Сегодня вам предстоит узнать:
1. сколько мумий было и есть в долине Балием?
2. где их искать?
3. кого и зачем мумифицировали папуасы?
4. как они это делали? (все секреты мумификации)
5. и главное: практикуют ли этот обычай они сегодня?
Ответами на эти вопросы я заканчиваю ту тему, которую начал
вот здесь.
Встав рано утром, я вместе с Франциской отправился в деревню Арабода, где “жила” последняя из трех мумий, поиском которых я занимался. О существовании других мумий я не располагал никакой информацией. Найти Арабоду было легко. Она находится километрах в десяти не доезжая до Кимбима. Местные вам подскажут, как пройти. Мумия Арабоды, как я и предполагал, хранилась в центральном хонае. Но он оказался закрытым…
Смотритель, как и остальные жители деревни, работал на поле. Когда он вернулся, нас впустили внутрь. Женщины и дети не имеют права переступать порог мужской хижины. Кроме того им строго настрого запрещено видеть мумию. Аборигены верят, что прикосновение женщины способно разрушить артефакт. Но для Франциски сделали исключение.
В общем, знакомьтесь: Алонка Хуби.
Мумия висела в сетчатом мешке и ее никогда не выносят на свет. Сетка металлическая.
Мешок спасал артефакт от мышей, которые были не прочь отгрызть кусочек копченой плоти. Кстати, Алонка Хуби оказался крупнее Верапака Элосака и Вима Мотока Мабела.
Возраст мумии Алонки Хуби в пределах двухсот-трехсот лет. Более точную цифру мне никто назвать не смог.
Не смотря на возраст, у мумии сохранилась не только губа, но даже веки! Форма головы больше напоминает инопланетянина из x-files.
Деки Хуби (смотритель) демонстрирует мне позу мумии. Ниже читайте интервью с этим человеком.
АП: расскажи, пожалуйста, о процессе мумификации. Как твоим предкам удалось превратить Алонку Хуби в эту мумию?
ДХ: два человека запирались в священном хонае. Они никого не пускали внутрь и сами не покидали хижину до тех пор, пока мумия не была готова. Они не мылись, не ели, не пили. И день и ночь они поддерживали костер. Тело избавляли от внутренних органов и протыкали кожу деревянными иголками (так вытекала вся жидкость). Потом тело держали напротив костра и коптили до нынешнего состояния.
АП: как долго это продолжалось?
ДХ: от одного года до нескольких лет.
АП: как же тогда два человека в хижине могли выжить без еды и воды?!
ДХ: они ели сладкий картофель и его листья.
АП: но не пили?
ДХ: нет, не пили.
АП: кем они были?
ДХ: родственниками Алонки Хуби. Это были его дяди. Их выбрала деревня.
АП: почему мумия имеет такую странную позу?
ДХ: потому что она должна сидеть с нами у костра. Кроме этого, в такой позе тело удобнее коптить, ведь его нужно поворачивать к огню разными сторонами.
АП: зачем Алонку Хуби превратили в мумию?
ДХ: он был великим человеком - генералом и вождем деревни! Его соплеменники решили таким образом сохранить память о нем. А мы теперь можем не только слышать о подвигах Алонки Хуби, но и видеть его своими собственными глазами.
АП: кто-нибудь сегодня может еще превратить человека в мумию?
ДХ: нет, этого нельзя делать! Это священный ритуал! Мы не имеем на это право.
АП: хорошо. Остался ли в долине хоть один человек, которому известны все секреты мумификации?
ДХ: нет, эти знания уже утеряны. Мумию сегодня никто не сможет сделать. Атмосфера уже не та…
АП: в каких деревнях держат остальных мумий?
ДХ: в Сомпайне, в Айкиме… Вроде есть еще одна мумия где-то в Восилимо. А в Куриме хранят мумию женщины.
АП: сколько всего мумий было в Балиеме?
ДХ: их всегда было пять.
Конец.
Вот такое вышло интервью. Спорными для меня остались два момента. Во-первых, что именно подразумевал под “не той атмосферой” Деки Хуби: изменение климата, что-то сакральное или просто время? Во-вторых, как те люди, которые запирались в хижине, могли выжить без воды? Нестыковка какая-то. Ну а больше всего меня заинтриговало сообщение о других мумиях. Я решил продолжить свою охоту, а Франциска согласилась меня поддержать, хотя очень боялась всех этих копченых человечков.
