О ветхозаветных прообразах христианских общин

Jan 29, 2012 12:25

Стараниями современных кумранистов стало понятно, что христианское монашество и его идеология представляют собой вторую производную от ессейских общин, и что оба этих движения покоятся на исполнении законов Войны Яхве в мирное время, точнее - интерпретации всей жизни как такой войны. Законы эти располагаются во Второзаконии 20:1-9. В рамках данной аналогии сама христианская община понимает себя как военный стан, а ее центральным праздником является Пасха, понятая прямо на еврейский лад: как «ночь бдения». Даже сам обряд причастия, как об этом пишет всецело подпавший под обаяние этой эстетики В.М. Лурье, имеет дохристианские, ессейские корни.

Поскольку в нынешней России куда не плюнь, обязательно попадешь в какого-нибудь исповедника и шахида, а войной жизнь считают абсолютно все - от компании мультимиллиардеров до последней спившейся шлюхи, - то вся эта ессейско-монашеско-еврейско-арабская эстетика глубочайшим образом мне за последние годы опротивела. Так что уже довольно давно я задался вопросом: а нельзя ли найти даже в том пестром словесном месиве, которое мы называем Ветхим Заветом, чего-нибудь более адекватного нашим сформированным совершенно в ином контексте понятиям об общине? Вставая на зыбкую почву еврейских откровений, вопрос звучит так: нет ли в ВЗ какого-либо иного смыслоообраза, нежели Втор. 20:1-8, который бы более полно отвечал представлению о Новом Завете и общине Нового Завета в кн. Пророка Иеремии 31:31-33?

Некоторое время назад я понял, каким образом следует отвечать на этот вопрос. ЭТО ЗАКОНЫ О СУББОТНИХ И ЮБИЛЕЙНЫХ ГОДАХ. Основные тексты о Субботних годах: Лев. 25:1-7 и 18-22; 25: 42, 55; Исх. 21: 2-6 и 23:10-11; Втор. 15: 1-11 и 15: 12-18. О Юбилейных годах: Лев. 25: 8-55 и 26: 3-46 и 27: 17-24; Числ. 36: 4.

Итак, в чем основной порок ессейско-монашеской «теории войны»? В непризнании факта совершившегося Искупления. Это рассуждение, исходящее из того, что Христос умер не ради того, чтобы мы избавились от греха, но чтобы мы перестали быть людьми, но стали другим видом живых существ. Т.е. всякий раз, когда у этих людей речь идет «о священной войне», речь заходит о войне против «плоти и крови», а не против «духов злобы поднебесной». Мы же уверены, что жертва ИХ была принесена именно ради того, чтобы эти самые «плоть и кровь» не терпели насилия от «духов злобы», а вовсе не затем, чтобы самим им стать чем-то духовным. Ибо духов и духовного и без них более чем достаточно, так что неплохо бы в некоторых частях и поубавить.

Прочитаем центральный в ВЗ текст о Новом Завете и сравним на его фоне законы о Священной Войне с Законами о Субботних и Юбилейных годах.

Иеремия 31: 31-40:
31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. 34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более. 35 Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф - имя Ему. 36 Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда. 37 Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь. 38 Вот, наступают дни, говорит Господь, когда город устроен будет во славу Господа от башни Анамеила до ворот угольных, 39 и землемерная вервь пойдет далее прямо до холма Гарива и обойдет Гоаф. 40 И вся долина трупов и пепла, и все поле до потока Кедрона, до угла конских ворот к востоку, будет святынею Господа; не разрушится и не распадется вовеки.

Что мы имеем в этом тексте:
1) обетование святости каждому из принадлежащих к избранному народу (ст. 33);
2) обетование интуитивного, не основанного ни на каком авторитете веденья (ст. 34);
3) обетование постоянности и окончательности этого состояния (ст. 36);
4) обетование о Полисе Бога на земле, в котором все, что казалось доселе скверной, будет освящено. («Долина трупов и пепла» - это не что иное, как «геенна огненная», т.е. долина Ge Hinnom к ю/з от старого Иерусалима, где сожигались до-еврейским населением края (“сынами Енномовыми”) жертвы Молоху, и которая превратилась у сумасшедших иудео-христиано-исламских аллегористов в некую космическую локацию с соответственными функциями - говорится, что даже это место, будет «святыней Господа»).

Теперь взглянем в связи с этим пророчеством на два других текста.

Законы о священной войне - Вторазаконие 20: 1-20:

1 Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы [и] народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской. 2 Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу, 3 и скажет ему: слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, 4 ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими [и] спасти вас. 5 Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его; 6 и кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не воспользовался им; 7 и кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее. 8 И еще объявят надзиратели народу, и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце. 9 Когда надзиратели скажут все это народу, тогда должно поставить военных начальников в вожди народу.

