"Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу"
Данте Алегьери.
Сегодня уже писала в фб, что ищу кое-что о Караваджо (он же Микеланджело Меризи) и параллельно читаю описания его "Корзины с фруктами". Очень забавный и очевидный пример того, как смотрят, но не видят - в корзине называют и лимон, и абрикосы, и два яблока вместо одного.
Прежде всего - историческая скатерть. Место, время, причина написания.
Картинка написана между 1594 и 1599 годом, очевидно - в Риме.
Документально отслеживаема с 1607 года, когда попадает в коллекцию кардинала Борромео, большого любителя натюрмортов, как жанра давно забытого, но снова входящего в моду и при этом утяжеленного метафорой - если рыбы и плоды на росписях в Помпеях, похоже, несут исключительно декоративную функцию, as is, то вернувшийся из забытья натюрморт будет отныне насквозь символичен. Устрицы отсылают к веселому дому, книги - к знанию, а бабочка - к быстротечности жизни и тд (еще через век даже одуванчик уже никто а простоте не изобразит).
"Корзина с фруктами" - из первых, наиболее часто упоминаемых натюрмортов итальянского Возрождения. В принципе, говоря об уровне новизны, Караваджо тут вполне сравним с если не с Дюшаном, то с Пикассо. Светлый фон без фактуры и драпировки. Практически trompe l'œil - корзина с фруктами выставлена на край рамы и словно выходит за нее, будто сама поверхность картины - окно в некое, залитое однотонным жемчужным светом пространство. Подвядающие, траченые насекомыми, фрукты, засыхающие листья.
Жизнь, дошедшая до пика и плавно уходящая к распаду и концу - " жизнь через минуту после расцвета".
Что же в корзине?
Слева направо - айва, два черных инжира, яблоко, груша, персик, два белых инжира, три разных сорта винограда. Если не полениться и сделать таблицу сбора урожая каждого вида (и стараться учесть сортовую разновидность четыре века назад и климат центра- севера Италии), то все они могут оказаться вместе только в период со второй половины августа по сентябрь. Еще одно подтверждение версии о "через минуту после".
Толковать картинку можно двумя разными способами. Первый: memento mori, попрыгунья-стрекоза. Вот подвядший виноград Баха, вот порченое яблоко Венеры. Сморщились и увяли желания, радости и страсти, желтеют листья, поеденные жучком и скоро все обратится в перегной и червь доест румяный персик.
Второй же способ - христианская аллюзия на воскрешение. Страсти отходят и дряхнут, трещина идет по перезревшему инжиру, но среди увядания крупно и плотно лежит айва с каплей росы (ее, наравне с гранатом, часто на картинках зажимает в кулаке младенец Иисус) и на резном виноградном листе притаилась серая куколка бабочки, которая неминуемо воскреснет из своего плетеного саркофага.