Каким на самом деле было Белое движение? Откуда взялся его романтический ореол? Когда закончится противостояние "красных" и "белых"? Эту тему в эфире "Вестей ФМ" Андрей Медвдедев, Сергей Корнеевский и Мария Фролова обсуждают с писателем и публицистом Юрием Милославским.
Медведев: Как-то в личной переписке вы мне так заметили, что термин "белое движение" довольно искусственный и появился довольно поздно.
Милославский: Он появился постфактум, так сказать, по окончании, что ли, гражданской войны, основной части ее, то есть уже в самом начале 20-х годов. Но надобно учесть, что сам термин - есть порождение не противоположное красным силам, а, скорее, пропагандистских усилий часто всегда совместных: с одной стороны, разного рода "Окна РОСТА"... "Красная армия, черный барон снова готовят нам царский трон...", что особенно любопытно. То, что называется Белым движением - это было движение, как они сами себя называли, "учредиловцев", то есть вооруженных радикальных сторонников созыва учредительного собрания, сугубо демократические...
Медведев: То есть не монархистов?
Милославский: Ну что вы! В белую армию монархистов не пускали. То, что вы называете "белая армия" монархистам вход был запрещен. Но, позвольте, в общем, для этого не нужно никаких тайных документов. Надобно просто прочесть "Белую Гвардию" Михаила Афанасьевича Булгакова. Помните, там он беседует, пытается поступить в полк, чтобы его зачислили, и ему говорят: твердо приказали мне избегать укомплектования монархическими элементами. Это совершеннейшая не шутка. Кстати, генерал Деникин, когда дошли вести об убийстве государя летом 1918 года, распорядился личным приказом отслужить панихиду. И это был очень серьезный скандал, он попал под серьезнейшую раздачу.
Медведев: То есть не было однозначного отношения к царю, к монарху и, вообще, к монархии в России.
Милославский: Было однозначное отношение - отрицание монархии.
Медведев: Отрицание?
Милославский: Конечно.
Медведев: То есть будущее России, условно, белые видели...
Милославский: Непредрешенчество. Народ собирается. Учредительное собрание. Генерал Врангель, который считается самым крайне-правым, готовящим царский трон, он всего-то объявил, что русский народ должен сам выбрать себе хозяина.
Медведев: Именно в такой формулировке?
Милославский: Это его приказ, текст приказа.
Медведев: О откуда вообще возник романтический образ белого движения? Это только ли из стихов Марины Цветаевой?
Милославский: Из советской литературы. Породил этот романтический зловещий отблеск прежде всего именно ранняя литература советского периода. Мы все знаем эту литературу: там все эти зловещие офицеры, они одновременно и ужасные, пьяные, жестокие, но в них есть такой лоск демонический, знаете, из Эдгара По в переводе, конечно, на русский язык. Ну и все, это порождение именно этих материй. Надобно отдать должное людям, которые оказались на стороне тех, кого мы условно, очень условно, называем белыми. Сами себя они, повторю, чтобы нам с вами не приходилось к этому возвращаться, не именовали. Они именовали себя Русской армией, врангелевцы условно - Добровольческой армией, Сибирской армией, как хотите.
Источник