Продолжение. Начало см.
здесь. (Предыдущая глава -
«Смысл оппозиции»)
Стабильность как ценность (второй заход)
Таким образом, благодаря реальному оппозиционеру Кулакову мне удалось «раскрутить» ток-шоу на местном телевидении. Горожане не то что полюбили, но, по крайней мере, обратили внимание на действо, которое вдруг появилось на их «заднем», глубоко провинциальном и сервильном канале. Это была, впрочем, только вводная часть плана. Вторую часть использования харизмы Кулакова я тоже связывал с «телеком» и ток-шоу. Собственно, на нее я возлагал особенные надежды, можно сказать, шел «ва-банк».
Идею мне подсказало внимательное изучение «творческого пути» моего мятежного депутата. Разговаривая с различными местными деятелями - «общественниками» и чиновниками - я набрел на свидетельство, что Кулаков, как завзятый демократ, не раз в кулуарных разговорах заявлял, что нашему городку давно пора избавиться от наследия проклятого коммунистического прошлого - сохранившихся с «оборонных» времен ограничений на регистрацию в городе приезжих. Собеседник, задыхаясь от смеха, говорил мне, что Кулаков давно бредит этой идеей, да только никто его не поддерживает. Более того - по всем опросам 75-80% городских жителей яростно отрицают необходимость «стать как все» - то есть разрешить прописываться в городе кому попало.
Я ухватился за этот шанс. Времени до выборов оставалось немного, рейтинг Путина рос крайне неохотно, буквально по 2% в неделю - такие темпы нас никак не могли устроить. Горожан необходимо было как-то основательно встряхнуть. Путин, в ходе собственной кампании так и не предложивший избирателям ни одной внятной идеи, нам никак не помогал - приходилось идти «от противного».
Людей надо было задеть за живое. Оттолкнуться я решил от постоянно повторяемого официозной пропагандой лозунга - «Путин - это стабильность!» Почему этот лозунг почти не работал? Да потому, что стабильность никто не ценит, когда она ЕСТЬ. Наличная стабильность ассоциируется со скукой, с застоем, отсутствием перспектив, болотом…
И наоборот: люди начинают внутренне стремиться к стабильности только тогда, когда чувствуют, что она под угрозой, то есть при приближении НЕСТАБИЛЬНОСТИ. Вот тут уже она связывается с «потерянным раем», «тишиной и спокойствием» и прочими благами. Словом, «что имеем - не храним, потерявши - плачем». Надо было посеять в жителях то самое неприятное ощущение "земли, зашевелившейся под ногами", готового к обрушению привычного уклада жизни. Идеально - если угроза будет исходить как раз от оппозиции! Неважно какой - главное, что не от власти!
Поэтому очередное ток-шоу я решил посвятить теме «Надо ли снимать ограничения на приток в наш город рабочей силы». И главным «дуэлянтом» должен был стать Кулаков - благо, он же как раз убежден в том, что это необходимо, что так будет лучше для города! При этом можно было не сомневаться, что дискуссия на ТАКУЮ тему вызовет огромный интерес у жителей.
План был хорош, однако тут же наткнулся на трудности. Не сомневаясь в согласии, я распорядился дать объявление во всех газетах и по «ящику», а уже потом обратился к самому Кулакову - мол, вот, еще одно ток-шоу прямо для Вас, на любимую Вашу тему… Второе ток-шоу для вечного изгоя по единственному городскому каналу, после впечатляющего успеха предыдущего, для народного трибуна, который обожает внимание публики! Разве он мог отказаться?
Представьте, до чего же я был взбешен, когда Кулаков-таки отказался! То есть сначала согласился, а буквально на следующий день заявил, что сниматься в шоу с такой темой не будет. Почему? Да потому что, дескать, он понимает, что горожане еще «не созрели» до такой постановки вопроса, и он, типа, опасается потерять свой рейтинг!
Разумнейшее рассуждение, чего уж… Мысленно прокляв отступника от идеалов демократии, я, скрипя зубами, объявил среди работников штаба поиск каких-нибудь других фигур, готовых выступить в «дуэли» с поддержкой идеи отмены ограничений. Жалел, конечно, что лишился такого яркого персонажа, но думал злорадно, что заменю его кем-нибудь, главное - тема!
