Правила плавания и управление судами на ВВП. Съемка с якоря. Очистка якоря. Уборка якоря

May 14, 2020 00:05




5.Снятие с якоря
6.Очистка якоря
7.Уборка якоря

5.Съемка с якоря

Процесс съемки с якоря состоит из следующих основных элементов:
- подготовка к съемке с якоря;
- подъем якоря и маневрирование во время подъема якоря;
- маневрирование для выхода на судовой ход

Подготовка к съемке с якоря
Перед съемкой с якоря необходимо заблаговременно выполнить:
1) ГД перевести в постоянную готовность;
2) проверить работу рулевого устройства;
3) проверить работу и согласование машинного телеграфа;
4) проверить связь с машинным отделением и баком;
5) сверить часы на мостике и в МО;
6) проверить работу устройства подачи звуковых сигналов (тифон);
7) включить и настроить РЛС;
8) установить связь с портом, службой управления движением судов (СУДС);
9) составить план съемки с якоря и маневрирования.

Подъем якоря и маневрирование во время подъема якоря
Подъем якоря осуществляется по команде вахтенного начальника.
Выбор якорной цепи может быть осуществлен без хода и на ходу.

По команде «Выбирать якорь» или «Поднять якорь» - включают в работу брашпиль (или шпиль) и начинают выбирать якорную цепь.

Другие команды и доклады (помимо количества смычек и положени якорной цепи) при съемке с якоря:

«Якорь к подъему готов» - звездочка брашпия/шпиля введена в зацепление, ленточный, винтовой и другие стопоры не затянут, крышки клюзов открыты, на контроллере питания брашпиля питание есть
«Якорь встал!» - якорь оторвался от грунта, цепь идет вертикально вверх
«Якорь вышел из воды!» - якорь поднят над водой
«Якорь чист/не чист!» - на якоре нет посторонних предметов/на якоре есть посторонние тросы, цепи, кабели
«Якорь в клюзе» - якорь на штатном месте
«Якорь чёртом» - лапы якоря перевернулись и упираются в корпус судна
«Якорь по-походному» - якорь закреплен стопорами, звездочка выведена из зацепления



Фото Якорь «чертом»
Основные рекомендации при съемке судна с якоря сводятся к следующему:
- Выборку якорной цепи следует начинать на самой малой скорости, чтобы не вызвать перегрузку брашпиля.
Когда судно тронется, скорость выборки можно увеличить, но при этом, не разгоняя судно, чтобы якорная цепь не пошла под корпус;
- Перед положением якорной цепи «Якор встал!» или «Панер» скорость выборки должна быть уменьшена до минимальной.
Если мощности брашпиля не хватает для выворачивания якоря из грунта, то цепь берется на стопор, машине дается передний ход и якорь выворачивается из грунта движением судна;
- При съемке с якоря в сильный ветер рекомендуется для облегчения работы брашпиля осторожно подрабатывать машиной на передний ход;
- На стесненных якорных стоянках сначала следует подобрать якорную цепь, оставив в воде ее длину в 1,5 - 2 глубины места якорной стоянки.
Затем развернуть судно на якоре в нужном направлении и только тогда выбирать якорь полностью;
- Не следует выбирать якорную цепь, когда она сильно натянута и идет через форштевень.
Необходимо подождать, когда цепь ослабнет и судно повернется носом к якорю;
- Если судно стоит на двух якорях с перекрещивающимися цепями или при образовании “креста”, первой выбирается нижняя цепь;
- При одинаковой длине якорных цепей последним обычно выбирается тот якорь, в сторону которого судно будет разворачиваться при выходе с места якорной стоянки.

Момент отрыва якоря от грунта - «Якорь встал» - это переход судна из состояния «на якоре» в состояние «на ходу».


Рис.Принцип действия якоря при его поднятии с грунта

При съемке с якоря на волнении, когда нос судна периодически поднимается и опускается, существует опасность обрыва якорь-цепи (в момент подъема носа складываются силы тяги якорного механизма и подъемная сила воды).
Чтобы уменьшить нагрузку на якорь-цепь, машине дают самый малый ход вперед.

Когда якорь выйдет из воды и поступит сообщение, что он чист, дается ход вперед и судно удерживается в безопасном направлении относительно других - стоящих и движущихся судов и берега с учетом воздействия течения, ветра, габаритов акватории.

При благоприятных условиях погоды, пока якорь не вышел из воды, ход машине давать не следует, так как якорь может оказаться «нечист».

Снятие судна с якоря
С носового якоря судно снимается следующим образом:
Закончив подготовительные работы, вахтенный помощник капитана дает распоряжение поднимать якорь (1).


