Что надо сказать о Fallout 3, vol. 4

Nov 17, 2015 23:10


Часть IV: При чем здесь Fallout?




Сюжет туп, геймплей в лучшем случае спорный - может Fallout 3 хорошо работает как триквел? Давайте немного поговорим о вселенной Fallout и о том, насколько уважительно к ней отнеслась Bethesda.

Общее

Что такое Fallout? Ответ (довольно очевидный) кроется в заголовке самое первой части серии: A Post Nuclear Role Playing Game. Ролевая игра, действие которой происходит через сотню (сотнИ в сиквелах) лет после ядерного конфликта между США и Китаем. Кто выстрелил первым, Хан или Гридо, неважно (сценаристы Black Isle намеренно не уточняли) - главное, что после короткого обмена баллистическими ракетами в 2077-ом от Соединенных Штатов (да и Китая, скорее всего) осталось лишь отравленное радиацией пепелище.
Вдохновленная фильмами из цикла Mad Max (особенно вторым, культовым экшном Road Warrior) Fallout выглядит немного... необычно по меркам научной фантастики. Все благодаря решению показать постапокалипсис не глазами людей из 90-х годов, а в представлении неискушенной техническим прогрессом публики середины XX века. Взяв за основу фантастические палп-журналы первой половины прошлого столетия, антологию World of Tomorrow и ранние sci-fi ленты, сотрудники Black Isle попытались представить страшное будущее логичным и продуманным, но, в то же время, немного карикатурным, таким, каким бы оно виделось насмотревшемуся "Войны Миров", "Запретной Планеты" и "Звездного Пути" подростку из уютного пригорода. Все эти роботы с мозгами в колбе, огромные компьютеры с зелеными строками кода и измеряющейся в единичных байтах оператативной памятью, страшные мутанты, противостояние с гадкими коммунистами, интерфейс в виде лампового телевизора - результат нетривиального подхода к созданию игровой вселенной. При этом первые два Fallout не кричат "Смотрите, это 50-е". Да, в играх хватает отсылок и реалий тех времен, но прелесть дилогии заключается в том, что она воплощает их в жизнь как можно тоньше, так, что невнимательные геймеры могут даже не обратить на это внимания (признаюсь, лично я заметил лампы в диалоговом окне далеко не сразу).




Ну как, похоже на 50-е? [оба скриншота кликабельные]

Конечно же, сценаристы Black Isle устроили ядерную войну не на пустом месте, а выдумали занятную альтернативную историю, лишний раз подчеркивающую, что с 1947-ого года события в мире Fallout начали развиваться совсем не так, как в реальной жизни. Например, транзистор не изобрели, из-за чего все компьютеры в играх такие гигантские; СССР не развалился в 1991-ом и объединил силы с Китаем, тем самым продлив Холодную Войну до XXI века и даже переведя ее в "горячую стадию".




Когда права на сериал перешли к ZeniMax Media, новые обладатели IP не долго думали по поводу тонкостей. Их метод прорисовки игрового мира прост - взять кисть потолще и ка-а-ак ударить по холсту! Так, чтобы каждый дурак сообразил, что новый проект Bethesda стилизован под старину. На радио громко играет попсовая музыка 50-х. Люди носят костюмы и прически середины века, а в разрушенных домах можно найти слегка потрепанные и покрытые радиоактивной пылью федоры. Чтобы понять насколько "толсто" команда Тодда Говарда лепит вселенную далеко идти не надо - стоит главному герою пойти на тест, определяющий его специализацию в Убежище, как на пути сразу же возникают всамделишные гризеры, набриолиненные представители молодежной субкультуры полувековой давности. Помните, как в Fallout 1 и 2 все обитатели Убежищ носили одинаковые комбинезоны? И как в одном из них (населенном мормонами Vault 70 - каноничность можно оспорить, т.к. его собирались показать в Van Buuren) проводился эксперимент, строящийся на том, что у людей из нарядов есть только желто-синяя форма (которую обычно генерят специально оборудованные экструдеры)?
Откуда в Убежище кожаные куртки? Зачем Vault-Tek оставлять в Убежище 101 фильмы в духе Rebel without a cause, если его суть - изоляция? Оправдания придумать легко ("Ну, небось на самом деле организаторы хотели, чтобы молодежь восстала против системы..."), однако сами сценаристы про это ничего не говорят. Так откуда все? Ответ напрашивается сам собой: "а прост :)"
Гризеры - и все тут, чтобы геймер не забывал о 50-х ни секунду игрового времени.




