(проект "Рецензия от Сапожника")
«Комиссия по восстановлению исторической справедливости, учрежденная президентом Ириной Домбровской, привела уточненные данные о потерях нашей страны в Великой Отечественной войне, длившейся в период с 1941-го по 1945-й год. Они значительно превосходят данные предыдущей комиссии, созданной по инициативе бывшего президента Васильева к ста пятидесятилетней годовщине Великой Победы. Согласно новым подсчетам, Россия потеряла в той далекой войне сто сорок шесть миллионов человек...»
Марьяшин С. «Роботы божьи».
Не перестаю удивляться своему везению. Когда я
объявлял с полгода назад всем читателям блога о своем проекте «Рецензии на самиздат» (предлагая присылать мне свои книги, романы и повести, безусловно прекрасные, но малоизвестные широкой публике) - я все же в душе опасался, что буду завален какими-нибудь скучными и дурацкими историями от досужих графоманов, про которые и сказать нечего, и читать - мука мученическая.
А все оказалось не так. Да, безусловно, авторы присылают мне рукописи порой странные, что называется «неформатные», но почти все - реально интересные и даже захватывающие! Читаю с удовольствием!
Нежнейшая «Свеча горела» прекрасного, но незамеченного Верещагина,
забавный «эротический триллер» от израильской авторши по фамилии Мириси , невероятный, практически «новый Маккиавелли» -
трактат о современных спецслужбах (!) от человека, который знает, о чем пишет…, наконец, мрачная психоделическая «повесть о детстве» от старой френдессы А.Мироновой «Мама!» Да и наш книжно-рецензионный «бартер» с известной ЖЖсткой «Мореной Мораной» (она написала рецензию на мою книгу, я на её) тоже вышел вполне удачным! Морена, как оказалось, отлично пишет - такой «женский Зощенко»…
Но последний опус, который мне достался - он в плане как «неформатности», так и, пожалуй, гениальности оказался чем-то совсем уж из ряда вон выходящим. Автор по имени Сергей Марьяшин прислал мне ссылку на свой мега-фантастический роман «Роботы божьи», честно предупредив, что он «довольно большой». Когда я попросил уточнить - выяснилось, что в нем… 37 авторских листов!!
«лежа в одиночестве на подрагивающей в такт его шевелению гелевой кровати, Егор думал: а как же любовь? Что же получается, в ситуации выбора спутницы жизни теперь нужно руководствоваться не соционикой и чувством, а вероятностью судебного иска? Он решил, что при всех издержках местной действительности жить в России пока еще можно. Толерантность тут тоже имеется, но ее градус и близко не достигает американской беспощадности».
* * *
- Американский президент точно робот. - Ну, естественно. Первый робот-порноактер, победивший на выборах. Об этом во всех новостях трубили. - Не только этот, но и предыдущий. Америкой уже сорок лет правит робот. С тех пор, как страну приватизировал Гулл.
Если кто видел мою книгу про «Эмпатию» - она довольно традиционная такая книжка, не очень толстая, с крупным шрифтом, в ней около 300 страниц. Так вот она - 8,5 авт.листов!! Получается, что роман Марьяшина - как четыре моих книги по толщине. Если даже чуть уменьшить шрифт, сократить интервалы - получится томина страниц на 900. Я, когда представил себе объем - поначалу даже не знал, как подступиться. Малодушно жалел - «эх, зачем я за это взялся!»
Мысль о том, что его отношение к людям зависит от их статуса, была неприятна Егору, но поделать с собой он ничего не мог. Марьяшин С. «Роботы божьи» (здесь и далее курсивом)
Всё, понятно, подлость человеческая. Был бы Марьяшин признанным классиком, увенчанным всякими премиями, с тысячами поклонников по всему миру, с огромными тиражами - в общем, кем-то вроде Л.Толстого, Толкиена или Хайнлайна (все трое любили выдавать опусы на тысячи страниц) - конечно, я бы относился к его творению иначе, с должным пиететом и даже предвкушением. Но Марьяшина не знают, издательства от его книги, понятно, шарахаются с криком «Неформат!!» - все ж боятся брать никому не известного автора и тут же издавать целый фолиант… Марьяшин вообще делал всё «не по уму»: нет чтобы написать рассказик-другой, освоиться в тусовке, завести полезные знакомства, набрать себе рейтингов в разных читательских сообществах, участвовать в конкурсах на всяких графоманских сайтах - глядишь, его б заметили, включили бы для начала в какой-нибудь сборник - «братскую могилу» таких же, как он, самодеятельных авторов… Нет - он сразу взялся ваять настоящий опус-магнум!
