Память. Пьер Дегейтер...

Sep 26, 2013 21:42

26 сентября 1932 года - Скончался Пьер Дегейтер (р. 1848 г.), автор музыки к гимну «Интернационал», коммунист, рабочий.



Он умер в Сен-Дени (Франция). На его похоронах присутствовало около 50 тысяч людей. Коммунистическая община в Сен-Дени установила на его могиле памятник в виде мраморной книги, раскрытой на страницах с нотами «Интернационала», и куба с изображением серпа и молота - символики СССР.

В 1928 году он посетил СССР - Дегейтера пригласили в Москву на 6-й конгресс Коминтерна. Весной 1928 года его разыскали в Сен-Дени, где он жил вместе со своей внучкой, члены Всесоюзного общества культурной связи с заграницей. Дегейтер и не подозревал, каким почетом и уважением пользуется его имя в СССР.

Советское правительство предложило Пьеру Дегейтеру остаться здесь. Его поселили в Доме ветеранов революции. Но здешний климат оказался для 80-летнего Дегейтера непреодолимой преградой, и он вынужден был вернуться во Францию.



Незадолго до отъезда в своем интервью корреспонденту «Вечерней Москвы» он сказал: «... Я счастлив, что вашим гимном, гимном революционной России, является «Интернационал», пение которого вызывает дрожь у тех, кто строит свое благополучие на эксплуатации рабочих. Я верю, что революционная Россия является прелюдией к тому великому перевороту, в результате которого красное знамя революции воссияет над вселенной. Революция принесет подлинный мир, основа которого заложена народами Советского Союза. Да здравствует интернационал рабочих!»

20 августа 1928 года СНК СССР назначил композитору пожизненную пенсию, которая и стала единственным источником его существования в последние годы.

image Click to view



В 1871 году Пьер Дегейтер, родом из Бельгии бывший солдат франко-прусской войны, сделал попытку пробраться в Париж, чтобы присоединиться к коммунарам, но был захвачен и отправлен немцами в Лилль, где и остался жить. Получив специальность токаря по металлу, устроился работать на завод. В это же время он увлекается музыкой. С шестнадцати лет он посещал вечерние курсы при Музыкальной академии. Впоследствии Дегейтер стал первым руководителем лилльского музыкального общества «Рабочая лира».

В июле 1888 года мэр Лилля Гюстав Делори (основатель «Рабочей лиры») обратился к Дегейтеру с заданием: написать музыку на стихи поэта Эжена Потье, датированные 1871 годом, с тем, чтобы эту музыку можно было использовать как боевую песню Французской рабочей партии. Так появился «Интернационал». Первое исполнение этой музыки хором «Рабочей лиры» состоялось на съезде профсоюза газетчиков летом 1888 года. Чтобы обезопасить себя от преследования, композитор попросил, чтобы на титульном листе была написана просто фамилия «Дегейтер» без указания имени. Тем не менее, достаточно скоро выяснилось точное имя композитора, и Дегейтер был уволен и внесен в предпринимательские «чёрные списки».



Потеряв на работе вследствие повреждения руки трудоспособность, Пьер Дегейтер между прочим занялся обработкой «Интернационала» для фортепьяно. Однако, когда он вступил в переговоры с музыкальным издательством, его стали обвинять в плагиате: оказалось, что одно издательство уже выпустило «Интернационал» с именем и портретом его брата, Адольфа Дегейтера. Поскольку Пьер к тому времени вышел из Социалистической партии (впоследствии он стал коммунистом), то социалист Гюстав Делори, уже приобретший права на текст «Интернационала» у вдовы Эжена Потье (и стремившийся сосредоточить права на песню в руках партии), выступил в поддержку Адольфа. Таким образом, Пьер не смог доказать своё авторство. В 1914 году процесс был завершён, и автором музыки был признан Адольф. В Лилле Адольфу Дегейтеру, после его смерти, был даже в 1920 поставлен памятник как автору «Интернационала».



Но случилось непредвиденное: В 1916 году Адольф Дегейтер, находясь на оккупированной территории, покончил с собой, оставив предсмертное письмо для брата, в котором утверждал, что процесс об авторстве «Интернационала» развязал под давлением Делори. Текст письма:

«Лилль, 27 апреля 1915 г.
Дорогой брат, в ужасной буре, которую мы переживаем, неизвестно, что с нами станется. Я передаю твоему шурину Дюбару это письмо с заявлением, которое я сделал бы сам, если бы я приехал в Париж во время пересмотра твоего дела. Вот оно:
Я никогда не писал музыки и тем более «Интернационала», если же я подписал листок, который был составлен Делори, который пришел ко мне в мастерскую, ты знаешь, что я работал для города и, поскольку Делори был мэром, я не осмелился в чем-либо ему отказать из боязни увольнения...
Я не думал, что я поступаю плохо, подписывая этот листок, и он мне даже не сказал, для чего это делалось.
Если я тебе это пишу, то потому, что неизвестно, что может случиться. Не сердись на меня за это, если бы я мог тебе это вручить сам, я был бы очень счастлив.

Адольф Дегейтер».

Поскольку Пьер в это время находился на неоккупированной части Франции, это письмо дошло до него только после окончания войны. Наконец, судом в 1922 году автором музыки «Интернационала» был признан Пьер Дегейтер. Делори явился в суд больным, от своих претензий отказался и вскоре умер. Судебное дело, длившееся два десятилетия, было прекращено.



В.И.Ленин об «Интернационале:

«Эта песня переведена на все европейские, и не только европейские языки… В какую бы страну ни попал сознательный рабочий, куда бы ни забросила его судьба, каким бы чужаком ни чувствовал он себя, без языка, без знакомых, вдали от родины, он может найти себе товарищей и друзей по знакомому напеву „Интернационала»…»

пьер дегейтер, интернационал, коммунизм

Previous post Next post
Up