Я хотел было похвалить сценаристов за то, что они не стали делать всех афро-американцев слугами (ведь расовая неприязнь в середине XX-ого века в США - тема довольно больная)... а потом вспомнил про царящую в мейнстриме последних лет тотальную политкорректность. Так что это не проявление большого ума и вовсе следование традициям (в Fallout 2 чернокожая Джоан Линетт правила Городом Убежища и никто даже не возникал, а Vault City был о прогрессе общества и бюрократизации социума), а простое нежелание устраивать скандал. Team Bondi точно так же струсила с L.A. Noire, где проблема расизма толком не затрагивается (а чаще всего словом "негро" кидался подчеркнуто отрицательный персонаж Рой Эрл).

Забавно, что мануал все расписывает верно ("будущее глазами пятидесятческой публики - это не 50-е в будущем"), а сама игра делает чуть ли не обратное.

F.E.V. и Супермутанты

Какой Fallout без жутких (и жалких, на самом-то деле) супермутантов, жертв F.E.V. (Forced Evolutionary Virus, "Вируса Принудительного Развития")?. Более-менее краткий ликбез:

Опасаясь биологических атак со стороны Китая, правительство США поручило корпорации West Tek (которая занималась военными контрактами и в частности разработала знаменитую силовую броню моделей T-45b и T-51d) изготовить препараты, развивающие сопротивляемость человеческого организма к вредным субстанциям. Стартовавший в 2073-ем году проект получил название Pan-Immunity Virion Project (PVP). Проанализировав поставленную перед ними проблему, представители West Tek пришли к выводу, что изменение ДНК объекта может привести к нейтрализации любых токсинов и ядов, после чего принялись готовить уникальную вакцину.
В 2075-ом, после успешной волны экспериментов на животных, ученые West Tek выяснили, что полученная ими субстанция не просто усиливает сопротивляемость подопытных ко всяческим вирусам - в качестве побочных эффектов она увеличивает их силу и интеллектуальные способности. Углядев в проекте военный потенциал, Армия США  послала в West Tek своих ученых для помощи, после чего проект PVP переименовали в F.E.V. Военные почуяли, что подобный вирус сможет превратить обычных вояк в способных укротить Китай суперсолдат и начали перекраивать разработку препарата на свой лад. Покончив с тестами на животных, заведующий проектом майор Барнетт приказал перевезти весь изготовленный F.E.V. на калифорнийскую военную базу Марипоса - там находились заключенные, отличные кандидаты для следующего этапа экспериментов.
Исследования проводились в секрете от рядовых вояк, но происходящие на базе темные дела ощущал на себе весь персонал. В конце концов произошел переворот, в ходе которого тайное стало явным - на нижних уровнях базы ученые в прямом смысле копались в генах военнопленных. Увидав такое, командующий гарнизоном полковник покончил с собой, и власть принял на себя Роджер Макссон. Он допросил ученых, узнал все о генетических экспериментах и выяснил, что приказ на проведение бесчеловечных опытов поступил из Пентагона, после чего приказал казнить всех людей в белых халатах. Он и его люди дезертировали из армии... а потом, несколькими днями позже, началась (и тут же кончилась) ядерная война (Великая Война). Собрав всех своих подчиненных и их семьи, Макссон убрался из базы Марипоса, не забыв при этом захватить все доступные документы (впоследствии он станет основателем Братства Стали).
Весь F.E.V. остался в стенах базы, куда потом, через сотню лет, нагрянул Ричард Грей со своей экспедицией. Свалившись в чан с вирусом, мужчина изменился - и решил, что всем в Пустоши стоит измениться вместе с ним. Отлавливая неудачливых путников и применяя на них F.E.V., Грей (он же Мастер) создал себе армию Супермутантов и жутких Центавров. Но философствующее чудище хотело большего - а для создания умных, правильных супермутантов нужны были чистые образцы не успевших подвергнуться радиоактивному облучению людей. Т.е. жители Убежищ. Планам Грея помешал Выходец из Убежища, главный герой Fallout 1, который оставил зловещую базу в руинах. Но на этом история Вируса Принудительного Развития не кончилась. Много лет спустя эксперименты с F.E.V. продолжила состоящая из остатков правительства США группировка Анклав, которая удумала избавиться от всех зараженных радиацией жителей пустоши с помощью модифицированного F.E.V. Ей помешал Избранный - дальний родственник Выходца из Убежища.
Кроме того, после войны часть F.E.V. разнеслась по воздуху, поразив флору и фауну и за долгие годы вызвав в ней непоправимые изменения (например, радскорпионы - результат воздействия на обычного скорпиона радиации и F.E.V.).




