Feb 19, 2017 17:52
Настя Миронова, мой любимый ФБ-писатель, рассказала у себя в блоге смешное. Она сейчас в Финляндии, и вот узнала из первых рук, почему в Финке попадается так много цыган в одинаковой одежде: «Женщины ходят в кринолинах, мужчины - в черно-белых рубашках и таких же галстуках». Оказывается, все дело в том, что финское государство прямо предписывает цыганам это делать: «Те, кто выходят на улицу без национальной одежды, лишаются социальных выплат на месяц-два. При постоянном нарушении ряд выплат полностью урезают».
Ну, естественно, там у нее в комментах поднялась целая буря - читать комменты отдельное наслаждение. Понятно, почему народ так перевозбудился - ведь получается как-то уж очень похоже на евреев в странах гитлеровской оккупации с их «желтыми звездами» на одежде. Ну и народ горячо вступился за европейские ценности, обвиняя Миронову во лжи, в фашизме, работе на Кремль и т.д. Когда ж от немногих свидетелей, так же побывавших в Финляндии, стали поступать подтверждения, мол, да, действительно, сами видели удивительно одинаково одетых цыган в Финке, мужчин и женщин - тон обвинений чуть-чуть сменился: стали говорить, что Миронова «не разобралась», что на самом деле, дескать, цыгане ходят так, потому что «сами хотят», «им нравится», никто их не заставляет, «как вы могли такое подумать» и т.д.
Я-то сам в Финляндии никогда не был, кинуть свой взгляд как очевидца на ту или иную чашу весов не могу - однако Настя не только рассказала про сам факт, но и привела очень правдоподобное объяснение, как такая пикантная ситуация вообще могла возникнуть, и потому я склонен верить именно Мироновой. Кейс получается очень любопытным даже чисто с теоретической точки зрения - ибо показывает весьма наглядно, что такое «государственная забота» вообще. И поясняет еще одну весьма неполиткорректную вещь: что «национальная дискриминация» и «забота о сохранении национальной идентичности» вещи взаимосвязанные и перетекающие одна в другую, по сути - стороны одной медали.
Так вот: как так получается в Финляндии, что там заставляют цыган везде таскаться в «национальных костюмах» (это примерно как если бы у нас, к примеру, людей с фамилией на «-ко» заставляли выходить «на люди» только в шароварах и вышиванках). А все просто: на самом деле государство в Финляндии очень заботиться о том, чтобы цыгане ни в коем случае не потеряли свою национальную идентичность, и не на словах, а на деле - то есть из казны выделяются существенные субсидии на то, чтобы цыгане говорили в быту меж собой на своем цыганском языке (оплачиваются учителя и помещения для специальных школ), а также государство дает целевые деньги каждому цыгану, желающему «сохранять национальную идентичность», именно «на костюм». В посте звучала сумма порядка 400 евро в месяц.
Думается, для цыгана 400 евро - сумма немалая. И цыгане, конечно, охотно эти деньги берут (там у Насти в комментах, кстати, по этому поводу народ начал неприкрыто завидовать ромалам; посыпались мечты вслух, типа «эх, а вот если бы мне платили за то, что я бы ходил в шинели своей армейской… Да я б ее не снимал!» Или другая моя любимая авторша, ироничная и мудрая Пищикова, там же в комментах выдала - «а я, если б меня за это обеспечивали, век бы в кокошнике по улицам ходила, клянусь!» В общем, идея оказалась близка народным массам)
И вот тут-то как раз и проявляет себя хваленое европейское народовластие! Это ведь у нас и наверху, и внизу все понимают, что госденьги по определению «ничьи», и мало кому приходит в голову проверять, целевым или нецелевым образом расходуются всякие дотации и субсидии (то есть все и без проверок знают, что нецелевым, но считают это явлением природы). Однако не то у бывших чухонцев: там как раз государство и рядовые граждане считают очень важным, чтобы субсидии тратились по назначению - и именно ПОЭТОМУ вовсю следят за тем, в какой одежде ходят по улицам представители дотируемой национальности. Если цыганка идет в куртке и джинсах - к ней сразу вопрос и у «органов», и у бдительных сограждан: дотацию на костюм получала? - Получала. - Так почему не носишь?? Не нравится - там мы у тебя дотацию отберем!
Такая вот логичная «санкция». В самом деле - взяла деньги, так носи! Иначе получается «нецелевое расходование средств». Вот цыгане и носят…
Тут, правда, непонятно: если нацкостюм в самом деле стоит 400 евро - то какая выгода цыганам его носить? Где , по-русски говоря, навар?! По всей видимости, существует некий негласный консенсус: на самом деле цыгане как-то умудряются справлять себе костюмы подешевле, скажем, за сто евро - а остальную сумму кладут-таки себе в карман; взамен на некий убыток казны финны коренные получают эффект узнаваемости цыган в толпе, что якобы облегчает борьбу полиции с уличными кражами.
Финны в своем рвении, докладывает Миронова, костюмами не ограничиваются; трудно поверить, но, по ее словам, у них там полиция (!) даже следит за тем, чтобы цыгане в разговорах между собой… не говорили по-фински! Основание то же: государство, мол, вкладывает огромные средства в создание целой системы обучения цыган цыганскому языку, содержит школы и преподавателей - а язык цыган, по данным исследований, все равно вымирает, финские цыгане так и норовят ассимилироваться и разговаривать по-фински! В итоге их там за финскую (!) речь чуть ли не штрафуют.
В целом получается какой-то Кафка, конечно. Но, с другой стороны - какой пример для той же Украины! Вместо того, чтобы тупо бороться с русским языком на своей территории, почему бы им не последовать финскому примеру, и, наоборот, приплачивать своему «русскому национальному меньшинству» за сохранение его русской национальной культуры? Они же стремятся в Европу - так вот он и есть «европейский шлях»! А за попытку русского в национальном костюме, то есть в косоворотке и смазных сапогах, говорить на певучей мове - сразу нещадно штрафовать!
Вот тогда и настала бы на Украине подлинная и нежная дружба народов. И украинцами были бы только по-настоящему идейные националисты, которым украинская культура дорога не за деньги… Эх! Боюсь, что не готовы еще на Украине до такой степени интегрироваться.