Ленин всегда с тобой, Ленин всегда живой! С этим слоганом вся страна жила десятилетиями. И настолько привыкла к этому, что материализованные его проявления - памятники, портреты в кабинетах, на флагах, стенах зданий и даже на каждой денежной купюре, были неотъемлемой частью быта. Теперь - другое время, уже вырасло целое поколение, которое никогда не видело икон советской религии. Сейчас изображения вождя - большая редкость. Одним из немногих исключений является монументальное искусство. Каменные идолы - символы ушедшей эпохи были повсеместно. И многие из них действительно исполнены на высочайшем творческом уровне. Наш город миновала волна низвержений и в период перемен изваяния не тронули. Сейчас в Белгороде четыре уличных скульптуры, изображающих Ленина.
Самый известный - памятник В. И. Ленину №1. Установлен в северной части Соборной площади, перед зданием правительства Белгородской области. Вообще официально в списке скульптурных монументов города состоят два памятника - этот и в центральном парке. На протяжении десятков лет советской власти было установлено большое число самых различных уличных скульптур вождя мирового пролетариата. Некоторые были демонтированы ещё во времена развитого социализма по разным на то причинам, что-то в постперестроечный период. На данный момент несколько монументов в разных частях города напоминают нам о несбывшихся мечтах о светлом будущем, другие хранятся в музейных запасниках или на складах.
ЛЕНИН НА ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ.
Часть первая, старинная.
Первый памятник в Белгороде появился только в 1927 году, в то время ленинизация уже настолько захлестнула страну, что даже начали появляться запреты на безосновательное использование образа вождя в сувенирах, рекламе, в частном порядке. Но уездный город был беден и измучен Гражданской войной, и средств на сооружение модного атрибута нового времени попросту не имел. Единственным культовым местом была братская могила жертв контрреволюции в Новом сквере. Там и проходили митинги, демонстрации, массовые мероприятия с политической окраской. Что в последствие и сыграло роль при определении места для нового памятника. И вот в первый юбилей Революции город обрёл свой символ новой религии. 7 ноября 1927 года состоялось торжественное открытие памятника на восточном входе сквера площади Жертв контрреволюции.
На снимке, сделанном в январе 1930 года участники 2-го собрания уполномоченных Белгородского окружного союза промышленной кооперации, каждый из них получил на память такую фотокарточку:
Автором памятника был скульптор Г. Д. Алексеев, который выполнил несколько эскизов В. И. Ленина с натуры ещё при жизни и в творчестве отдавал предпочтение реализму. По проекту Г. Д. Алексеева на Московской скульптурнолитейной фабрике было отлито десять монументов вождя. Скульптура была бронзовой, выполненной в человеческий рост, и монументальность памятника достигалась высотой пьедестала. Особенностью было то, что стилобат был сделан в виде большой многоярусной трибуны, увенчанной узким круглым основанием скульптуры. Говорили, что в качестве материала для строительства использовался кирпич из бывшего мужского монастыря, что воплощало идею о постройке нового мира на руинах прошлого. А для ограды использовались цепи, символически разорванные с лицевой стороны, обозначая разрыв пут империализма. Не смотря на невпечатляющий размер скульптуры, нарком просвещения Луначарский отзывался об этом варианте как о лучшем и наиболее реалистичном, с чем возможно и связана её популярность.
Изваяние пережило историю, в результате которой приобрело героический статус и вплоть до развала СССР являлось ценным экспонатом коллекции краеведческого музея. Гиды рассказывали историю о том, как белгородские патриоты, рискуя жизнью, спасли Ленина от вывоза фашистами на переплавку. Особо производили впечатление следы от пуль и многочисленные вмятины. Легенд вокруг этого события было много и разных. Уточнил сведения И.Н. Орёл, тщательно изучивший этот вопрос. А краевед А.Н. Крупенков позже изложил их в своих литературных трудах. По этой информации, в 1941 году, заняв город, гитлеровцы первое время забавлялись стрельбой по памятнику как по мишени, а затем, чтобы не мозолил глаза, повалили статую и взорвали пьедестал.
