В деле Магницкого меня шокировала одна маленькая деталь. Что его отказывались лечить и он умер в тюрьме, это известно. Но чем он болел? Оказывается - всего-навсего калькулезным холициститом! Говоря по-простому - камнями в желчном пузыре.
Я вдумался в эту информацию, и мне стало как-то совсем нехорошо. Дело в том, что эта болезнь мне знакома - в семье был случай. И я знаю, что излечивается она элементарно - даже нашей, впавшей почти в полное ничтожество медициной. Потому что если где и сохранилась какая-то отечественная школа - так это в хирургии. Со всем иным - полный завал, но навык РЕЗАТЬ в России, видимо, забудут только при полном переходе в пещеры - все-таки бесчисленные мясорубки мировых, гражданских и локальных войн дали нам такую обширную практику...
Камни у нас лечат варварски и радикально - их просто удаляют вместе с самим пузырем, да и вся недолга. Очень русское решение, выдающее нашу широкую натуру. Человек потом спокойно живет до 80 лет, испытывая минимум неприятных ограничений - типа, много не переедать, на жирное не упирать. И всё!
Знал ли об этом сам Магницкий? Наверно, знал. То есть он, скорее всего, знал, что болен совсем не безнадежно. Что у него не рак, не саркома, не зловещий СПИД; возможно, он догадывался, что в платных клиниках, где намастырились делать ЭНДОСКОПИЧЕСКИЕ операции, его вообще могли бы полностью избавить от болезни за 3 (три!) дня!
И есть, я знаю, у калькулезного холицистита еще одна особенность: при том, что ДАЖЕ МЫ умеем от него быстро и просто избавлять - это болезнь, порождающая чуть ли не самую жуткую боль. Такую боль, по сравнению с которой зубная - семечки. Если "камушки", не дай бог, "зашевелились" - это поистине страшно.
Я знаю это не понаслышке. Я видел, как эта боль проявлялась у моего близкого человека - который вообще-то чрезвычайно вынослив и терпелив, и больше всего на свете не любит обременять других своими жалобами. До этого о многих его болячках я узнавал чуть ли не постфактум - он только становился чуть более молчалив, чем обычно...
Но холецистит сломал его броню - он стонал не таясь. Для меня это было тягостнее всего - я боялся даже представить, КАКАЯ же боль должна была быть, чтобы расплавить его всегдашнюю, почти самурайскую терпеливость и деликатность!
А ведь Магницкий терпел такую боль чуть ли не полгода. Она у него УСИЛИВАЛАСЬ. Это уму непостижимо. СОбственно, и умер он от "сердечной недостаточности". Этим стыдливым эвфемизмом тюремные врачи просто прикрыли тот факт, что его сердце не выдержало постоянного болевого шока.
А еще мы знаем, что все эти "следователи" постоянно всячески намекали Магницкому: мы, мол, тебя отпустим подлечиться, нет проблем - ты только оговори себя, признай свою "вину". Не духарись - вон, какой бледный сидишь! Зачем так мучиться - одна подпись, и дело в шляпе! А там еще, глядишь, условно дадут...
Вдумайтесь: человек испытывает постоянные дикие, адские муки, которые буквально разрывают ему изнутри все внутренности; боль такая, что иных она быстро лишает разума! Обезболивающие от ТАКОЙ боли практически не помогают - впрочем, Магницкому их и не дают, "не положено". Это похуже, чем любая средневековая пытка типа сдирания с живого кожи - потому что она не дает забвения и беспамятства, она рвет тело день за днем, неделю за неделей...
Это потрясающий, бесчеловечный садизм нашей "правоохранительной системы". Ни один палач не добьется такого эффекта, как эти маленькие равнодушные "камни". И при этом Магницкий ЗНАЕТ, что всё это - не какое-то божье наказание; что он в силах все это прекратить, выйти к врачам и ВЫЗДРОВЕТЬ, пусть даже ценой самооговора. На этот его "здравый смысл" и рассчитывала вся эта шобла. Они-то были уверены, что с калькулезным холициститом к ним подвалила удача, и что у Магницкого просто нет выбора. Да и какая сука кинула бы в него камень, если бы принял условия своих палачей?!
А он - не принял. Это ведь даже не подвиг. Это какая-то удивительная победа человеческого Духа. Абсолютно без рисовки. Строчил жалобы - по нескольку штук в день. Почти до самого конца. Умирая от засевшей внутри боли, от которой никуда не деться. Крючкотвор? Нет - он сражался, сражался даже тогда, когда его враги буквально своими когтями раздирали в клочья его печень, его желудок, миллионом острых ножей кромсали его кишки. Его мозг в это время сохранял способность формулировать: он давил логикой, знанием законов, юридической подкованностью...
Ради чего Магницкий пошел на все это? Зачем он так мучился? За что, за кого? Почему он все это делал добровольно? У меня есть ужасающий ответ, я просто не могу подобрать другого: ради нас. Нас всех. Ради, провались они пропадом, Общественных Ценностей. Ради наших ценностей, на которых нам всем сто лет наплевать.
Если бы наша церковь не была столь потешна и продажна, она должна была бы объявить Магницкого святым. Великомучеником, как это называли в старину. Муки он принял действительно великие, принял добровольно, принял за нас. В точности как первые христиане. Просто - не стал отрекаться от того, что считал правильным и справедливым. Под самыми страшными и долгими из возможных пыток - не стал.
И умер совершенно один: в буквальном смысле - в одиночной камере, связанный, раздираемый чудовищной болью, брошенный и преданный всеми. И людьми, и государством. "Я же юрист, - говорил он перед арестом своему нанимателю. - Это, в конце концов, моя страна. Почему я должен бояться? Пусть они боятся".
Почему он не сломался? Ведь ему же показали сто раз - нет никакого Закона, нет никакого общества, кругом одни только воры, трусы и подлецы, никого больше нет, его жертва абсолютна напрасна.
Я не понимаю, зачем он так. Думаю, своей смертью он взвалил на Россию слишком тяжкую ношу. Нам нечем платить по таким счетам.
Лучше бы он отрекся.