"RAIDER" ГОТОВИТЬСЯ ВЗЛЕТЕТЬ.

Sep 17, 2020 04:17


                                                                                                                             ТЕНЬ ЛЕТАЮЩЕГО КРЫЛА.



Американская компания "Northrop Grumman" приступила к сборке первого летного образца нового стратегического бомбардировщика B-21 "Raider". Сборка машины созданной по программе LRSO (Long-Range Stand-Off) начата на 42-м заводе ВВС США в Палмдейле в Калифорнии: ("Northrop Grumman B-21 Raider first flight route announced" https://www.flightglobal.com/news/articles/northrop-grumman-b-21-raider-first-flight-route-ann-460892/).
На данный момент, "Northrop" получила заказ на серию из 21-ой опытной и серийной машины на сумму в 21,4 млрд.$ Общая стоимость проекта одобренного Конгрессом США составляет 97 млрд.$ (весь военный бюджет РФ за 2019 г. 60 млрд$). Ориентировочная стоимость одной машины достигает 500 - 550 млн$. Для сравнения, стоимость одного B-2 "Spirit" - 2,1 млрд.долларов. По этой причине с 1987 по 2000 годы компания "Northrop" произвела всего 21 подобный бомбардировщик.
Всего на вооружение ВВС США должны поступить от 80 до 180 новых самолетов, которые полностью заменят B-52Н "Stratofortress", B-2 "Spirit" и B-1B.
"Raider" выполнен по технологии "стелс" и спроектирован по схеме "летающее крыло", что существенно снижает его эффективную поверхность рассеяния (ЭПР). Он должен стать переходным этапом для создания нового сверхзвукового проекта  -  "2037 Bomber" (бомбардировщик 2037 года), работы по которому начнутся в середине 2020-х годов.
B-21 создан на основе технологий заложенных ранее в В-2 с учетом последних технических достижений и опыта его эксплуатации в ВВС США. В связи с этим, военные расчитывают достичь начальной боевой готовности "IOC" ("Initial Operational Capability") уже в середине 2020-х годов. В 2013 году Пентагон официально заявил, что В-21 должен быть готовым к использованию в начале 2025 года, т.к..степень отработанности и своенности технологий используемых в "Raider", существенно выше, чем у его предшественников, что позволяет ускорить процесс запуска в производство.
Так, создание  планера идет параллельно с тестированием программного обеспечения (ПО) для авионики и других систем опытного образца В-21. Американские ВВС уже приступили к летным испытаниям бортовых систем самолета. Это в корне отличается от методов  проектирования применявшихся, ранее, при создании истребителей пятого поколения F-35 "Lightning"- II. Где ВВС США видели риски задержек и удорожания при подобном способе разработки. Но сегодня, это вопрос интеграции уже существубщих наработок и опыта проекта В-2, нежели новых изобретений. Поэтому:
-"...для сокращения затрат и времени программа максимально использует преимущества других проектов, зрелых технологий и даже компонентов, разработанных для  иных систем оружия. Другими словами, на данном этапе развития B-21 гораздо более зрелый, чем F-35 и программа B-2", - аналитик Института Митчелла Марк Ганцингер.
Иными словами, разработка и производство B-21 "Raider" превратились в относительно недорогое предприятие, в отличии от государств, которые до сих пор не располагают подобными технологическими возможностями и опытом
эксплуатации таких самолетов.



Конструкция предтечи  "Raider"  планера В-2

В качестве подрядчиков в создании B-21 участвуют "BAE Systems", "GKN Aerospace", "Janicki Industries", "Orbital АTK", "Pratt and Whitney", "Rockwell Collins" и  "Spirit Aerosystems".
Первый полет В-21 состоится в декабре 2021 года в ходе его перегона с завода на авиабазу ВВС США "Эдвардс" в 35 км от аэродрома "Northrop" в Палмдейле. На нем будут проходить дальнейшие испытания бомбардировщика. Дополнительно планируется использовать базы в штатах Юта и Джорджия:
-"Я уже рассказывал об этом в прошлом - сегодня мы производим испытательный самолет номер один, и он уже выглядит как (настоящий) самолет. Хорошая новость заключается в том, что жесткий критический дизайн, вся сложная инженерия остались в прошлом. Теперь речь идет о фактическом производстве самолета, его  развертывании и проведении летных испытаний", - глава Управления по вопросам оперативного потенциала Военно-воздушных сил (ВВС) Соединенных Штатов Рэнди Уолден.