Мы отправились собирать дополнительную информацию, которая через два дня привела нас в деревню Васалма.
Дорога в Васалму начинается недалеко от моста в Кимбим и выглядит вот так:
Половину пути мы шли по грунтовке и только прямо. Здесь можно застопить грузовик, если времени мало.
Местные жители, которые встречались по пути, подсказали нам дорогу, где нужно было свернуть.
Дальше тропа вела нас по полям и болотам, где можно заблудиться.
Поэтому без сопровождения мы бы ушли куда-нибудь не туда :)
В Васалме нас встретил очередной смотритель по имени Вим Хилапок. Он сообщил, что с 1982 никто из туристов в деревню не заглядывал. Даже не знаю, верить этому или нет.
Мумификация. Версия Вима отличалась от версии Деки только двумя моментами:
1. мумию готовили от нескольких месяцев до года.
2. над костром сооружали специальную платформу, на которой коптили тело.
В остальном две версии сходятся. Вим подтвердил, что люди, которые запирались в хижине, не пили и не ели ничего кроме сладкого картофеля и листьев.
Абенуо Хилапок. Возраст: 200-300 лет. 1987-м его возили в Джаяпуру на выставку.
Тоже генерал, тоже вождь, как и Верапак Элосак, Вим Моток Мабел, Алонка Хуби. Кем же тогда могла быть женщина в Куриме? Этот вопрос не давал мне покоя…
Абенуо Хилапок приготовил мне загадку. Куда делся его спутник?! Обратите внимание на второй стул.
А спутника уже давно утащили в деревню Пумо, куда мы с Франциской отправились в один из свободных дней. Тропа в Пуму начинается у деревни Воги, а Воги находится на той же грунтовой дороге, с которой мы свернули в Васалму раннее. Так что, все относительно рядом. Правда, посетить сразу две деревни и вернуться в Вамену, потратив на это один световой день, вряд ли получится.
Сопроводить нас согласилась девочка-антенка по имени Ната с подружками. Иначе мы заблудились бы.
Шли, наверное, часа два. Иногда встречались нам вот такие мосты.
Папуасская деревня в лесочке. Названия не знаю.
Когда наконец-то мы добрались до Пумы, нас ждало ничего кроме разочарования. Смотрителя не было на месте.
Из леса же то и дело выходили аборигены с котеками.
У ворот деревни Пумо мы просидели несколько часов, пока женщина из Меагаймы не сообщила нам следующее: смотрителя ни сегодня, ни завтра не будет. И вообще, никто не знает, когда он объявится. Возвращаться прежней тропой было уже поздно. Тогда женщина предложила нам переправу через реку Балием на длинном корыте, которое называют каноэ.
Потом мы выбрались на трассу. Я осмотрел окружающий пейзаж и спросил сам себя:
“Сколько же на самом деле этих мумий здесь в Балиеме?”
Многие местные жители уверены, что их только две. Lonely Planet пишет, что их три. Карта в сувенирном магазине тоже указывает на три. Деки Хуби утверждает, что их всегда было пять (Сомпайна, Айкима, Арабода, Восилимо=Пумо, Курима). Я нашел пять, но без Куримы. Папуасы создали столько путаницы вокруг этих мумий, что свихнуться можно на ровном месте. Так сколько их: пять или шесть?
Про Куриму. Есть поселок Курима, а есть район Курима. В поселке Курима мумии нет. А вот в РАЙОНЕ КУРИМА она должна быть. Причем мумия женщины. Подтверждение этому я слышал трижды. Но вот где конкретно в КУРИМЕ - большой вопрос. Того получается шесть.
Некоторые источники сообщают, что в Балиеме исследователями были найдены целых семь мумий в прошлом веке! Где же седьмая мумия? Хрен его знает! Либо рядом с деревней Сомпайна (1 подтверждение), либо в какой-то пещере севернее Восилимо (тоже 1 подтверждение). Других предположений у меня нет. Того получается семь в лучшем случае.
P.S. Я верю, что мумий даже больше, но аборигены по сей день их прячут от посторонних глаз белых мистеров.
Так что дерзайте! :)
P.S.S. задавайте вопросы, если такие остались.
Все материалы по Новой Гвинее и Папуа, которые я собрал за полгода, можно найти на
моей странице на Турбине.
Полную информацию о моём проекте можно прочитать
здесь.