По улицам слона водили...

Jan 02, 2014 21:07

На самом деле не слона, а верблюда, хотя и впечатление от этого зрелища под новый год у белгородцев было почти как от того самого слона. Верблюд стал одной из самых популярных предпраздничных тем в соцсетях, не обойду своим вниманием его и я. Ведь, каким бы странным это не показалось, примерно такая же животинка когда-то не просто так же гуляла по улицам, а была вполне привычным для жителей Белгорода зрелищем.





В памяти старожилов и детей войны до сих пор остались воспоминания о мохнатом "корабле пустыни", который несколько лет проживал в послевоенном Белгороде. Верблюд был активным участником восстановления народного хозяйства освобожденного от оккупантов города. "Прописан" он был на улице Красина - по данным С.В. Петрова, который провел на эту тему опрос среди многочисленных родственников, его использовала воинская часть, размещавшаяся на месте "Нового дома быта" и (по другой версии) пожарная команда, квартировавшая чуть ниже. Скорее всего имели место быть оба варианта - ведь в это время дефицит даже гужевого транспорта был катастрофическим - на фотоколлаже видно как население перевозит груз на санях, запряженных коровой. Так неприхотливое и выносливое животное постепенно перестало быть диковинкой, посмотреть на которую сбегалась вся окрестная детвора, а стала обыденной частью суровой послевоенной жизни.

Но как же верблюд попал в Белгород? К сожалению точного ответа на этот вопрос пока нет. Старожилы, с которыми беседовал А.Н. Крупенков, говорили, что он появился "неизвестно откуда". Наиболее вероятными могут быть два варианта. Оба они связаны с армейским происхождением зверя. Т.е. скорее всего верблюд, до того как обосновался в нашем городе, был штатной боевой единицей, но по каким-то причинам был оставлен здесь. Судя по отмеченной всеми работоспособности, он не был ни раненым, ни больным, а просто... медленным. Именно этот недостаток исторически не позволял верблюдам полноценно воевать, особенно в условиях быстрых перебросок. Тем не менее, они активно использовались и в Великой Отечественной войне как гужевой транспорт, причем во всём, кроме скорости, превосходили не только лошадей, а иногда и автомобили.

Первое предположение высказал vassilio, которому однажды попались снимки итальянской армии, участвовавшей в войне на стороне Германии. После разгрома под Воронежем зимой 1943, остатки итальянских корпусов, в самом бедственном состоянии, пытались вернуться на родину. Колонна измученных итальянцев с жалкими остатками снаряжения проходила и через Белгород.



Действительно, в альпийском корпусе, который и снят на фото, было большое число экзотической живой силы - мулы и верблюды. Пробыли итальянцы у нас всего несколько дней и всё это время в основном занимались поисками пищи. Интересный факт, пересказанный С.Петровым: жители пригорода, завидя их, дружно прятали котов - по слухам итальянцы их ловили и варили. Слух не был безосновательным: истории о том, что эти воины "не зверствовали, но съели всех кошек в селе" неоднократно описаны в мемуарах. С учётом этого, думается, "макаронники" скорее сами бы съели своего верблюда, чем оставили в чужом городе. К тому же, если почему-то и оставили - у животного было мало шансов пережить вторую оккупацию и окончательное освобождение. Но тут уж дело случая...

Кстати, кроме итальянцев, верблюдами пользовались и сами немцы. Во всяком случае в Крыму это встречалось:



Второе предположение напрашивалось само собой: верблюд был советским. Не секрет, что среди солдат-освободителей было очень много выходцев со Средней азии или юга. Может быть у них и национальный транспорт присутствовал? И тут оказалось, что в то время как вышеупомянутых итальянцев били на Дону, в Поволжье была сформирована целая армия, укомплектованная верблюдами! Специально для 28-й резервной армии, испытывавшей большой недостаток транспорта, под Астраханью было отловлено и приручено более 350 диких двугорбых (по другой информации - 700). Эти верблюды успели принять участие в Сталинградской битве, где успешно применялись как "тягачи" для доставки орудий и грузов по пересеченной местности.



К сожалению, уже к весне большая часть животных погибла на полях боя. Размеры и неповоротливость делали их идеальной мишенью. В Ростове уцелевшую часть астраханской резервной армии переформировали и укомплектовали техникой. Бойцы, сумевшие приручить своенравных и гордых животных, чувствовали их бескорыстную преданность. К тому времени многие верблюды ложились по команде, различали по звуку свою авиацию и артиллерию от чужой. Солдаты не захотели расставаться со своими любимцами. Часть животных передали в хозяйственную часть, которая имелась в каждом полку, они стали частью обоза, некоторых бойцы, откомандированные в другие части, забрали с собой - и они появились в единичных образцах в других армиях. Остальных отправили в помощь освобожденному тылу - как правило к родным местам. Так может быть, и какой-то из этих калмыцких верблюдов сложными путями оказался в нашем городе с одним из обозов? Если вам что-то известно по этому поводу - обязательно напишите. Достоверный факт, что несколько двугорбых даже дошли до Берлина! Хотя путь их был совсем не прост.

По воспоминаниям фронтовиков, они тяжело переживали не только потерю сослуживцев, но и преданных безответных животных. Когда советские войска форсировали Одер почти без боя, фашисты в панике бежали. Наутро немцы подтянули сюда последние резервы, бросили в бой танки, в небе появились самолеты. Пришлось временно отступать. Часть вьючных оказалась положенной там, на плацдарме. Бойцы вспоминали как, возвратившись, увидели - почти на открытом месте, понуро опустив голову к убитой подруге, стоял верблюд...

продолжение

краеведение, Белгород, современность, война

Previous post Next post
Up