В-21  "Raider"

Дозвуковой (около 1000 км/час)  бомбардировщик спроектирован на основе принципа "открытой архитектуры" ("Air Force Open Mission System"), что должно позволить на основе существующей конструкции интегрировать в нее новые технологии в будущем. B-21 "Raider" должен обладать следующими основными возможностями:
1) Большой дальностью полета.
2) Повышенной возможностью выживания в бою.
3) Малозаметностью (технологии "стелс")
4) Скрытным режимом полета (например, огибание рельефа местности).
5) Способностью проникать в зону ПВО противника и"зачистки" ее основных систем для работы тактической авиации.
6) Непрерывным наблюдением за целями и, при необходимости, нанесения удара по ним обычным или ядерным оружием (вне досягаемости средств поражения)
7) Использование в составе смешанной ударной авиагруппы с БПЛА большой дальности обладающими возможностью ведения радиоэлектронной борьбы (РЭБ) (дрон RQ-180 с РЛС АФАР,  пассивными и активными средствами радиоэлектронной борьбы и "электронной атаки" ("electronic attack"). При весе в 14-15 тон, он может находиться в зоне патрулирования на удалении 2,2 тыс.км от  базы в течении 24 часов). Контроль за полетом нескольких RQ-180 осуществляется одним из членов экипажа. В-21, в этом случае, становится воздушным командным пунктом.
8) Наличием как пилотируемой, так и беспилотной версии самолета (первые B-21 будут только в пилотируемом варианте).
9) Способностью противостоять истребителям противника (ракеты "воздух-воздух").
10) Наличием радара для обнаружения и определения целей с высоким уровнем их детализации (по аналогии с "Raytheon" AN/APQ-181 бомбардировщика B-2A).
11) Наличием системы активной защиты с технологией радиолокационного глушения (предположительно AN/ZSR-63 от "Lockheed Martin").
Основная ставка при разработке "Raider" была сделана на малозаметность.За основу бралась концепция бомбардировщика В-2А, который оставаясь невидимым, должен был способен искать и уничтожать цели на территории бывшего СССР в режиме "охотника", что выдвигало на первый план его малозаметность.
Так, к примеру, отмечалось, что эффективная поверхность рассеяния (ЭПР) предшественника В-21, самолета NGB той же фирмы "Northrop Grumman", не позволяла ЗРК способным обнаруживать истребители на дальности в 200 км, "увидеть" этот малозаметный бомбер на данной дистанции. Они могли засечь его только на расстоянии  в 60 км. Форма самолета и широкое применение углеродного волокна позволили достичь его эффективной площади рассеяния  до  0,01 м2. За счет улучшенной конструкции плоских воздухозаборников, сопел двигателей и оптимизированной геометрии планера у B-21 "Raider", по сравнению с B-2 "Spirit", она стала меньше. Отказ от пилообразной формы задней кромки в пользу клиновидной, может, увеличить минимальную высоту полета бомбардировщика,но зато, затруднит его обнаружение на больших высотах существующими РЛС. При меньших размерах и массе В-21 сохранит максимальную дальность полета B-2 "Spirit" при меньшем расходе топлива и высоте полета не менее 19 километров. Эффективность сжигания топлива у "Raider" увеличится на 35 % по сравнению со  "Spirit"
Боевой радиус действия В-21 должен составить 3800 километров без дозаправки и 9260-11000 тыс.км. с дозаправкой при полезной нагрузке до 27 тонн (против 31,5 - 34 тон у В-52Н - В-1В и 18 тон у В-2). Ставка делается не на тоннаж, а на высокоточное оружие и дальность поражения цели. Для этого создаются новые  ракеты дальнего действия, которые должны заменить существующие ядерные КР "Boeing" AGM-86B, устанавливаемые на бомбардировщик B-52 H. Будет закуплено около 1000 таких ракет. В перспективе, В-21 сможет использовать и гиперзвуковые ракеты "Air Launched Rapid Response Weapon" (ARRW).
Тем не менее, бомбардировщик, так же, может нести свободнопадающие бомбы В 83-1 и В 61-11 и специально разрабатыванный под него новый боеприпас В 61-12 с ядерной боеголовкой. А так же корректируемые боеприпасы "Joint Directed Attack Munition "(JDAM) и ракеты AGM-158 "Joint Air to Surface Standoff Missile" (JASSM).
 "Raider" наверняка,будет оснащен двумя бесфорсажными вариантами двигателя "Pratt-Whitney" F135 разработанного этой компанией для истребителя 5-го поколения "Lockheed Martin" F-35 "Lightning"- II. Он, в свою очередь, является дальнейшим развитием двигателя F119, устанавливаемого на истребителях пятого поколения F-22 "Raptor" (бесфорсажная тяга 12 700 кгс и 19 500 кгс на форсаже). При этом, шум двигателя B-21 будет меньше, чем у B-1B или чем у B-2.
При размахе крыла около 40 м (у B-2 - 52,4 м), взлетная масса В-21 составит около 80-100 тон (у B-2 - 152 тонны, максимальная - 170,6 тонны). В целом,B-21 стал меньше и легче В-2.
Все бомбардировщики будут базироваться только в США и должны, в случае необходимости долететь из Америки до любой точки мира.