Завкоммунхозом Мерников припрятал низверженную скульптуру на своём складе. А летом 1943 г. при спешной эвакуации, немцы стали заниматься вывозом всего, что представляло материальную ценность. Скульптуру нашли, но погрузить не успели, помешал авианалёт. Во время суматохи, местные, которых согнали на погрузку, отнесли Ленина в ближайший сарай и оставили зарытым в куче хлама. А после освобождения города в 1943 году памятник был восстановлен на прежнем месте.
Для этого соорудили новый, более массивный постамент, но уже без функции трибуны, и благоустроили прилегающую территорию. Фасад по прежнему был ориентирован на восток - Ильич вглядывался в рассвет новой жизни.
В начале 50-х весь город оброс строительными лесами, началась застройка площади, зачастили высокие гости. Маленькая статуя выглядела несолидно и в 1951 году её сняли как несоответствующую главному изображению вождя в текущий исторический момент. Фигура была отправлена на склад, а оттуда - в фойе кинотеатра "Челюскин", где была задрапирована красной тканью и встречала зрителей вплоть до закрытия кинозала. Оттуда в свою очередь перекочевала в фойе нового кинотеатра "Родина", где так же служила украшением интерьера до начала 1970-х. Фото А.А.Дорогана, 1966 г:
В это же время областной краеведческий музей готовился к переезду в здание Преображенской церкви и находился в маленьком одноэтажном доме по адресу: улица Фрунзе-42. Одной из поставленных ему задач было политпросвещение граждан, для чего была создана специальная экспозиция, одним из экспонатов которой была небольшая гипсовая статуя вождя. Эту фотографию приводят авторы сборника "Белгород":
Документальная съёмка из архива самого музея:
К сожалению выяснить причину нестыковки пока не удалось. Возможно первая статуя находилась в музее в другой, более ранний период, а может быть это ошибка редактуры.
В 1973 году состоялся переезд музея и тут очень кстати пришлась легенда о "чудотворном спасении" старого памятника. Исторический Ленин был перемещен в экспозицию, а вместо него в кинотеатре появилась избушка на курьих ножках и канарейки, отчего дети, основные зрители "Родины" были в полнейшем восторге. Статуя находилась в выставочном зале до очередного перезда музея в начале 1990-х, после которого на обозрение уже не выставлялась и ныне хранится в запасниках.
В 1951 году в Ленинском сквере на площади вместо скульптуры работы Алексеева была установлена новая более крупная фигура. Она, не смотря на неоригинальность, выглядела более солидно. Но простояла на этом месте совсем недолго, менее пяти лет. После чего сквер был снесён, а статуя перемещена в создаваемый городской парк, где и находится сейчас.
ЛЕНИН НА ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ.
Часть вторая, главный монумент города.
В 1956 г. началось строительство новой главной площади, и памятник вождю должен был традиционно занять центральное место. Выбор пал на оригинальный проект, по которому вся архитектура малых форм площади подчинялась единому стилю и концепции.
Лето 1957 г:
К 40-летию Великого Октября на площади Революции был готов новый памятник Владимиру Ильичу Ленину. Его торжественное открытие состоялось 6 ноября 1957 года.
Авторы памятника - скульптор, народный художник РСФСР Г. В. Нерода и архитектор И. А. Француз.
Фото 1957 г. после открытия (на заднем плане квартал "рабочего городка", через несколько лет там построили драматический театр):
В годы советской власти памятник был главным монументом города, местом памятных пионерских и комсомольских торжеств, служил фоном трибун на праздниках и демонстрациях.
Нынешние дети уже не несут вахту у монумента, и плохо понимают, почему в самом сердце города находится именно эта скульптура. После присвоения Белгороду звания "город воинской славы", активно велись обсуждения о замене памятника на памятную стелу. Мотивируется это решение даже совпадением размера имеющегося гранитного квадрата с проектом стелы. Саму же статую предлагали установить в парке. Однако противников такой перестановки не меньше чем сторонников. И это вполне можно понять, памятник - часть живой истории нашего города, след долгого и совсем не малозначительного периода жизни страны. Просто так вычеркивать всё это было бы опрометчиво.
Детализированное описание монумента.