Однако - облом! Быстро выяснилось, что во всем городе не найти безумца, кто бы согласился выйти под телевизионные софиты с идеей, противной 80% горожан. Просто нет таких! До съемок ток-шоу оставались считанные дни, и я с ужасом понял, что вся моя блестящая идея повисла буквально на волоске: спорить-то некому! Кого выставлять на ринг - не мне ж самому идти?! Идиотская ситуация: блестящий замысел гибнет только потому, что во всем городке не найти исполнителя!
Что делать? Делать нечего - пришлось, сжав зубы, идти на повторные переговоры к Кулакову. Мерзавца надо было загнать на «ринг» любой ценой! Кулаков поначалу отказывался весьма на вид решительно - но я видел, что твердой уверенности в правильности своей позиции у него нет. Все-таки ему - отчаянному борцу и нонконформисту, всю жизнь шедшему не по, а против течения, не боявшемуся бросать вызов и всесильным администраторам, и бандитам - ему было крайне тяжело вдруг «наступать на горло своей песне», прислушиваться не к сердцу, а к разуму, исходить из чистого прагматизма… Ему было немного стыдно за себя.
На это я и нажал. Во-первых, у меня не было другого выхода; а во-вторых - это ведь было и мое собственное убеждение! По сути, мы с Кулаковым ведь являлись единомышленниками: оба убежденные демократы, оба противники всяческих ограничений на передвижение рабочей силы, оба по натуре нонконформисты… Я произнес целую речь о том, насколько дикой мне представляется ситуация в прекрасном городе, где существуют пещерные ограничения на поселения, из-за чего уже сегодня мучаются люди, а бизнес не может привлекать необходимых ему работников. Я чрезвычайно высоко оценил прозорливость моего единомышленника Кулакова, который первым из жителей провозгласил необходимость возвращения к цивилизационным нормам. Я горячо убеждал его, что он чертовски прав, заявляя об этом именно СЕЙЧАС, первым - так он столбит за собой место лидера, и ведь несомненно, что уже через год, максимум два с его мнением будут согласны минимум половина жителей!!
Кулаков посмотрел на меня из-под своих кустистых бровей тяжелым взглядом много пережившего 60-летнего человека. Я уж подумал, что все зря и он сейчас меня пошлет. Но нет - в нем все-таки жил романтик! Тяжело вздохнув, он сказал - ну ладно, согласен.
И тут же добавил: «Но с одним условием!»
Я был согласен практически на любые условия, так как понимал, что сейчас решается судьба кампании.
«Я выступлю против ограничений, - сказал Кулаков, - черт с вами! Но я знаю, что народ меня не поддержит, а мне это не нравится…»
«Поддержит! - заверил я с фальшивой бодростью. - С вашей-то харизмой…»
«Не поддержит, Алексей! - строго сказал Кулаков. - Не надо мне вешать лапшу на уши. Вы кого против меня выставите - ту дуру?»
«Нет, другую, - сказал я. - Старую коммунистку, которая давеча поклялась в верности Путину» (надо же нам было ее раскручивать! Еще один заяц, которого я собирался убить этим ток-шоу)
Кулаков скривился. «Эта еще хуже! И чтоб я ЕЙ проиграл?! В народном голосовании? Это будет позор для меня на всю жизнь! Словом, у меня условие такое: я проиграть не должен!»
Я напомнил борцу за народ, что голосование свободное, всяко может быть… И вообще: мол, да, я сказал, что в перспективе он с такой либеральной программой непременно победит, но кто сказал, что прямо сейчас?! Не будет ли это слишком нарочито и неправдоподобно?!
- Да ладно, - досадливо махнул рукой оппозиционер. - Пусть проиграю, но - НЕКРУПНО! Я не перенесу, если я - я! - солью этой идиотке, скажем, 20% на 80. Это беспредел!!
- Друг мой, - говорил я, не веря своим ушам. - Это что ж Вы предлагаете мне? Вы, честнейший оппозиционер, борец за правду, всю жизнь страдавший из-за этого? Вы хотите, чтобы я под Вас фальсифицировал голосование?? Как же так?
- Да, - отвечал Кулаков с дьявольской усмешкой, - я так хочу! Вы ж там химичите с результатами, я знаю!
- Вот и нет! (я действительно чувствовал себя оскорбленным). - Ни шиша! У меня тут не РТР и не Первый канал, если хотите знать! Считаем только честно - в этом вся и фишка!
И, после паузы: Ладно - не ниже 30 на 70.
- Нет, 30 на 70 не пойдет, - непоколебимо заявлял Кулаков.
