Судовождение - это особый вид производственной деятельности, связанный с подготовкой к рейсам и управлением судами и составами на водных путях.
Управление судном включает в себя решение таких практических вопросов, как проводка судна по различным участкам судоходного пути, маневрирование в процессе движения, а также обеспечение безопасности стоянок.
Методы и практические приемы судовождения находятся в прямой зависимости от типов плавучих средств, технической оснащенности судов и составов, способов их передвижения по воде, а также от судоходных условий и оснащенности навигационным оборудованием судового хода.
1.1. Методы судовождения
Важнейшей задачей управления судном, является знание местоположения судна, достигаемое измерением расстояний и углов до избранных ориентиров.
Измерения можно делать на «глаз» при небольшой дальности (3-4 км) или при помощи навигационных приборов.
Чем ближе опасности, тем чаще необходимы определения места судна.
В судовождении, как управлении судном, используют два метода - глазомерный и навигационный, в основе которых лежит измерение и сравнение направлений (углов) и расстояний (дистанций) на местности и карте (плане) с целью определения места судна.
лоцманский (или Глазомерный) метод - это метод, при котором измерения расстояний, углов, поправок на скорость и т.д. - делаются непрерывно и визуально; вычисление места своего судна и других судов, ориентиров и объектов - делаются в уме, т.е.с помощью "биологического компьютера" судоводителя.
Лоцманский метод основан на непрерывном наблюдениии и хорошем знании района плавания
Преимущества: скорость, достаточная точность на малых дистанциях, доступность.
Недостатки: Необходимость опыта, визуальной видимости, относительной близости ориентиров, субъективность и невозможность автоматизации.
Применяется: при плавании в реках, каналах, узкостях и речных участках водохранилищ, когда расстояния до ориентиров небольшие, опасности близки и требуется постоянное знание места судна.
Штурманский (или навигационный, инструментальный) метод, - метод, при котором ориентиры выбираются с помощью навигационных пособий и карт, а измерения делаются с помощью штурманских и навигационных приборов (секстан, пеленгатор, дальномер, РЛС, навигационные системы и т.п.)
Результаты измерений наносятся на карту, определяется место судна и его координаты.
Преимущества: точность на больших и средних дистанциях, возможен без визуальной видимости, возможна автоматизация.
Недостатки: необходимо техническое оснащение и его надежность, требует затрат времени, квалификации судоводителя.
Применяется: при плавании на значительном удалении от берега и ориентиров, в водохранилищах, озерах и морях и при ограниченной видимости. С развитием навигационных систем получает все большее развитие.
На ВВП часто используют оба метода одновременно.
![](https://ic.pics.livejournal.com/7dogs/31502364/2471765/2471765_600.jpg)
1.2. Элементы судовождения
Процесс судовождения условно содержит следующие элементы:
а) подготовка судна к рейсу включающая организационные и технические мероприятия:
- штурманская подготовка,
- снабжение судна,
- техническая подготовка,
- грузовые и пассажирские операции
и т.п.;
б) управление судном в пути следования заключается в
- удержании судна на выбранном безопасном пути и курсе в различных путевых и гидрометеорологических условиях в т.ч. выбор безопасного курса и удержание судна на заданном курсе;
![](https://ic.pics.livejournal.com/7dogs/31502364/2472260/2472260_600.jpg)
в) управление судном при выполнении маневров в т.ч.
- маневрирование в пути следования (расхождения и обгоны судов,
- прохождение гидроузлов,
- прохождение рейдов, мостов, переправ, земснарядов
- маневрирование в промежуточном и конечном пунктах, привалы и отвалы;
- выбор места якорной стоянки и постановка на якорь,
- съёмка с якоря
![](https://ic.pics.livejournal.com/7dogs/31502364/2472483/2472483_600.jpg)
г) обеспечение безопасной стоянки судна, как плановой, так и вынужденной, в том числе стоянки у причала, на якоре, в доке или кессоне
![](https://ic.pics.livejournal.com/7dogs/31502364/2471976/2471976_600.jpg)