрямую и не спрашивают.
Уже из приведенной аналогии очевидно, что ответ типа "Да просто что-то ничего получше не подвернулось" - не годится. Но отвечать надо, причем отвечать быстро.
Именно при ответе на такой вопрос проявляется ущербность позиции тех, кто пришел на собеседование, словно на квалификационный экзамен. Как правило, их реакцией бывает искреннее недоумение, а на лице читается что-то вроде немого восклицания "а это-то вам зачем?" Тут даже без слов работодателю становится понятно, что кандидат пришел или за деньгами, или за карьерой и что ему, как это ни прискорбно, в сущности все равно, где работать. Такие люди, увы, не могут рассчитывать на ответственные должности.
Истинный джобсикер всегда готов к такому вопросу и, более того, отвечает на него буквально каждой своей репликой на протяжении всего времени собеседования. Делать это ему тем легче, чем больше ему удалось узнать о компании, в которую он направляется, до собеседования. Это одна из основных заповедей джобсикера - узнавать как можно больше о компаниях - своих будущих жертвах.
Впрочем, даже если предварительная разведка почему-либо не удалась (например, джобсикер попал на собеседование случайно, повинуясь внезапному капризу), всегда можно найти ответ, опираясь на самые общие сведения о компании. Наиболее идеальный вариант - совмещать ответ на оба любимых вопроса работодателя, доказывая ему, что преимущества работы в его фирме вы видите особенно четко на фоне вашего нынешнего места работы. Здесь, конечно, возможны самые разные сочетания. Однако стереотипы работодателей весьма устойчивы, и вы вслед за джобсикером можете их обыгрывать в своих ответах. Приведем для примера самые распространенные варианты возможных переходов и типовые ответы джобсикера. Главное, чтобы вы уловили идею и творчески развили ее в вашей конкретной ситуации. Напомню только, что в наиболее эффективном варианте вы должны знать о компании гораздо больше - вплоть до объмов ее продаж в прошлом году на территории вашего города. Чем больше вы знаете - тем больше будет расположен к вам работодатель!
Переход из российской компании в иностранную . "Я давно хочу поработать в иностранной компании! Надоел, знаете, этот наш вечный российский бардак - непонятно, кто и за что отвечает, дисциплины никакой, планы развития меняются чуть ли не каждый месяц. Хочется порядка, стабильности, четкой должностной инструкции, наконец!"
Переход из иностранной компании в российскую . "Вот все говорят - стабильность. А мне не стабильность - мне развитие нужно! Простор для инициативы, новизна! Хочется работать с людьми, действительно понимающими нашу отечественную специфику. Надоело на иностранцев пахать, хочется наш, российский бизнес развивать! Хочу, в общем, не на словах, а на деле быть ОТЕЧЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ!"
Переход из малоизвестной компании (условно ТОО "Аленушка") в компанию brand name (условно Coca-Cola) "Хочется, знаете ли, почувствовать свою причастность к мировому лидеру. Влиться в дело, которым, кроме тебя, занимаются, возможно, миллионы человек. Мы живем в глобальном мире, в эпоху глобализации! Как это здорово, наверно - ощущать гордость за себя, работающего в такой компании - мировом, блин, лидере!"
Переход из компании brand name в малоизвестную компанию. "В этих гигантах чувствуешь себя каким-то винтиком, просто теряешь индивидуальность! Достала глобализация - надо бы и о Родине подумать! Я хочу видеть, как в результате моего труда изменяется сама компания, в которой я работаю. Я хочу видеть, как по мере моего профессионального роста растет и фирма, в которой я работаю. Расти вместе со своей компанией - это ли не счастье?!".
Переход из торговой компании в производственную. "Стыдно за страну, что у нас стоит производство. Хочу видеть продукт, к наличию которого я имею непосредственное отношение".
Переход из производственной компании в торговую. "Любое производство ничто без грамотных продаж. Вы, как я вижу, умеете это делать. Будущее за теми, кто умеет торговать, поэтому я хотел бы быть с вами."
И так далее. Конечно же, уже приведенные ответы можно комбинировать, учитывая имеющийся в вашем распоряжении объем сведений о компании вашего собеседника. Например, "переход из торговой малоизвестной российской компании в производственную иностранную компанию brand name". Предоставляю вам самостоятельно сконструировать подходящий ответ из предложенных "кирпичиков".
Помните главное - свидетельств наличия позитивной мотивации никогда не бывает слишком много! Вы бы усвоили это еще лучше, если бы знали, сколько блестящих профессионалов не получили не менее блестящих должностей только потому, что не смогли должным образом продемонстрировать свою мотивацию!
Вы не забыли, что кроме мотивации есть еще и лояльность? Об этом - на очередном уроке Джобсикера!