Результат воздействия F.E.V. на Ричарда Грея напоминает титульное чудище из фильма "Нечто". Игра отлично работает как хоррор

Итак, действие Fallout 3 происходит на Восточном побережье, а весь запас F.E.V. находится в Калифорнии (это четко проговаривается в Fallout 1!). Откуда тогда в Вашингтоне супермутанты, если они бесплодны?
Варианты:
а) Кто-то переправил остатки F.E.V. из руин базы Марипоса в Столицу после падения Мастера и Анклава!
б) Может, не будем переносить действие в Вашингтон, а?
в) Может, обойдемся без супермутантов и придумаем новую угрозу?

Отвечает Bethesda: "Ну знаете, на самом деле часть F.E.V. положили в убежище 87... Почему-то. А еще он действует не так, супермутанты становятся другого цвета и с возрастом увеличиваются в размерах, словно Халк из фильма 2003 года!".




Итак, это бред. Почему это бред?

1) Убежища конструировали специально под социальные эксперименты (устройства убежищ в целом одинаковые, но детали разнятся в зависимости от нужд и задач) - если разработка/конструкция Убежищ началась в 2055-ом и закончилась в 2074, а F.E.V. изготовили в 2075-ом, то... Как? Как Vault-Tek успела сделать подходящее для такого сложного эксперимента место заранее?
2) F.E.V. - экспериментальный продукт, над которым работала компания West Tek. Убежища разработала компания Vault-Tek при поддержке RobCo Industries. Откуда у Vault-Tek секретная военная технология West Tek, о которой не знали даже высокопоставленные солдаты?
3) Убежища - это социальные эксперименты. Если F.E.V. - военный продукт, который нужен для войны с Китаем. Зачем же помещать его в Убежища? Да, на самом деле Убежища не предназначены для выживания - но к чему там F.E.V.? Цель Убежища 87 неизвестна.
4) F.E.V. - экспериментальный продукт, а в Убежище нет ученых West Tek и даже военных, чтобы следить за результатами его применения на людях. А Смотритель Убежища не был осведомлен что да как - но все равно исправно кидал людей в чан с вирусом... потому что приказ. Внешней связи у Убежищ нет - в чем же смысл?
5) Убежища создавались на крайний случай. Зачем расходовать драгоценное оружие на место, которое могут так и не применить?
6) F.E.V. в своем чистом виде увеличивает интеллект "чистых" людей. Тогда почему же все жители Убежища 87 кроме Фоукса - тупые супермутанты или монстры-инвалиды?
7) Почему F.E.V. в Vault 87 работает не как F.E.V. из первых частей? Откуда эта версия, кто ее изготовил?
8) Зачем мутанты похищают людей и кидают их в F.E.V., если они даже не знали Мастера (это ведь его план!). И откуда взялись Центавры?

Кроме того, у Анклава в Fallout 3 (вернее, у президента Эдема) есть свой F.E.V. - откуда, если все ученые и образцы вируса (который в F2 разносился по воздуху, а в F3 для его распространения нужна вода) были на нефтяной вышке, которую, мягко говоря, взорвали?

