Кому нужен этот истребитель, остается большой загадкой. Не смотря на его пиар в отечественных СМИ будущее этого самолета, как и самого "микояновского" КБ остается под большим вопросом. Тем более, что его массового производства тесно завязанного на доходы от его продаж (заказов), до сих пор так и нет. Ранее, в апреле 2011 года, Миг-35 с треском проиграл тендер на поставку в Индию 126 истребителей на сумму более чем в 10 миллиардов долларов уступив французскому "Рафалю" и "Еврофайтеру". Таким же провалом закончилось его турне в Египте и Бразилии. Главной притензией, из 14 - ти предъявленных тогда индусами (двигатель,наличие бездымной камеры, отсутствие АФАР радара, отсутствие серийного производства и т.д) стало то, что конструктивно, по мнению индийцев, Миг-35 это далеко не самый передовой самолет:[Spoiler (click to open)] -"Индия такая страна, которая очень строго отбирает системы вооружения, и, видимо, Миг-35 хоть и новое название, но это продолжение Миг-29, и, видимо, в отличие от "Еврофайтера" и "Рафаля", там хуже оказалось" - заявил шеф Московского бюро "Press Trust of India" Винай Шукла.
В результате,контракт Франции с Индией оговаривал поставку 36 "Rafale" с 2019 - 2022 год при общей стоимости контракта в 8,3 млрд.$. Правда, без права локализации производства.Тогда КБ Микояна признало, что выдвинуло на тендер сырую машину, и после проигрыша в индийском тендере, выпускать ограниченную партию этих истребителей для внутреннего рынка стало экономически невыгодно.Тем не менее, у "Мига" появился шанс отыграться после пересмотра скандального тендера с "Рафалями". В 2018 году Индия опять объявила новый тендер MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft) на покупку 114 "средних многоцелевых боевых самолетов" для ВВС Индии. Список участников остался прежним. Это: "Typhoon", "Rafale", "Gripen", F/A-18E, F-16 и МиГ-35. И именно в таком порядке. Более того, истребителя МиГ-35, который СМИ РФ поспешили назвать фаворитом конкурса MMRCA, в этом списке уже нет.
Ставка РФ на то, что ВВС Индии эксплуатируют самый большой типаж самолетов в мире, а по сему это сказывается на ухудшении их оперативной совместимости и росте эксплуатационных расходов, вкупе с призывами Нью-Дели к более рациональному расходованию бюджетных средств - не сработало. И хотя МИг-29, был хорошо знаком индийским летчикам и не требовал серьезного переучивания на Миг-35, индусы предпочли более продвинутую западную авионику российской маневренности: -"Индийцы эксплуатировала оригинальный истребитель МиГ-29Б на протяжении десятилетий.Они были впечатлены его маневренностью, и теперь "тридцать пятому“ обещали то, чего не хватало в "двадцать девятом“ - передовую авионику. Но за спиной русских индийцы говорят, что микояновское бюро - всего лишь тень его прежнего "я“. У него не было никаких крупных заказов, и российскому правительству пришлось несколько раз выручать его. Тем более, что продаваемый в Индию самолет все-таки не является последним достижением российского военного самолетостроения" - "Battle Machines"
Индия не однократно предъявляла притензии к российским самолетам требуя от МиГ-29К и МиГ-29КУБ "более высокой надежности": -"Что касается МиГ-29К и МиГ-29КУБ, поставленных по контрактам, которые были заключены еще в 2004 и 2010 годах, более четырех десятков машин, они все уже там. От индийцев с 2017 года начали поступать просьбы об обеспечении более высокой надежности", - директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев. В декабре 2018 года Индия отказалась от использования МиГ-29К. Всего она получила от России 45 самолетов этого типа. Их поставки не предусматривали техническое обслуживание, которое необходимо было оплачивать отдельно. Индийские летчики отзывались о самолете как о машине, которая "пронизана проблемами". В частности, имелись претензии к качеству планера, системе управления и тренировочной программе-симулятору. Больше всего вопросов было к силовой установке, вследствие чего с февраля 2010 года из-за заводского брака из эксплуатации было изъято 40 двигателей: -" Приземление на палубу авианосца выглядит как жесткая посадка...Самолет нуждается в частом ремонте. Из-за таких посадок постоянно проявляются структурные дефекты" - приводил еженедельник "Звезда" мнение летчиков (https://lenta.ru/news/2018/12/18/mig29k/)
Не маловажным фактором стало и то, что: "основная цель тендера - это диверсификация. МиГ-35, вероятно, является наименее предпочтительным кандидатом именно по этой причине". К тому же, в структуре самих ВКС РФ весьма заметно, как Минобороны сосредоточилось, в основном, на закупках Су-30, Су-34 и Су-35, относясь к МиГам по остаточному принципу. Правда еще в 2016 году свое недовольство проектом Миг-35 выражали и в МО РФ и ВПК: -"Есть опасения, что они (испытания) будут отставать от сроков. Облик этого самолета пока не подтвержден госиспытаниями. Минобороны сроки не сдвигало, просто после определенной работы поняло, что тот облик самолета, который они (промышленность) способны сделать, только такой, какой есть, а другим не может быть. А это не совсем то, что нужно, а лишь то, что они могут сделать...это фактически созданный для экспорта "МиГ-29 (вариант истребителя МиГ-29М/М2. прим. авт.), который у нас не купили... Хотелось чего-то большего, а они не могут другое" (https://www.gazeta.ru/army/2016/03/18/8129249.shtml).
