«Корея: Великие Перемены». Корейский Шаолинь - 1

May 05, 2010 20:27



Сгорбленный парень сидит на коленях на деревянном паркете. Его голова выбрита налысо и немного наклонена вперед. Глаза его закрыты, руки аккуратно сложены вместе. Полная концентрация. Редкий ветер чуть колышет его робу темно-бордового, практически коричневого цвета. Все происходит в крохотной пещере. Он старается не шевелиться, но видно, что дается ему это с трудом. За спиной его статуя Будды, который блаженно наблюдает за происходящим. Молодой кореец еще не совсем монах, он всего лишь послушник - первая ступень монастырской иерархии. Но сегодня на его плечи легла очень ответственная и священная обязанность. Он будет совершать ритуальное песнопение.


Распечатка сокровенных буддийских текстов лежит на полу перед ним и ему потребуется еще не один год, если не десяток лет, чтобы выучить их наизусть. Скоро все начнется, но сейчас минуты, даже секунды тянутся невыносимо долго. Стоит мертвая тишина, все застыли. В этой пещере послушник не один. Лицом к статуе Будды в тени разместился старший монах, присутствие которого я заметил не сразу. Вдруг до ушей доносятся шум и детский гам. Еще двое совсем юных послушника сломя голову несутся по ступенькам в пещеру. На входе они начинают шушукаться, снимают обувь, проходят внутрь, садятся на колени и устремляют свои детские глаза на Будду, который золотом разливается по их веселым лицам. Молодой кореец, тот кто должен сегодня совершить ритуал, берет в руку деревянную дубину и бьет ей в тяжелый колокол рядом с собой. Началось! Затихающий звон сменился прекрасной песней, которая звучит в этих сводах дважды в день из года в год. Стать свидетелем такого ритуала можно не только здесь, но и практически в любом другом храме Южной Кореи. В этом нет ничего особенного. Достаточно лишь знать время. Но Гольгуль это не просто еще один храм, это единственный пещерный храм во всей стране. Мало того, это еще и единственный во всем мире монастырь, где изучают боевое искусство сонмудо. Именно этот факт привел меня сюда.





Если буддизм пришел в Корею из Поднебесной, то сонмудо наоборот зародилось уже здесь, в Стране Утренней Свежести. Конечно, его создатель или создатели позаимствовали некоторые элементы из других боевых искусств, но, в конце концов, из этого вышло нечто новое, отличное от известных в то время стилей. Сонмудо это целая система, которая тесно связанна с буддизмом и включает в себя и единоборства, и медитацию, и гимнастику. Но здесь не учат драться, не учат побеждать толпы врагов, а преследуют совсем иные цели. Гармония разума и тела, которая ведет к просветлению - вот она та сокровенная планка, священная цель. История самого храма и история сонмудо развивались разными путями. Храм Гольгуль возник в шестом веке благодаря святому Кван Йо и его сподвижникам из Индии. То, что было возведено ими тогда - внушительное изображение Будды на пол скалы и двенадцать маленьких пещер, сохранилось и до наших дней. Все это время комплекс оставался святыней корейских буддистов. Мастерство же сонмудо держалось всегда в строжайшем секрете, и владели им одни только избранные - монахи. Именно они и передавали из поколения в поколение, из одной семьи в другую свои навыки в течение 2.500 лет. Теперь же все иначе - овладеть сонмудо имеет право каждый желающий, кто интересуется восточными единоборствами. Тем самым корейский Гольгуль становится в какой-то степени аналогом китайского Шаолиня. А произошло это все благодаря одному человеку…



Грандмастер
Если еще лет пятьдесят назад о сонмудо не знали даже сами корейцы, то теперь о нем известно и за пределами Кореи. Правда, пока не многим. Но все еще впереди - и признание и популярность. Это неизбежно для такого уникального стиля. Но будет ли разрастаться сам монастырь, остается вопросом. Сегодня уже существует федерация сонмудо и здесь в Гольгуле ее штаб-квартира. Филиалы же разбросаны по стране. Они есть в Сеуле и Пусане, Тегу и Ульсане. Это альтернативный вариант для тех, кто не может посвятить все свое время изучению боевых искусств. Кроме того занятия проходят в некоторых корейских общеобразовательных школах, где сонмудо является выборочной дисциплиной. Что же дальше - новые отделения в соседних странах, как, например, в Японии или России? Нет, федерация давно уже вышла на международную арену. Появились школы в Штатах, Австрии, Франции и Канаде, где преподают опытные инструкторы - бывшие ученики Гольгула.



Но как такое могло случиться, ведь сонмудо на протяжение веков было доступно только избранным или посвященным? В первую очередь это заслуга того, кого здесь в Гольгуле с уважением называют Грандмастером. Конечно, есть у него и имя - Seol Jeog Un*. Именно на этом человеке оборвалась та цепочка секретов и тайн, которая тянулась из глубин веков. Еще в 70-х годах Грандмастер открыл миру искусство сонмудо и с тех самых пор он занимается внедрением его в массы. Судя по результатам достаточно успешно. Штаб квартира и федерация тоже его рук дело. В 1992-м он руководил обустройством Гольгула, где сегодня создана отличная инфраструктура. Помимо храма и офиса, здесь есть общежития для монахов и гостей, столовая, современный зал для занятий, а совсем скоро откроется еще и чайный дом. Конечно, по размерам Гольгул уступает Шаолиню, но возможно это всего лишь вопрос времени. Туристы здесь не редки, а поток учеников увеличивается из года в год. Кто-то остается на пару дней, кто-то на пару месяцев, а кто-то и дольше. Раньше всеми занятиями руководил сам Грандмастер, но сегодня этого больше не требуется. Он воспитал и выучил достойных инструкторов, которые когда придет время, станут ему заменой.



На вид настоятелю можно дать от силы лет 40, но говорят что он гораздо старше. Именно он сейчас сидит на коленях возле Будды в той пещере, где молодой послушник проводит ритуал песнопения. Мастер имеет добродушное лицо, носит очки, а голова его, как и положено побрита. Но со спины его узнать очень сложно. Просто силуэт, который ни одним движением не выдает своего присутствия. Тем временем голос молодого послушника обрывается. Он поспешно откашливается и возобновляет песню. Мастер так и не шелохнулся. Я решил не дожидаться его сегодня, а вернутся лучше завтра. Минут через десять закончится ритуал, сядет солнце, послушники разбредутся по своим делам, монахи и гости отправятся на занятия, а настоятель вернется в свои покои. Там Грандмастера будет ждать его единственный ученик - непослушный примат, о котором он теперь заботится и называет своим сыном. Они хорошо смотрятся вместе. Я же медленно спускаюсь по дороге к главной арке. Идти быстро нет никакого желания. Вокруг цветет сакура и магнолия, а на душе весна. В потемках я натыкаюсь на статую собаки, на шее которой вижу буддистские бусы. Это еще один ученик Грандмастера. Теперь уже бывший ученик. Говорят, он очень любил эту собаку…



* не могу позволить себе коверкать имя этого человека путем написания его в русском варианте.

Корейский Шаолинь - 2
Корейский Шаолинь - 3

ТУРБИНА, репортаж, опубликовано в журнале, Южная Корея

Previous post Next post
Up