Установлен в сквере перед зданием областной администрации. Ориентирован на юг. Общая высота - 10,26 м. Стилобат и постамент железобетонные, облицованы чёрным полированным гранитом. Стилобат 5-ступенчатый, квадратной формы. Высота ступеней, м.: первая - 0,86, сторона - 12,5; вторая - 0,25, сторона - 11,5; третья - 0,2, сторона - 10; четвёртая - 0,2, сторона - 8,8; пятая - 0,2, сторона - 7. Высота постамента - 4,36. Нижняя часть, общей высотой 1,3 м. имеет 8 уступов. Верхняя квадратная, сорона 1,6 м. На фасаде рельевная углубленная подпись "В.И. Ленин". Статуя отлита из бронзы, в полный рост, высота 5 метров.
В 1987 г. постановлением облисполкома № 368 скульптурная композиция поставлена под охрану как памятник монументального искусства регионального значения. На данный момент этот статус актуален.
"САДОВО-ПАРКОВЫЙ" ЛЕНИН
Вместе с заменой первой статуи в Ленинском сквере, началось победное шествие типовых гипсовых скульптур по местам отдыха белгородцев. Первым был благоустроен городской сад, находившийся на углу Ленина и Попова у бывшего театра "Орион". Ниже вы видите старинный фонтан, в начале века находившийся в "Новом сквере" (на площади), по бокам от него установили фигуры Ленина и Сталина. Сталин пробыл на этом месте совсем недолго и через несколько лет в связи с осуждением культа личности был демонтирован. В 1976 г. аллея претерпела значительное видоизменение, и Ильича передали для установки в школьный сад на Болховце.
Горсад был весьма богато украшен литыми скульптурами, и вожди у фонтана были не одиноки, некоторое время дружескую компанию им составляла известная своими многочисленными переездами группа "Маркс и Энгельс", а неподалёку расположилась композиция "Ленин и Сталин в Горках". Этот памятник в духе соцреализма появился в то же время, что и большие статуи, и располагался в глубине сада.
Когда демонтировали фигуру Сталина у фонтана, парную композицию также убрали, а на её место установили похожую, теперь рядом с вождём был ребёнок. В таком виде Ильич остался на несколько десятилетий, и был убран уже в конце Перестройки, в то время, когда словосочетание "городской сад" уже успело стереться из памяти белгородцев.
2 октября 1955 года на месте нынешнего городского ДК "Энергомаш", открылась областная сельскохозяйственная выставка, уменьшенный вариант ВДНХ. По некоторым данным, у одного из её павильонов была установлена маленькая одиночная фигура Ленина. На центральной площадке возвышалась большая монументальная композиция двух вождей плечём к плечу. Скульптуры исчезли в середине 60-х вместе с самой выставкой.
Памятник Ленину в центральном парке появился в 1956 г. Сюда его перенесли с площади, где он находился с 1951, заменив собой самую первую скульптуру работы Алексеева. Очень возможно, что именно установка его на входе и стала причиной включения фамилии вождя в название нашего парка, в отличие от повсеместно распространившегося на парковых вывесках Максима Горького.
Интересное фото 1960 г. За кинотеатром Октябрь видна первая городская телевышка, ретранслировавшая программу харьковского телецентра:
Скульптура отлита из гипса на каркасе и благодаря уходу и регулярной покраске сохранилась в хорошем состоянии до наших дней. В годы перестройки осыпалась облицовка постамента и более десятилетия памятник простоял в неопрятном виде. Небрежно покрашеным поверх штукатурки.
В начале 2000-х в процессе реконструкции парка был отреставрирован и памятник. Постамент оделся в свежий гранит, приведена в порядок и покрашена "под бронзу" статуя. Сейчас самый старый из находящихся на белгородских улицах Ильичей выглядит довольно неплохо.
ЛЕНИН НА СОКОЛЕ
Появление этого памятника связано с расширением границ города на север. В 1963-64 свежеотстроенный микрорайон "Сокол", бывший "Октябрьский", был комплексно благоустроен, появился сквер и кинотеатр. На уютном пятачке возник простенький бетонный монумент на каменном постаменте. В последние десятилетия за ним почти не ухаживали, в результате чего он сильно обветшал. После того как было принято решение о перестройке кинотеатра "Сокол" в Дом офицеров, памятник был обследован комиссией. Результатом стал отчет о 80-процентном износе бетонных и металлических элементов, что свидетельствовало об аварийном состоянии. Т.к. скульптура была типовой, её художественная ценность была невысокой. Рекомендовалось для дальнейшего использования провести комплексную реставрацию. Однако с учётом предстоящего строительства поблизости храма, городские власти посчитали необходимым демонтировать памятник, не исключая возможности его полного восстановления и установки в другом месте. В 2008 г. его убрали и дальнейшая судьба неизвестна.