- Странно, что движение регулирует человек, а не робот, - заметил Смолин.
- Что странного? - удивился майор. - Робот бы соблюдал правила движения, а здесь их надо нарушать. Нарушение правил - основная привилегия начальства. Знали бы вы, сколько нарушений мы совершили, пока сюда ехали...
Я с ним познакомился лично (естественно, в кафе Шоколадница, где у нас была встреча). Это худой, уже немолодой человек, видно, что не очень-то общительный, даже застенчивый, больше «вещь в себе». Понятно, что прорубать себе «путь к известности», знакомиться и выпивать с редакторами популярных издательств такие люди не умеют (да и в глубине души не понимают - зачем?) Он типа написал книгу, выложил в свободный доступ - читайте! Но никто не читает…
«Егор, подобно большинству своих сверстников, не служил в армии. Он платил «патриотический налог", на который содержался воюющий в Афганистане боевой робот. Конечно, Егор не мог окупить создание машины, - боевые роботы стоят дороже гулловских, - но его денег хватало на оплату операционной системы и ежегодного антивирусного пакета. За это правительство регулярно присылало ему видеоотчеты о функционировании робота…
Егор привык к своему роботу. Между ним и боевой машиной установилась тесная связь - воображаемая, конечно. Просматривая ролики, на которых робот расстреливал мечущихся вдали человечков, Егор часто пытался представить себя на его месте. Врагов рассмотреть обычно не удавалось; стоило роботу начать стрелять, как поле зрения заволакивало пылью и дымом от взрывов. Егор смотрел на взрывы, трассы зажигательных пуль, нити лазерных лучей и воображал, что это он сам сражается в далеких горах, отстаивая интересы страны от посягательств неизвестных, но определенно злонамеренных негодяев».
А ЗРЯ! Марьяшин - редкий тип автора: он визионер. Он описывает наше будущее, будущее всей планеты, но прежде всего России - не потому, что он его как-то «просчитал», а потому что он его ВИДИТ. Он улавливает тенденции в сегодняшнем настоящем - и представляет, во что это выльется лет через сто. Получается крайне любопытно: Марьяшин - это как бы такая кинокамера, направленная лет на 100 вперед. Больше всего поражает, если можно так выразиться, разрешающая способность этой кинокамеры - степень детализации. Марьяшин обрисовывает будущее не в каких-то «общих чертах», нет! Его «картинка» очень продумана, там одно неожиданное наблюдение вытекает из другого, перед нами предстает не набор каких-то отдельных «озарений», а вполне реальный - ПУГАЮЩЕ реальный! - мир.
Знание необратимо. С опасным знанием следует учиться жить, как с неизлечимой болезнью
При всей проработке футуристических деталей - что уж совсем впечатляет! - в мире Будущего от Марьяшина живут и действуют вполне живые, выпуклые персонажи (пусть даже некоторые из них - роботы, а некоторые и вовсе не имеют тела и являются, по сути, компьютерными программами). То есть перед автором стояли две сложнейшие задачи: во-первых, описать «с нуля» Мир Отдаленного Будущего, о котором читатель не имеет представления - а это значит буквально водить читателя за руку и объяснять ему ВСЁ - ведь мир будущего совсем не похож на наш! А надо описать так, чтобы читатель не заскучал, не сбился, не запутался - но вполне освоился и, хотя бы отчасти, понял, как в этом будущем ЖИТЬ!