- Помилуйте, Сергей Петрович! А правдоподобие?
- Чтоб я лег под эту старую суку??
Так мы торговались, подобно двум евреям на Привозе, еще довольно долго. Честно говоря, цинизм неподкупного депутата меня неприятно поразил. Это ж надо - требовать фальсификаций телесчета в свою пользу! Но делать нечего: сошлись на том, что его проигрыш будет не более чем 40% на 60% голосов.
Я ушел от депутата успокоенный, но не до конца. После всех этих кульбитов - «Хочу, не хочу» - шоу я мог считать спасенным только после того, как его отснимут. И как в воду глядел!
Итак, съемки! Приехал в студию заранее, за 5 минут до начала съемок от сердца отлегло - Кулаков приехал! Гарантий-то никаких - сказался бы больным, к примеру…
Наконец, «дуэлянты» заняли места напротив друг друга, камеры включены, запись пошла. Ведущий бодро объявил тему. Зал забит пенсионерами, те недовольно гудят - тема их шокировала и задела за живое.
Одно меня малость насторожило - странный вид Кулакова. Он совсем не так бодр, как смотрелся во время вчерашнего разговора. Чегой-то весь дрожит, красный, нет его обычного куража… Ведущий тем временем обращается к его оппоненту по шоу - коммунистке-путинистке - с просьбой сформулировать свою позицию. Та отбарабанивает - мол, да, я считаю, что время отменять ограничения на прописку в городе сейчас нельзя, время не пришло, городская самобытность и прочее ля-ля-ля. Одобрительный гул зала.
Ведущий обращается с аналогичным вопросом к Кулакову. Тот краснеет еще больше - и под камеры (!) заявляет: я, мол, депутат Кулаков, считаю, что хоть в теории ограничений быть не должно, но все-таки ПОКА, в течение ближайших как минимум 10 лет, отменять ограничения на прописку в городе нецелесообразно!
Ведущий аж охренел от такого пассажа, отвлекся от ведения шоу и воззрился на то место, где сидел я, как автор и режиссер всего зрелища. Было от чего: это ж просто Беккет какой-то! Ни фига себе «спор»: один считает, что не нужно отменять ограничения на прописку, а другой «зато» считает, что отменять нецелесообразно! Абсурд какой-то!
Ну, Кулаков, ну, удружил…
А, думаю, черт с вами со всеми! Делайте что хотите - ни с кем договориться нельзя! И махнул рукой ведущему - ничего, мол, не знаю, продолжай.
Ну он и продолжил. Так и сняли всё ток-шоу до конца.
Не зря: по ходу диалога Кулаков все-таки малость «завелся», увлекся, в пылу дискуссии не раз и не два пустился все-таки, вопреки своей первоначально заявленной позиции, в доказательство своим косным оппонентам, что пускать в город приезжих надо, надо!!
В таком же абсурдном виде мы и выпустили это шоу на экраны местных телевизоров. И знаете, что самое поразительное? Никто в городе не заметил дикости - что первоначально заявленные позиции «спорщиков» полностью совпали. Интерес к шоу был просто грандиозный - это можно было понять по валу телефонных звонков. Тема реально задела жителей за живое. По всей видимости, они даже не особо вслушивались в доводы сторон: самым ШОКИРУЮЩИМ был факт того, что эта тема вообще обсуждается. И поднята, очевидно, оппозицией!
Нужный эффект был достигнут: земля-таки дрогнула у жителей города под ногами. Страшные картины - как их тихий уютный мирок заполняется цыганскими таборами и бригадами джамшутов - овладели массами. Фантазии работали сами. Последним шансом зацепиться якорем за прежнюю жизнь было - ПРОГОЛОСОВАТЬ ЗА СТАБИЛЬНОСТЬ! Это слово приобрело для горожан совсем другой смысл.
И самое поразительное: потрясенный вероломством проклятого инсургента Кулакова, я злорадно объявил перед трансляцией, что все договоренности между нами, естественно, аннулированны, и поэтому считать будем ЧЕСТНО: то есть сколько наскребет эта жалкая, ничтожная личность - столько мы и покажем.
Каково ж было мое удивление, друзья, когда после подсчета всех голосов (а позвонило очень много народу!), финальное соотношение оказалось - 41% на 59% (запомните последнюю цифру!) "Вот ведь шельма!" - подумал я тогда (уже, правда, беззлобно).
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.