ЭНЕРГОМАШЕВСКИЙ ЛЕНИН
Этот памятник находится у проходной Энергомаша. В сквере за остановкой. Как ни странно памятник перенес снос 2 стел в честь завода, стоявших неподалеку, но сам действительно живее живых.
Точной даты установки пока не определено. Со слов заводчан, памятник появился в середине 1960-х. Скорее всего датировать его следует 1967 годом. Скульптура серийная, бетонная на каменном постаменте. Значительно обветшала, но пока находится в удовлетворительном состоянии.
ЛЕНИН НА ГРИНЁВКЕ
Весьма выразительный бюст установлен у проходной белгородского молочного комбината на улице Привольной. Это самый молодой памятник вождю мирового пролетариата в Белгороде. Открыт в ноябре 1975 г. Этот трёхметровый монумент производит сильное впечатление и очень напоминает герасимовскую реконструкцию Тамерлана грозным выражением лица.
Не менее интересна и фактура бюста из белого камня "под шамот". В целом памятник не просто вписывается, а ярко подчёркивает окружающий ланшафт, почти не изменившийся здесь с 1980-х, образуя вместе с ним в некотором роде ностальгический заповедник развитого социализма.
МАЛЕНЬКИЙ ВОЛОДЯ УЛЬЯНОВ
Помимо общепринятых образов главного революционера, есть в Белгороде и скульптуры не изображающие Владимира Ильича явно, но легко интерпретируемые обывателем как "Володя в детстве". Действительно, эти типовые отливки середины ХХ века как две капли воды похожи на кудрявого мальчугана с октябрятского значка. Тяжело сказать сейчас, действительно ли установленные у школ и детских садиков фигурки ребятишек, являются маленьким Ульяновым или просто собирательным образом советского мальчишки допионерского возраста. Однако местные жители упорно именуют их Ленинёнками, что даёт повод рассматривать эти штампованные элементы садово-паркового благоустройства как скульптурные изображения вождя.
В самом лучшем состоянии находится фигурка на ул. Корочанской, у школы №24. В отличии от остальных она установлена на постаменте, на котором даже есть дата установки - 1948 год. Администрация школы вполне резонно считает её своей достопримечательностью и помимо ухода снабдила специальной информационной табличкой. Не смотря на разницу эпох, произведение в стиле соцреализма прекрасно гармонирует с бывшим графским домом.
Ещё одна копия "типичной городской скульптуры" найдена на площадке детского сада №8. Здесь нет ни постамента, ни прочих элементов благоустройства, но сам Володя пока ещё неплохо выглядит:
А вот Ульянов из детского сада на ул. Парковой в 2010 году исчез вместе с самим садиком. А до закрытия служил не просто декором, но игровым элементом, был раскрашен и использовался как развивающая игрушка. Детский сад был снесён в рамках программы перестройки квартала, вместе с ним снесли и "детский памятник". После демонтажа судьба неизвестна.
Вот такие скульптурные портреты Владимира Ильича были и частично остались в Белгороде. В заключении хотелось бы напомнить тем, кто возможно считает эти монументы пережитком ушедшего времени, что забывающий прошлое не сможет иметь достойного будущего.
_________________________________
Использованые фото SancheSS, А.Дороган, В.Собровин, В.Дудинских, vigourik, неизвестных авторов. Отдельная благодарность А.Лимарову, Vassilio (
http://vassilio.livejournal.com/), Д.Романенко (
http://dm-romanenko.livejournal.com), vigourik (
http://vigourik.livejournal.com), "Пузатому" (форум bel.ru) за предоставленные кадры из личных коллекций, помощь и поддержку. По материалам сборников "Белгород" различных изданий, "Пройдёмся по старому Белгороду" А.Крупенкова, газетных публикаций в "Белгородская правда", "Белгородские известия", ИА "Бел.ру", "Медиатрон", Краеведческого форума:
http://forum.bel.ru/index.php?showforum=47