Русская национальная идея. Патриоты и либералы

Aug 27, 2022 15:11

(первая часть - здесь)

А теперь, получив на руки могучий Объяснительный Принцип, то есть Настоящую Национальную идею Русского Народа (тм), рассмотрим одно из главных идеологических противостояний внутри российского общества на протяжении последних как минимум двух веков - патриотов-государственников и либералов-западников. Названия тут весьма условные, поскольку в разное время применялись самые разные обозначения: славянофилы и западники, почвенники и прогрессисты, государственники и космополиты, патриоты и либералы, зеленые и красные, etc. Важно, что при всем изобилии обозначений, суть оставалась одной и той же. Остается этот яростный дуализм и сейчас. Битвы происходят нешуточные, порой у сторон прорывается в отношении друг друга полная непримиримость и даже ненависть, стороны все 200 лет клянутся в полной идеологической несовместимости двух подходов… при том, что переходы из лагеря в лагерь происходили постоянно и вовсе не считаются чем-то из ряда вон.

В чем тут дело? Все объясняется, если мы вспомним корневую Национальную Идею, которая состоит в следующем: «Надо уходить из России, потому что в России нам не нравится». Попробуем детализировать: очевидно, что при принятии данного постулата возникает вопрос - КАК? Как уходить - коллективно или индивидуально? Всем вместе или каждый как может? Собственно, разница в ответе на вопрос «как будем уходить (с нашего опостылевшего Севера)?» и задает эту самую основную дихотомию российского общественного дискурса на протяжении веков. Условные «патриоты» стоят на том, что «уходить будем коллективно, соборно и разом», условные «либералы» - «уходим по одному, кто во что горазд».

Соответственно, первый путь (путь Патриота) предполагает в пределе войну, второй (Путь Либерала) - эмиграцию. Почему война? Более чем понятно: ведь уходить с Русского Севера придется, хочешь ты или нет, на территории, которые уже кем-то заняты. На них ведь уже расположились какие-то там народы - «пустых» мест, чтоб в благоприятных климатических условиях, да у теплого моря - таких на Земле не осталось. Во всяком случае, чтоб разместить там 145 млн. человек - точно нет. Тут без войны не обойтись - хотя, надо отдать должное, российские «патриоты» обычно стараются до последнего обставить всё в максимально миролюбивом антураже.

Что такое «русский уход по-патриотически»? Это, безусловно, захват. Российская масса смещается вниз по шарику, в более теплые и благоприятные места, затекает в уже обжитые города и веси, «разбавляет» местное население… и всячески старается обжить эти места для себя, в частности - внедряя повсеместно и как можно шире русский язык в качестве «языка межнационального общения», а в пределе - и основного. Самое показательное в этом - то, как еще царское правительство - планомерно, на протяжении десятилетий! - стремилось «обрусить» Польшу и Финляндию, упорно и настойчиво вытесняя соответственно польский и финский языки из самых разных сфер применения. С точки зрения экспансии (читай - переселения) политика в высшей степени разумная: если уж мы сваливаем на новое место с нашего Севера - лучше это делать с максимальным комфортом, не мучаясь с «языковым барьером»… В этом смысле правительство «патриотов» очевидно заботилось о народе.

Но стоит обратить внимание все ж прежде всего на идейное родство двух «непримиримых» течений; мы видим, что и патриоты, и либералы хотят, в сущности, одного (свалить); и именно этим объясняется постоянное перемешивание и взаимопроникновение двух лагерей. Во время относительно успешной экспансии России были нередки случаи, когда в ряды «патриотов» вступали самые откровенные «либералы»; и наоборот - во времена, когда Россия впадала (временно) в полную разруху и ничтожество, и было ясно, что ни на какую экспансию она временно неспособна - тут и записные «патриоты», скрепя сердце, становились «либералами» и вели себя вполне «либерально». Наиболее яркий пример во втором случае - «белая эмиграция» в период после Революции и гражданской войны в 20 веке.

Тут, пожалуй, еще имеет смысл затронуть не менее знаменитое в России идейное (!) противостояние «русские - евреи», которое по наивности многие считают «этническим». На деле, понятно, ничего этнического в нем нет, и тут достаточно вспомнить известную манеру в сетевых дискуссиях, в которых оппонентов сплошь и рядом награждают званием «еврей», вообще не видя его вживую и зачастую даже не представляя его пол, не то что этническую принадлежность. И это понятно и в чем-то даже оправдано, если учесть, что «еврей» в русском дискурсе - это безусловно идеологическая принадлежность, практически идентичная понятию «либерал» и западник.

Почему - понять достаточно просто, если мы вдумаемся в смысл слова «еврей». Кто это? Безусловно - это человек, имеющий свою «родину» по месту рождения, но этой «родиной» пренебрегающий на идейном основании - исходя из того, что для него есть ГДЕ-ТО (важно, что не здесь) некая «Земля Обетованная», на которую он и считает нужным и необходимым рано или поздно переселиться, безразлично (или даже с облегчением) сказав «адью» своей родине, так сказать, наличной. Нетрудно заметить, что в нашем определении это практически совпадает с идейной позицией «либерала» - особенно при том, что наш еврей во все времена высказывал намерение прорываться на свою «землю обетованную» именно в индивидуальном порядке, а не в составе стройных колонн своего дорогого (нет) формального Отечества.

Соответственно, и первая часть дуали «русский vs еврей» в обыденном русском понимании - это также идеологический, а не этнический конструкт (то есть это вполне может быть еврей в этническом смысле, какой-нибудь Нессельроде или Кириенко): тот, кто намерен уходить со святой Руси в составе «железных колонн» - на Запад, на Юг или на Восток, неважно куда, важно, что с Севера.

Отсюда мы получаем и первый наш важный прогностический вывод: все Антиутопии по типу, к примеру, сорокинского «Дня опричника» (пророчащие некое «закукливание» будущей России в скудном тоталитарном мирке вокруг лабазов, где всего по два - водка Столичная или Русская, сыр Российский или Костромской, пиво Жигулевское или Балтика, etc/) - не имеют шанса реализоваться, ибо нарушают фундаментальный принцип Руси и противоречат Русской Идее: «Русским не нравится в России!» Подчеркнем еще раз: не нравится НИКОМУ, в том числе и описанным Сорокиным будущим опричникам. Режим «закукливания» не устоит, будучи взорван ИЗНУТРИ (и также поэтому обречены идеи, скажем, Паршева об «автаркии»).

В дальнейшем поговорим о прикладных идеологиях для ширнармасс, присущих двум основным течениям Русской Мысли (тм), основанным на уже известной нам Русской Идее (тм). Понятно, что их тоже всего две.

Продолжение следует.

русидея

Previous post Next post
Up