Отмечалось, что "еще не готовы все системы истребителя поколения 4++. В связи с чем у машины отпадает один плюсик. И это спустя 14 лет после начала работ по созданию МиГ-35". В частности, речь шла об отсутствии РЛС "Жук-А" с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). А это было одним из ключевых требований Нью-Дели. Но даже сегодня сложно сказать, как с ней обстоит дело сейчас. Тем более, что ее серийного производства нет. Выбор Индии еще определяет и то, что многоцелевой истребитель, который будет выбран победителем по программе MMRCA, должен стать основой для разработки собственного индийского самолета 5-го поколения. Ведь, ранее, все это и было главной причиной отказа индийцев от совместной разработки российского истребителя Су-57 который, по их мнению, с технологической точки зрения и элементной базы "бесперспективен". В рамках этой программы стоимостью в 295 миллионов долларов был разработан дизайн индийского истребителя, но далее проект FGFA так и не продвинулся, хотя индусы, впоследствии, бездарно вколотили в "новые" двигатели Су-57 еще 4-6 млрд.$.
Поэтому, сегодня, Нью-Дели хочет заполучить западные технологии в качестве ступеньки для своей национальной программы MCA, которая должна стать противовесом зависимости Индии от России.Как следствие, индусы готовы переплатить пусть и не за самый лучший боевой самолет, но лишь бы получить американскую или европейскую "начинку" и инновационные сборочные линии. В перспективе, это позволит им производить уже свои современные самолеты в противовес РФ, Америке и Франции. Кроме всего прочего, индийские летчики, предъявляют претензии к малой дальности полета Миг-35 (по сравнению с конкурентами) и его недостаточной скрытности для средств ПВО противника, а чтобы воспользоваться преимуществом Миг-35 в маневренности пилотировать его должен летчик-уникум, т.е."штучный товар".
И здесь, как чертик из табакерки, выпрыгнул американский F-21! В феврале 2019 года "Lockheed Martin", в рамках выставки "Aero India 2019" анонсировала свою модель F-21 для нового тендера MMRCA-2. По своей сути, это не что иное, как старый F-16E, модернизированный для Объединенных Арабских Эмиратов. Тем не менее, представители "Lockheed Martin" заявляют, что созданный на 40-ней платформе истребитель F-21 обладает рядом параметров сравнимых с F-35 и F-22. Так,в отличии от F-16E, американцы установили здесь более мощный движок и радар с электронным сканированием (АФАР APG-83), обновили систему наведения ракет "воздух-воздух" AIM-120D, увеличели полезную нагрузку в виде двух ракет AIM-9X "Sidewinder " для ближнего боя и шести -для дальних атак, вместо четырех, как у F-16Е.Характеристики БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование) машины обеспечивают боевые возможности на уровне поколений 4++ или "5". Истребитель может работать самостоятельно или взаимодействовать с другими самолетами либо командованием. Пилотская кабина, выполненна на основе крупноформатных мониторов, позволяющих проецировать информацию на стекло.
