На Политкоме пара моих новых статей. Вот первая, про впечатления от "траурного ТВ".
Во многочисленных телепередачах, посвященных 20-летней годовщине «расстрела парламента», меня поразило даже не столько их содержание, сколько интонация. Интонация «исторического экскурса» показалась удивительно знакомой: ведь ровно в таких же выражениях, подбирая такого же типа кадры, телевидение всю жизнь мне рассказывало про «страдания народа в Великой Отечественной»! Может, я раньше не замечал? Но скорее всего, впервые столь явно именно сегодня проявилось - освещать не столь уж давние и забытые события начала 90-х в интонациях сурового и скорбного Левитана.
Право, глядя на экран без звука, можно было бы подумать, что речь идет то ли о каком-то страшном стихийном бедствии, то ли о начале войны и нападении неприятеля: тоскливые и небритые лица мужиков, поджатые губы женщин, грязь, бесконечные толкучки, базары и магазины, люди берут какие-то продукты и отдают, видимо, последнее… А если включить диктора - там тоже разговор сплошь о тяготах и лишениях, о перебоях с продовольствием.
И тут же, встык - физиономия «диктатора» Ельцина; ишь, довольно улыбается, и потом сразу - румяные щеки Гайдара, а голос диктора, рассказывая о них, наполняется негодованием и болью, а местами, очевидно, просто дрожит от возмущения. Словом, у «свежего» телезрителя создается полное ощущение, что в начале 90-х, видимо, страну захватила некая шайка оккупантов во главе с Ельциным, да и ввергла добрый и безответный русский народ в полную нищету, а то и голод.
Тут же, для иллюстрации, дают каких-то безумных старух, гневно на фоне все тех же базаров обличающих Ельцина и его продажную власть, а потом сразу - некоего «народного поэта», читающего вирши с лихими строчками про того же ЕБН, который «по заказу Бибиси начал править на Руси». И опять кадры голодных толп на базарах, а диктор рассказывает про разруху и «потерю надежды».
Это еще про сам бунт парламентариев не начали рассказывать. Но уже усердно создали впечатление некой страшной беды, обрушившейся на Россию в начале 90-х.
Подумалось, что где-то было что-то подобное в русской классике. Да, точно - Фирс у Чехова. Он говорит в «Вишневом саде», что, мол, «так же точно ветер дул и птица кричала - перед несчастьем». Его спрашивают, перед каким несчастьем - и он отвечает, не задумавшись, как о чем-то само собой разумеющемся - «Перед волей». То бишь - перед освобождением от крепостного права.
А если вдуматься, то все логично. Так и должно быть. В русской истории все повторяется бесконечно. Вот и сейчас придворные телеканалы усердно создают в послушном народе «настроения Фирса». Власть предержащим очень хочется, чтобы нынешние крепостные, которых по ошибке чуть не освободили в 1991 году, сами бы вспоминали мимолетную «волю» с ужасом и отвращением. Мол, сейчас-то все хорошо, баре вернулись, вековой порядок восстановлен - а без бар-то как все было плохо!.. как же мучились бедные крепостные без отеческой хозяйской заботы и порки!
НТВ, «Россия» и «Первый канал» очень стараются создать в припавших к экранам массах настроения «не дай бог!» и «больше никогда!» в отношении всего «ельцинского периода». Какие-то противостояния, какие-то восстания, парламенты, демонстрации, голод, холод… То ли дело сейчас, в уюте и тепле, под присмотром! Вот она - СТАБИЛЬНОСТЬ!
Я-то, откровенно говоря, помню совсем другой 1993 год. Да, там было более скудно, чем сейчас - но было и весело, и очень многообещающе. И жизнь реально бурлила вокруг, и Россия казалась молодой и прекрасной. По нынешним временам такие воспоминания, безусловно, выдают нераскаявшегося холопа.
http://politcom.ru/16503.html