Рис.8. Съемка судна с одного якоря
Одновременно с этим дают малый ход вперед (для ускорения подъема якоря, но избегая выхода судна над якорем) (2), на баке следят за положением якорной цепи и докладывают на мостик.

С выходом судна «на якорь», т.е. в положении «Якорь встал» («На панере») перекладывают рули в стрежневую сторону (3), и как только поступит доклад «Якорь вышел из воды чист» начинают активное движение вперед (4).

Выход судна на судовой ход на стесненной акватории при сильном ветре и течении представляет значительные трудности, т.к. судно, не набрав достаточную скорость, еще не имеет хорошей управляемости и подвержено сносу и дрейфу.

Снятие с двух носовых якорей, во многом аналогично снятию с одного якоря.
Последовательность же его такова:
Сначала выбирают якорь, который отдавали последним (или со стороны противоположной преобладающего внешнего воздействия), затем другой.

При выполнении данного маневра следует остерегаться перепутывания якорных цепей.
Для этого не допускать, чтобы якорь полз по грунту, приближаясь к якорной цепи другого якоря (1), нужно удерживать судно по направлению якорной цепи выбираемого якоря до полного выхода его из воды (2).


Рис.9.Съемка судна с двух якорей
Когда второй якорь будет выбран, дают ход вперед и выводят судно на судовой ход.

Маневр съемки судна с якоря должен быть рассчитан так, чтобы к моменту окончания съемки судно занимало наиболее выгодное положение для дальнейшего движения

Съемку с носового и кормового якорей производят в следующей последовательности:
Сначала потравливают носовую якорную цепь и выбирают кормовой якорь.
Затем производят съемку с носового якоря обычным способом.

Если в это время наблюдается сильный бортовой ветер, то нужно учитывать, что после подъема кормового якоря судно может развернуть на носовом якоре, создается угроза навала кормы на берег и другие суда.

Поэтому после подъема кормового якоря необходимо удерживать судно с помощью работы движителей и рулей в безопасном положении и максимально возможно быстрее завершить съемку с носового якоря.

6.Очистка якоря
Бывают случаи, когда при выборе якоря на нем поднимают посторонние предметы, например чужие якорь-цепи, кабели, тросы и т.д.

Иногда якорь может запутаться в собственной якорь-цепи.


Рис.8. Якорь «нечист»:
а) запутался в собственной цепи; б) поднял якорь-цепь другого судна
В первом случае якорь подтягивают к клюзу и на свободную лапу якоря надевают стальную стропку, за которую крепят стальной трос.
Затем дают слабину якорной цепи, и тогда за бортом судна можно развести запутавшиеся за лапу шлаги цепи.
После того как якорную цепь распутают, ее слабину выбирают, одновременно потравливая трос (со стропкой) до тех пор, пока масса якоря не ляжет на цепь.
После этого остается снять с якоря трос и стропку и выбрать цепь.

Очистку якоря от своей цепи можно производить также путем заведения в якорную скобу серьги из стального троса, при помощи которой подбирают якорь, пока цепь не станет свободной для ее очистки.
В остальном очистка производится так же, как указано выше.

В случае, когда лапы якоря зацепились за чужую якорную цепь или кабель, очистку можно производить только на месте стоянки судна и можно давать ход машине только для того, чтобы удерживать судно на одном и том же месте.

Очистку якоря во втором случае производят следующим образом:
- Подтягивают сначала якорь возможно ближе к клюзу.
- Затем под чужую цепь через носовую киповую планку заводят серьгу, которую обтягивают и крепят на кнехте.
- После этого брашпилем травят свою якорную цепь, отчего вся масса поднятой чужой цепи (или кабеля) ложится на серьгу, а лапы своего якоря освобождаются.
- Затем якорь осторожно подтягивают к клюзу, следя за тем, чтобы лапы опять не зацепились за висящую на серьге чужую цепь (или кабель).
- Когда веретено якоря будет втянуто в клюз, отдают один конец серьги, а трос выбирают на палубу.
Только после этого можно дать ход машине.


Рис.9 Очистка якоря от цепи другого судна
7. Уборка якоря
Для уборки якоря по-походному якорную цепь зажимают палубным стопором и накладывают цепные стопоры; затем закрывают задвижными щитами якорные клюзы и задраивают палубные.
Пост управления электрическим брашпилем закрывают чехлом.

правила плавания, С-228, С-238, судовождение, С-218, лоция, Правила плавания на ВВП, рейд, дистанционное обучение, управление судном, Самарский филиал ВГУВТ, судовой ход, река

Previous post Next post
Up