Фюзеляж получил новый увеличенный гаргрот для монтажа нового оборудования радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы, или для размещения дополнительных топливных баков. Кроме того, для увеличения дальности полета и боевого радиуса предусматривается монтаж штанги для приема топлива от самолета-заправщика. F-21, способен использовать для дозаправки российский принцип "шланг-конус" взаимодействуя с заправщиками Ил-78 МКИ ВВС Индии.Таким образом, позиционируя свое детище, как поколение 4+, американцы предложили его индусам за 15 млрд.$ и 144 самолета. За эти деньги можно купить приблизительно столько же F-35. Но,похоже,индусы клюнули! Благо в отличии от французов американцы предлагают не только отличный симулятор кабины F-21 от "Lockheed Martin", но и организацию производства самолета в Индии на местном "Tata Advanced Systems" при поставке части комплектующих из США и передачей необходимых технологий для производства. При этом,сам проект был создан специально для участия в конкурсе индийских ВВС и максимально учитывает пожелания потенциального заказчика: - "Специально сконфигурированный для ВВС Индии F-21 предоставляет уникальные возможности для программы "Сделай в Индии“ и укрепляет путь Индии в будущее передовой авиации...Предлагаемое компанией "Lockheed Martin" партнерство по проекту F-21 ускорит сотрудничество Индии и США в области передовых технологий".
Деловая индийская газета "The Economic Times" впервые назвала F-21 главным претендентом на победу в многолетнем тендере MMRCA не взирая на конкуренцию с "Typhoon", "Gripen", F/A-18 "Boeing" и "Rafale" от "Dassault Avia". -"Хорошая новость для Техаса", - логично отреагировали в США. Однако, станет ли F-21 однозначным победителем тендера - вопрос открытый. Уж больно велика конкуренция. Но Миг-35, к сожалению, ей никак не соответствует. Неприятно, но индийский тендер, возможно, был последним шансом "микояновцев". Будущее Миг - 35 в составе ВКС РФ находится бод большим вопросом.Тянуть одновременно производство "сушек" и "мигарей", финансово Россия сегодня не в состоянии. Ни те, ни другие - далеко не новые. И производить еще один старый истребитель, цена которого уже сопоставима с "сухим" никто не будет. А проект тяжелого перехватчика "Миг-41" носит, пока, чисто мифический характер: -""тридцать пятый" с учетом заявленных опций и характеристик по определению будет очень дорогим, при этом возможностей у него будет гораздо меньше, чем у Су-27 и его многочисленных наследников. В общем, в каком-то смысле "МиГ" объективно "умирает"...Если честно, то до сих пор непонятно - в чем новизна этого истребителя. Изделий с этим лейблом уже не одно и не два. Тасование одной и той же "колоды" - то будет заказан, то нет, как мне кажется, утомила уже и специалистов, причастных к созданию самолета. По большому счету, Миг-35 - это некий маркетинговый бренд измененной версии модернизированного экспортного "двадцать девятого". Но, как я уже сказал, военные не очень спешат закупать МиГ-29 в любой его версии..." - заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин (https://svpressa.ru/economy/article/172395/?from=sm24&utm_source=24smi.info&utm_medium=referral&utm_campaign=573&utm_content=1185002&utm_term=2626)
На этом фоне, закупка всего 4 единиц МиГ - 35 до конца 2019 года, и всего 6 до 2023 - го, после чего МО РФ примет решение о продлении соглашения с "Микояном" или найдет альтернативный ему вариант - это просто отложенные похороны "Мига". Закупка была явно расчитана на привлечение иностранных заказчиков не желающих приобретать самолет не стоящий на вооружении страны производителя. Но при низком интересе к отечественным истребителям в Индии (а это основной рынок), серьезных перспектив для МИг - 35 там не просматривается. Других заказчиков нет. Миг - 35 почти в четверо проигрывает по популярности французским истребителям "Dassault Rafale". Ситуацию, частично, могла бы сгладить закупка у России партии истребителей МиГ - 29, планеры которых индусы, якобы, хотели собирать сами заменив на них российскую авионику на западную. однако, никаких официальных подтверждении на этот счёт со стороны России пока что не поступало: -" Таким образом, давно всем известное отставание России от США в области IT-технологий практически перечеркнуло российскому производителю все другие его достижения...Похоже, этот воздушный бой с Западом мы все же проиграли", - https://lenta.ru/news/2019/07/25/mig35vsf16/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com 14 февраля 2019 ).