Что мы имеем в этом тексте?

1) Из ст. 5 и 6 делался вывод о том, что истинный «солдат Яхве» не должен иметь домов и виноградников.
2) Из ст. 7 делался вывод о том, что жена тоже не нужна.
3) На ст. 9 основывалась и основывается авторитарность управления авв/епископов монастырями/общинами.

Правда, любители этого текста умалчивают, что следующая 21-я глава Вторазакония вносит заметную путаницу в их построения следующим предписанием:

10 Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь Бог твой предаст их в руки твои, и возьмешь их в плен, 11 и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь ее, и захочешь взять ее себе в жену, 12 то приведи ее в дом свой, и пусть она острижет голову свою и обрежет ногти свои, 13 и снимет с себя пленническую одежду свою, и живет в доме твоем, и оплакивает отца своего и матерь свою в продолжение месяца; и после того ты можешь войти к ней и сделаться ее мужем, и она будет твоею женою; 14 если же она [после] не понравится тебе, то отпусти ее, [куда] она захочет, но не продавай ее за серебро и не обращай ее в рабство, потому что ты смирил ее.

Однако, я нисколько не сомневаюсь, что люди, сумевшие столь широко взглянуть на Втор. 20:1-9, сумели «духовно» истолковать и Втор. 21: 10-14.

Не будет лишним прочесть и остальные имеющиеся здесь предписания - Втор. 20: 10-20:

10 Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир; 11 если он согласится на мир с тобою и отворит тебе [ворота], то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе; 12 если же он не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его, 13 и [когда] Господь Бог твой предаст его в руки твои, порази в нем весь мужеский пол острием меча; 14 только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой; 15 так поступай со всеми городами, которые от тебя весьма далеко, которые не из [числа] городов народов сих. 16 А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, 17 но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, 18 дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим. 19 Если долгое время будешь держать в осаде [какой-нибудь] город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление; 20 только те дерева, о которых ты знаешь, что они ничего не приносят в пищу, можешь портить и рубить, и строить укрепление против города, который ведет с тобою войну, доколе не покоришь его.

Итак, я спрашиваю: что в этом тексте согласуется с пророчеством о Новом Завете, данным Иеремией. РОВНЫМ СЧЕТОМ НИЧЕГО. Речь здесь не идет ни о святости, ни о ведении, ни об окончательности состояния (как война может быть завершением?), ни о Полисе Господа, в котором преобразится скверна.

Вывод: любая община, взявшая в качестве падаигмы и регулятива образ воинского стана Израиля, ведущего «войну Яхве», не является общиной Нового Завета вообще. Потому и понимание Пасхи как «ночи бдения» - довольно куцый и дрянной, хотя и не вовсе негодный, образ, для величайшей из мистерий. Те же люди, которые сейчас проповедуют такое христианство как самоновейшее ноу-хау европейской или американской исторической науки о святых отцах или их учении - в самом строгом смысле этого слова «жидовствуют» (в современных, разумеется, формах). Таково мое суждение об этом, господа присяжные заседатели.

Теперь, взглянем на предписания о Субботних и Юбилейных годах. Центральный текст здесь это Левит 25:

1 И сказал Господь Моисею на горе Синае, говоря: 2 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню; 3 шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, 4 а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; 5 что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли; 6 и будет это в продолжение субботы земли [всем] вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя; 7 и скоту твоему и зверям, которые на земле твоей, да будут все произведения ее в пищу. 8 И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; 9 и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый [день] месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей; 10 и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя. 11 Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных [лоз] ее, 12 ибо это юбилей: священным да будет он для вас; с поля ешьте произведения ее. 13 В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое.

Предварим оставшуюся часть пассажа изложением основных положений нашего законодательного блока. Итак, в юбилейные годы следует:

1) дать отдых земле (питаясь от того, что заготовлено загодя);
2) простить все неотданные долги, всё взятое в залог, и отпустить на волю всех рабов (речь идет, разумеется, только о евреях).
3) строго блюсти подобное субботнему недеяние заповедного года.

