Mar 20, 2014 12:52
Уже неделю страну колотит в приступе невиданно экзальтированного патриотического энтузиазма. Стороннему наблюдателю все эти митинги в нашей угрюмой северной стране по 10-50 тысяч человек, исступленно орущие "ура" и размахивающие флажками, выглядят диковато. С чего вдруг такой ажиотаж? И почему такой надрыв, который наблюдается даже у вполне мирных доселе обывателей, любивших говорить, что они равнодушны к политике?
Причина, в общем-то, очевидна. Бурные положительные эмоции по поводу "присоединения Крыма", о котором 90% веселящихся еще пару месяцев назад и думать не думали, имеют в основе совсем иное, старательно вытесняемое чувство. Собственно, то же, что лежало в основе аналогичного непрерывного веселья в СССР 30х годов. "Над страной весенний ветер веет, с каждым днем все радостнее жить..." и т.д. При этом черные "воронки" исправно каждую ночь колесили по улицам, а на страну неумолимо надвигалась самая страшная война в ее истории - что жители чувствовали, что называется, печенками.
Это чувство - страх. В чудесной стране России опять настало время сублимированного веселья и энтузиазма, не прошло и ста лет. Участие в радостном рёве заглушает стремление остановиться и подумать, чем все происходящее грозит - потому что думать слишком страшно.
Не устаю повторять: крайне неправильно относиться к населению, к избирателям как к дуракам, которых якобы демонический телеящик способен заставить любить или ненавидеть кого угодно по выбору "кукловодов". Люди - вовсе не дураки. Обыватель, может, далеко не всегда знает, где этот Крым, не сможет найти его на карте и подавно не слыхивал ничего о том, какие в этом Крыму проблемы с водоснабжением (и не собирается, что характерно, этим интересоваться).
Однако два и два обыватель складывать умеет. Инстинкт самосохранения у него развит. Что бы ни говорили по телевизору, а люди теми самыми печенками прекрасно чувствуют: Россия ввязалась в очень долгоиграющий конфликт с неясными перспективами.
Кремлевские пропагандисты сейчас потрясают цифрами всяких социологических опросов, согласно которым то ли 70, то ли 80, то ли все 90% опрошенных "полностью одобряют" присоединение Крыма к России, а также в той же доле поддерживают президента РФ, который все это и провернул. Однако цена этих одобрений крайне невелика. По сути, людей спрашивали - "одобрите ли вы, если жизнь будет идти так же, как шла, и даже еще лучше, и при этом к России еще и присоединится новый прекрасный курорт Крым?" Естественно, в такой формулировке все согласятся - особенно если учесть общее убеждение всех россиян, заложенное в их подкорке - "а нас все равно никто не спрашивает!"
Людям неизвестны издержки. Цена, которую придется платить. Именно эта неопределенность цены вызывает подсознательный ужас - который непереносим. И потому вытесняется экзальтацией. По сути, испугавшийся мобилизует все резервы организма, поскольку в подкорке сидит - "надвигается что-то страшное". Происходит экстренная, "военная" переоценка ценностей - как нынче пишут в соцсетях наивные гражданки: "У меня уже который день такой патриотический подъем, такая гордость за Россию! И как-то уже стало наплевать, что у меня на сегодня нет работы, нет квартиры, что я не могу найти для дочки детский садик..."
Для меня как для социального психолога очевидно, что российская публика сегодня переведена в форсированный режим психического состояния. Восторги носят явно искусственный, принужденный характер, люди сами себя постоянно подстегивают.
Однако долго ли может психика пребывать в таком форсированном состоянии? Она ведь быстро истощается. Сильная эйфория вообще вредна - ибо после нее неизбежно наступает депрессия. Это знает любой наркоман. А уж если для эйфории нет особого повода... Об этом наркоман знает еще лучше.
Поддерживать эйфорические состояния можно лишь в том случае, если власть продолжит подкидывать "дровишек". То есть - если постоянно "повышать градус". Там, к примеру, превращение молодежи в хунвейбинов, погромы, публичные процессы над "национал-предателями", вторжение в Украину или там в Прибалтику...
Если же дать обществу поостыть - пойдет скорый и неизбежный "откат". Люди станут вспоминать свои эйфорические приступы со стыдом и недоумением. Думаю, срок - полгода. Если ничего не произойдет, люди очнутся от нынешнего странного патриотического угара уже к концу лета..