Ответ Bethesda: "Какая разница, зато в Fallout 3 есть супермутанты!"
Которые, добавлю от себя, часто ходят с винтовками, что противоречит не только канону, но и логике (не зря же в Fallout 1 и 2 у них тяжелое оружие вроде ракетниц и пулеметов гатлинга - гигантам с ними просто управляться, а спусковой крючок автомата очень легко сломать!).

Гули

Перенести супермутантов с одного берега на другой очень сложно, неудивительно, что команда Говарда выдумала совершенно бестолковое объяснение их появления в Вашингтоне. Но с гулями куда проще - они возникают от радиации: люди мутируют, становятся чуть ли не бессмертными, теряют кожу в процессе. Их ареал обитания - все США, ведь весь континент пропитан радиацией. Итак, Bethesda, как можно запороть такой простой концепт?




"А давайте сделаем ДИКИХ ГУЛЕЙ! Fallout 3 отчаянно не хватает зомби, а игры на Gamebryo без них не обходятся. Если фанаты спросят, просто скажем, что у этих ребят мозг прогнил. Или они спятили. Или еще что-нибудь выдумаем. Главное - сохраняйте покер-фейс и ведите себя так, будто все нормально".

Надо ли что-то комментировать, объяснять, почему это тупо, почему это такой смачный плевок в сторону первых частей? Гули в них даже не бегали (шли медленно и печально, замедляя ход и без того не шибко динамичных потасовок), а в Fallout 3 они прям марафонцы!
Справедливости ради надо отметить, что этот бред (теоретически) возник из Van Buuren, намекая, что мифический f3 мог бы стать той еще ерундой. С другой стороны, тамошнее объяснение "почему мирный гуль становится плотоядным" было не в пример интереснее.

Обычные гули, впрочем, вполне хорошо показаны в игре. И тема неприязни между обычными людьми и облезлыми (затронутая еще в Fallout 2) тоже раскрывается. Но Дикие Гули - это позорище.

UPD: Мне тут подсказали/напомнили, что в первом Fallout тоже были подобные ребята. Они не бегали, но тоже питались плотью. В Fallout 2 вроде как тоже есть подобные индивиды, но, опять же, не в таких количествах и с другими качествами. Я остаюсь при своем мнении - в F3 гулей превратили в обычных подземных зомби, а это не ок.



Totally not zombies, guys!

Гарольд

С бывшим приятелем Мастера (да, Гарольд сопровождал Ричарда Грея во время его экспедиции на базу Марипоса) все не так однозначно. С одной стороны, его появление в Fallout 3 вызывает дикую ненависть у знакомых с первыми сериями людей. "Как? Дерево? В Вашингтоне, хотя он был лидером города Гекко в Калифорнии? Кто придумал этот маразм?"




За 80 лет (2161 - 2241) деревце не сильно-то выросло...

Но если почитать Fallout Bible, станет очевидно, что Black Isle готовила мутанту (а он вовсе не гуль, как можно было подумать) подобную судьбу еще в Fallout 2: вырезанный из игры эпилог утверждал, что
а) дерево на его голове продолжило расти, а плоды с него со временем прорастали в огромные деревья
б) Гарольд отправился странствовать



...а потом, за 36 лет (2241 - 2277), Гарольд вдруг пустил корни на другом конце Штатов. Странно, да?

Фансервис? Теоретически, да, местами даже следующий букве оригинала. Увы, кому понравится увидеть одного из самых ярких героев сериала в столь неприглядном состоянии?
Van Buuren, между тем, предполагал обратную ситуацию: дерево на голове Гарольда начало увядать, и мутант оказывался при смерти. Похоже, его спасение было одним из квестов.

Анклав и Братство Стали

Две главные фракции Fallout 3 тоже не избежали извращенной интерпретации Эмиля Паглиаруло.