P.S. Китай и Россия (потенциальные цели), пока не имеют ничего сравнимого даже с уровнем В-2.Хотя китайская разработка H-20 и продвигается наиболее быстрыми темпами. Их бомбардировщик должен подняться в небо уже в начале 2022 года.
Что касается России, то ни финансово, ни технологически, создать подобный самолет, в обозримой  перспективе, она не сможет. Особенно в условиях сокращения и без того не сопоставимого с США военного бюджета: (https://lenta.ru/news/2020/09/16/sekvestr/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop)  В то время,когда в связи с ее геополитическим провалом на постсоветском пространстве и риске потерять Белоруссию, возникает прямая угроза для оторванной от центральных областей России Калининградской области. По словам командующего ВВС США в Европе Джеффри Харригана, Пентагон, сегодня, уже имеет планы по прорыву ее многослойной ПВО:
-"Мы тренируемся для этого. Мы все время обдумываем эти планы, и... если это когда-нибудь потребуется, мы будем готовы", - Джеффри Харриган.
Ну а потенциальная российская альтернатива В-21 проект ПАК ДА - только на бумаге. И совершенно непонятно, каким образом его серийный выпуск сможет начаться в 2027 году:
-"Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), предназначенный для выполнения задач самолетов дальней авиации Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3, поступит на вооружение ВКС России до конца 2027 года", - заместитель министра обороны страны Алексей Криворучко (декабрь 2019.https://lenta.ru/news/2019/12/18/pakda/).
Но исходя из грустных реалий российской действительности, а не из пропагандистких заявлений, вероятность его серийного производства более чем сомнительна. Ибо Россия до сих пор не сумела произвести ни одной боевой системы нового поколения ХХI века. И с учетом слабости российских космических систем наблюдения и разведки необходимых для интеграции с ПАК ДА, а так же в следствии неразвитости микроэлектронной промышленности РФ, вкупе с отсутствием производства необходимых КМ (композитных материалов), это просто - очередной фейк!
Что касается Казанского завода,то он пока, не в силах освоить выпуск даже старого Ту-160. Хотя, по сути, это попытка России повторить технологии более чем 35-летней давности: (http://avia.pro/news/specialist-modernizaciya-strategicheskogo-bombardirovshchika-tu-160-pustaya-trata-sredstv?page=2).
Поэтому, стоит отметить, что постоянные разговоры о ядерном или гиперзвуковом оружиии (а с ним, пока, одни проблемы), не смогут дать 100% гарантии для стратегической безопасности России. Ввиду ее растущей технологической отсталости от Запада, Китая, Японии и Южной Кореи. А состояние ВКС и СЯС РФ не внушают никакого оптимизма в перспективах сколько-нибудь серьезных улучшений в обозримом будущем. И не надо обманывать себя тем, что В-21 "Raider" будет представлять угрозу только для бантустанов со слабым ПВО в локальных конфликтах. Лучше подумать о том, во что превращается сегодня, сама Россия.

(дополненная версия статьи:https://san-gennaro.livejournal.com/113232.html 2019-09-19)

В-21 "Raider". ВВС США. "Стелс" бомбарди

Previous post Next post
Up