«Преодолев сопротивление, Егор стянул с нее футболку и шорты, оставив совершенное тело восхитительно нагим и прекрасным. Когда он проник в нее, она замерла на миг, прислушиваясь к незнакомому ощущению, - пока скачивалось обновление нужной программы, - и обвила его руками, сдавив так сильно, что он едва не задохнулся».
Создавать Мир с нуля - уже охренеешь; а ведь надо было еще и закрутить сюжет, и «психологию» прописать, и разного уровня героев представить так, чтобы читатель мог их любить, ненавидеть, за них «болеть»… По сути - жуткая эклектика, на 900-то страницах: тут тебе и познавательная экскурсия, и футурология, и эротика, и любовный роман, и триллер, и политическое предсказание, и сатира (местами очень едкая и злая), и добродушный юмор, и в конце - уже какая-то эсхатология напополам с мрачнейшей мистической философией.
«Итак, эти двое подписали мирный договор, - подумал Егор. - Что мы отдали в этот раз? Хабаровскую агломерацию? Иркутск? - По слухам, Иркутск, - шепнула Наташа. - Хабаровск отдал Васильев».
И для нас психологов приготовлено отдельное лакомство: автор оказался большой поклонник новейших психологических теорий типирования - соционики и психософии Афанасьева; там вокруг них закручена отдельная мощнейшая интрига…
Потом они пили чай с пирожными с черного рынка, необыкновенно вкусными, с настоящим маргарином (очаровательно, по-моему!)
В общем - что говорить: вещь реально грандиозная. И страшная, конечно: уже то, что кто-то настолько ТОЧНО прорисовывает будущее - пугает. «Откуда он это знает?! Кто он такой?!» Так что роман - это, конечно, еще и антиутопия. Хотя - и это тоже плюс - «Роботы божьи» это не памфлет. Марьяшин описывает будущее человечества без характерной «консервативной» (а на самом деле - невротической) ненависти; наоборот, он спокойно показывает, что в этом «будущем» вполне можно жить и даже получать удовольствие, да и люди там в основном похожи на нас… Правда, у того будущего есть черта, которую мы здесь принять не можем (хотя, если вдуматься, иначе и не может быть): будущее ЧУЖОЕ. Оно не для нас, и будущий мир нам чужд. Марьяшин, кстати, затрагивает и эту тему - выводя легким пунктиром впечатляющие образы «отморозков» - по сути, наших современников, которые в это будущее попали… Что они чувствуют? Прочитайте - узнаете.
Металлический голос дикторши забубнил: «...парламент России ратифицировал одобренные ООН изменения гражданского кодекса, касающиеся взаимодействия граждан. Отныне все формы вежливого обращения, включая такие привычные, как господин, госпожа, сударь, сударыня, товарищ, мистер, герр и так далее заменяются одним словом "организм". Комиссия ООН рекомендовала этот термин как исключающий дискриминацию по гендерному, возрастному, имущественному и прочим признакам».
В Марьяшинском «мире будущего» у каждого человека с детства в голову встроен чип (привет Биллу Гейтсу!), напрямую связанный со всей Всемирной Паутиной, а в нем «живет» очень удобный для человека «электронный помощник», которого автор назвал «друггл» (по-моему, тоже прекрасная языковая находка). А по этому чипу, в частности, постоянно транслируются новости, которые человек должен слушать, если желает наращивать свой социальный (а также обычный!) капитал. Отечественные интеллигенты, гордящиеся тем, что «выбросили телевизоры», просто не знают, что их всех ждет в будущем…
Прорывная книга. Возможно, это лучшее, что создала Россия с момента своего очередного вылупления из расколовшейся скорлупы Советского Союза. Лет через сто Россия будет оправдываться Марьяшиным - как сейчас оправдывается за 19 век Толстым и Достоевским.
Вот ссылка:
http://samlib.ru/m/marxjashin_s_n/roboty_bozhy.shtml - там буквально нажатием одной кнопки можно скачать полный текст книги в формате FB2. Велкам!!
И да - вот
ЖЖ автора, Сергея Марьяшина. В ЖЖ он Рабиновин, а стихи с интернет-самиздате публикует под именем Егор Лисицын. Кто прочитал роман, тот поймет.