Очень интересная и важная с теоретической точки зрения статья блоггера Дениса Селезнёва.
![](https://pbs.twimg.com/media/CyntWcSXcAAkDrT.jpg)
В минувшее воскресенье в Москве на Киевском вокзале прошла акция, в ходе которой несколько десятков человек спели песню «Розпрягайтэ хлопци конэй». Немало нашлось людей, которые довольно позитивно оценили это мероприятие. Однако лично мне акция напомнила поведение родственников алкоголика, которые никак не могут смириться с необратимыми изменениями, которые произошли еще в недавно таком родном человеке. Бывает так, что близкие спившегося индивида еще очень долго воспринимают его как вполне адекватного, то есть такого, которого можно убедить некими логическими доводами или пробуждением неких светлых эмоций из прошлого.
Год назад, когда президент России заявил, что Ленин заложил под Россию бомбу, то есть заложил основания будущих незалежностей советских республик, мне лично не очень понравилось подобное высказывание. Но отбросив эмоции, стоит признать справедливость такой постановки вопроса. Именно Ленин оказался создателем, пусть и с приставкой квази-, но все-таки украинского государства. УССР оказалась плодом победы над петлюровской УНР и сама впитала многие элементы несостоявшейся националистической республики. Причем, включая и многие кадры, которые, собственно, УНР и создавали. В довершение ко всему в состав советской Украины были прирезаны многие территории, которые даже исторически в нее не входили, как, например, тот же Донбасс, Причерноморье, ряд территорий на севере УССР, а впоследствии Крым и некоторые западные области.
В чем же состоял смысл этого творения?
Создание национальных государств в начале ХХ века было таким же общим демократическим трендом, как и введение всеобщего избирательного права, гендерного равенства и обязательного образования. Поэтому неудивительно, что тут большевики действовали вполне в духе эпохи.
Политический же расчет состоял в том, что создание квазигосударства сможет компенсировать те националистические стремления, которые проявились на Украине в ходе гражданской войны. Возможно, силу тогдашнего национализма в мировоззрении населения УССР даже преувеличили. Ведь основные проблемы для большевиков на Украине создали отнюдь не петлюровские армии, но приглашенные ими германцы и австрийцы, задушившие красные республики в Донбассе и Одессе.
Впрочем, ожидалось, что в будущем, по мере развития социализма, классовая пролетарская идентификация в рамках советского государства возьмет верх над идентификацией национальной. Для того чтобы усилить пролетарский элемент, в составе УССР оказались и промышленные регионы Новороссии и Слобожанщины, исторически Украиной не являвшиеся.
В перспективе, если бы социализм был бы действительно построен, то, вероятно, никакой проблемы с украинским квазигосударством не возникло. Однако вышло совсем не так, как ожидалось.
По сути, идея о том, что классовая идентификация ввиду сознательности рабочего класса возьмет верх над идентификацией национальной, дала печальный сбой еще как минимум в 1941 году. Немецкие рабочие не только не оказали серьезного сопротивления нацизму, но и сами в числе десятков миллионов приняли участие в попытке разгрома первого в мире интернационального государства рабочих и крестьян.
Впоследствии все пошло еще хуже. Изменения в мире привели к тому, что классовая идентификация, вполне логичная для начала ХХ века, к концу этого века оказалась размыта.
Мир, в котором существует миф о том, что каждый вне зависимости от происхождения может стать миллионером, заставляет человека не привязывать себя к своему текущему пролетарскому состоянию и сохранять надежду, что он и сам сможет выйти в ряды класса, который обеспечивает себя за счет чужого труда. А поскольку человек все же не может не иметь четкой коллективной самоидентификации, то наиболее популярной и востребованной становится идентификация национальная.
И тут волей-неволей житель современной Украины вынужден принять националистическую версию украинской идентичности.
В ушедшем ХХ веке исторически сложилось всего две украинских идентичности - советская, красная, и, скажем так, желто-голубая, «мазепинская», или, как теперь принято говорить, «бандеровская».
Вполне естественно, что с развалом советского государства пришла в упадок и украинская советская идентичность, которая предполагала дружбу и братство народов, объединенных одной целью построения коммунизма. Желто-голубая же версия, которая ныне является основной и довлеющей, предполагает весь набор таких установок, как «многовековое угнетение» со стороны русских, курс на евроинтеграцию в противовес «азиатскому рабству», превосходство над отсталыми москалями (зачастую их вообще принято считать людьми неполноценными), ну и вообще все те фортели, которые довольно щедро демонстрируют на Украине последние три года.
Обыватель, живущий внутри современной Украины, принимая подобную идентификацию, так или иначе принимает ее полностью. Разница существует лишь в степени агрессивности ее выражения.
По мере того, как проходит время, вместе со сменой поколений, советская идентичность все более размываетсся, отмирает, заменяясь желто-голубой. Конечно, советские украинцы все еще остаются противовесом для подобного «мазепинства». Но это только вопрос времени. Всем нам пора наконец осознать, что мы оказались в ситуации, описанной одним из героев «Тихого Дона»: «Или мы их, или они нас, середки нету». Выбор на Украине не стоит между «плохими» и «хорошими» украинцами, между желто-голубыми и советскими.
За эти 25 лет украинская идентичность уже фактически сбросила с себя остатки общего недавнего прошлого и в своем доведенном до логического конца виде не оставляет никакой альтернативы русофобии.
Жителям России пора избавляться от иллюзий братства с советскими украинцами, которая продолжает по инерции сохраняться, несмотря на три года войны.
Сегодня идентифицировать себя украинцем в большинстве случаев означает или будет означать в будущем также и принятие всех перечисленных выше установок о москалях-угнетателях и азиатском варварстве.
Поэтому, если действительно появляется желание нащупать братскую руку на территории Украины, то стоит опираться на тех людей, кто уже осознает или в перспективе может осознавать себя русскими.
Иллюзия выбора, иллюзия того, что еще существует «середка», приводит к тому, что многие обыватели находятся в подвешенном состоянии, когда в силу привычки считают себя украинцами, но при этом не могут принять связанных с этим современных антирусских установок. И еще некоторое время подобные колебания будут сохраняться.
Избавиться от этой неопределенности, обратить ситуацию в нашу пользу можно, только если помочь этим людям осознать, что они и есть русский народ, который ныне проживает на территории желто-голубой Украины. Но для этого гражданам Российской Федерации нужно осознать это самим.
Ведь когда в Москве в ответ одесситам или харьковчанам поют песни на украинской мове, то как бы подталкивают этих людей к украинской идентичности, а она, как сказано выше, может быть лишь желто-голубой, а значит, антирусской. Поэтому от советского разделения на русских и украинцев стоит отказаться.
Стоит осознать самим и помочь осознать жителям многих областей нынешней Украины, что они такие же русские, как и жители Ростова, Белгорода или Новосибирска, лишь с некоторой региональной спецификой.
В противном случае Россия сама продолжит плодить у себя под боком потенциальных русофобов и противников.
Полностью здесь -
http://vz.ru/opinions/2016/11/30/846675.html