Это наверное единственное, что я могу коротко и ясно сказать, исходя из всего своего опыта психотерапевтической практики.
Родители, любите друг друга.
Любите своих детей.
Любите, мать вашу, друг друга и своих детей.
Такая, казалось бы, простая и очевидная вещь, как любящие друг друга родители, которые любят, слушают и слышат своего ребенка - это настолько редкая роскошь, что пора отливать такие семьи в платине и помещать в палату мер и весов.
Это очень просто. Но вы не представляете, НАСКОЛЬКО редко это бывает. Люди приносят ко мне в кабинет свои истории, свою боль и свои миры, приносят мне призраков собственной семьи, и я могу точно сказать - призрак семьи это гораздо хуже, чем когда семьи на самом деле нет. Призрачный отец - хуже, чем неполная семья. Несуществующая мать - хуже, чем жизнь с любящими, но неродными родственниками. Самое страшное, что можно встретить в терапии - это сирот при живых семьях. Сирот, окруженных призраками, закутавшихся в собственную боль и ненависть к этим призракам, которые не смогли дать им ни родительской любви, ни того, как должна выглядеть взаимная любовь отца и матери.
Ко мне приходит внешне красивый, успешный, улыбчивый человек, и уже спустя пару сессий я вижу это. Тщательно спрятанное, скрытое и никогда никому не показываемое.
Когда я это вижу - мне страшно. Но им - страшнее, поэтому нам приходится бояться вместе.