Итак, теории священной войны - «войны Яхве» - мы, опираясь на ВЗ, противопоставляем теорию священного досуга - «покоя Яхве». Особенно внимательно следует отнестись к рефрену «возвратитесь каждый во владение свое». Он здесь совершенно неслучаен и обозначает возвращение не только на свою физическую, но и на душевную, и духовную Родину, которая в сущности есть Святой Дух, в одном Котором имеем мы ведение, святость, преображение и Град Божий. Именно этика юбилейных годов, с ее запретом ростовщичества, утеснения и военщины - как раз и должна стать парадигмой и регулятивом подлинных общин Нового Завета. А тот факт, что мы имеем свидетельства соблюдения этих постановлений едва ли не в самую воинственную эпоху существования яхвизма - в эпоху второго Храма, - убеждает меня в том, что такая этика отнюдь не предполагает бескостности и беззубости. Очевидно также и то, что через понятие божественного Покоя и созерцательного досуга мы с легкостью перейдем к традициям эллинского богословствования и шире - индо-европейского, так что сам обсуждаемый нами сейчас смыслообраз станет для нас знаком вещей куда более значительных, нежели те, которых касался ветхозаветный богословский дискурс как таковой, что, однако же, не лишает Юбилейный Год имманентного ему достоинства практической максимы.

APPENDIX

Текст Левит 25: 14-55:

14 Если будешь продавать что ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга; 15 по расчислению лет после юбилея ты должен покупать у ближнего твоего, и по расчислению лет дохода он должен продавать тебе; 16 если много [остается] лет, умножь цену; а если мало лет [остается], уменьши цену, ибо известное число [лет] жатв он продает тебе. 17 Не обижайте один другого; бойся Бога твоего, ибо Я Господь, Бог ваш. 18 Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле; 19 и будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней. 20 Если скажете: что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших? 21 Я пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года; 22 и будете сеять в восьмой год, но есть будете произведения старые до девятого года; доколе не поспеют произведения его, будете есть старое. 23 Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня; 24 по всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли. 25 Если брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его; 26 если же некому за него выкупить, но сам он будет иметь достаток и найдет, сколько нужно на выкуп, 27 то пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит опять во владение свое; 28 если же не найдет рука его, сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит во владение свое. 29 Если кто продаст жилой дом в городе, [огражденном] стеною, то выкупить его можно до истечения года от продажи его: в течение года выкупить его можно; 30 если же не будет он выкуплен до истечения целого года, то дом, который в городе, имеющем стену, останется навсегда у купившего его в роды его, и в юбилей не отойдет [от него]. 31 А домы в селениях, вокруг которых нет стены, должно считать наравне с полем земли: выкупать их можно, и в юбилей они отходят. 32 А города левитов, домы в городах владения их, левитам всегда можно выкупать; 33 а кто из левитов не выкупит, то проданный дом в городе владения их в юбилей отойдет, потому что домы в городах левитских составляют их владение среди сынов Израилевых; 34 и полей вокруг городов их продавать нельзя, потому что это вечное владение их. 35 Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; 36 не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою; 37 серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для [получения] прибыли. 38 Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтобы дать вам землю Ханаанскую, чтоб быть вашим Богом. 39 Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской: 40 он должен быть у тебя как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя, 41 а [тогда] пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих, 42 потому что они - Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов; 43 не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего. 44 А чтобы раб твой и рабыня твоя были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас; 45 также и из детей поселенцев, поселившихся у вас, можете покупать, и из племени их, которое у вас, которое у них родилось в земле вашей, и они могут быть вашей собственностью; 46 можете передавать их в наследство и сынам вашим по себе, как имение; вечно владейте ими, как рабами. А над братьями вашими, сынами Израилевыми, друг над другом, не господствуйте с жестокостью. 47 Если пришлец или поселенец твой будет иметь достаток, а брат твой пред ним обеднеет и продастся пришельцу, поселившемуся у тебя, или кому-нибудь из племени пришельца, 48 то после продажи можно выкупить его; кто-нибудь из братьев его должен выкупить его, 49 или дядя его, или сын дяди его должен выкупить его, или кто-нибудь из родства его, из племени его, должен выкупить его; или если будет иметь достаток, сам выкупится. 50 И он должен рассчитаться с купившим его, [начиная] от того года, когда он продал себя, до года юбилейного, и серебро, за которое он продал себя, должно отдать ему по числу лет; как временный наемник он должен быть у него; 51 и если еще много [остается] лет, то по мере их он должен отдать в выкуп за себя серебро, за которое он куплен; 52 если же мало остается лет до юбилейного года, то он должен сосчитать и по мере лет отдать за себя выкуп. 53 Он должен быть у него, как наемник, во все годы; он не должен господствовать над ним с жестокостью в глазах твоих. 54 Если же он не выкупится таким образом, то в юбилейный год отойдет сам и дети его с ним, 55 потому что сыны Израилевы Мои рабы; они Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш.
Previous post Next post
Up