С Анклавом все просто - он должен быть мертв. Избранный позаботился об этом, когда взорвал штаб-квартиру группировки на нефтяной вышке в Fallout 2. Президент США Дик Ричардсон, его телохранитель мутировавший Клинт Иствуд Фрэнк Хорриган, сотни бойцов, десятки ученых - их больше нет. Теоретически можно как-то представить, что на дозаправочной базе Наварро остались люди в крутой железной броне. Но сколько их, человек 10? А в Fallout 3 мы видим сотни солдат и десятки вертибердов (так в Fallout называется местный аналог вертолетов)! Как? Откуда?
Более того - злодеи Fallout 3 толком не носят противогазы и защитные костюмы, хотя, казалось, они боятся радиоактивного заражения как чумы, разве нет? Ведь их модификация F.E.V. должна убить всех зараженных радиацией жителей Пустоши. Они что, забыли свою цель? Цель, ради которой они уже сотню лет похищают и пытают людей?
При желании можно еще упомянуть какие-то абсолютно невменяемые мотивы у лейтенанта Весны, но я устал повторяться.



А вот с Братством чуть сложнее. В оригинальной дилогии Братство Стали - сборище параноиков с большими пушками. Постепенно замыкающиеся в себе собиратели старых технологий. Мерзавцы, отсылающие неугодных рекрутов на верную смерть в The Glow. Они вовсе не добряки, не паладины добра и справедливости, как можно подумать, а очень-очень условно "хорошие ребята" на фоне наркоманов, рейдеров, работорговцев и супермутантов. Они помогут людям, если углядят в этом выгоду для себя, не более того. Да, создавалось Братство как сила Добра на манер Рейнджеров из старенькой Wasteland, но то было сотни лет назад. С тех пор руководство успело поменяться, а новое начальство не всегда продолжает начинания предшественников.



Обгорелые трупы в The Glow - показатель "добродушия" Братства Стали образца Fallout 1 и 2

В Fallout 3 же они - Рыцари в Сверкающей Броне, Герои Пустошей, Спасители, Молодцы, Богатыри! Помогают бедным, откликаются на любой зов, умело борятся с Анклавом (хотя в Fallout 2 Анклав об них ногами вытирался). Великаны удалые, все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор! Объяснение: "Ну, чуваки с Восточного побережья не такие хардкорные, как парни с Западного, они все белые и пушистые!" У военных так не работает, Эмиль. И что среди них делает правнук Роджера Макссона? По логике вещей мальчик должен быть в Калифорнии, разве нет?
Изгои Братства, которых можно встретить в дополнении Operation Anchorage, куда ближе к исходному материалу: они неприветливые, зацикленные на поиске техногенного барахла мрази. Во-о-о, это уже ближе к делу! Увы, их очень мало, DLC слабое, а в центральном сюжете Fallout 3 они вообще не возникают. У меня подозрение, что таким образом сценарист попытался принести извинения, мол, "на, держите - настоящие Братки, прямиком из 1998-ого!"

Пришельцы

Пасхальные яйца с трупами зеленых человечков в скафандрах - вещь абсолютно естественная в Fallout. Милая шутка кочует из части в часть, и обнаружив тело чужого фанаты оригинальной дилогии наверняка воскликнули "Вау, прям как в старые-добрые времена!". Отряхнули инопланетный бластер и отправились в путь, даже не представляя, что Bethesda замышляет вбить абсолютно несерьезную вещь из первых серий в канон.




Зачем? Может, добавить Доктора в компаньоны? Сделать квест, где игроку доведется помочь Кирку и Споку отправится обратно на "Энтерпрайз"? Или выпустить DLC по мотивам "Монти Пайтон и Священный Грааль"?

К частью, до этого не дошло. Пока. В случае с Fallout 3 Bethesda отделалась лишь Mothership Zeta - дополнением, в котором главного героя похищают инопланетяне для анальных проб опытов. И ладно бы DLC было хорошим, так оно... впрочем, неважно, место заканчивается.

Расскажу в следующий раз. А сию часть подытожу как можно спокойнее, без громким слов и обвинений, относительно простым вопросом:
Bethesda, ты вообще понимаешь, что делаешь с сериалом и его предысторией?

В следующей часты речь зайдет о DLC, которые, по мнению публики, удались куда лучше обычной версии игры. See you next time, lads!

fallout, игры

Previous post Next post
Up