Храмовые колокольни являются относительно поздним элементом, ставшим неотъемлемой частью церковной архитектуры. Как армянской, так и любой другой. Все без исключения сохранившиеся до наших дней древние храмы изначально были сооружены без колоколен. Лишь спустя много веков к ним или возле них были пристроены колокольни. Так если храм святой Рипсиме был сооружен в седьмом веке, то его колокольня была возведена только в семнадцатом.
Собственно говоря, поэтому колокольни и считаются отдельным сооружением, почему и размеры церкви на проекте указываются отдельно от размеров колокольни. Существует в Армянской церкви и традиция возведения отдельно стоящих колоколен, которые сами по себе представляют оригинальные образцы культовой архитектуры.
Оригинальной традицией армянской храмовой архитектуры является та, что купола колоколен армянских церквей всегда ниже куполов самих церквей.
В Греко-православии (в частности в РПЦ) и других конфессиях, даже у близких армянам коптов и сирийцев, традиционно выше именно колокольни.
Такая армянская традиция с низкими колокольнями является следствием символики, по которой армянский христианский храм изображает собой библейскую гору Арарат. Т.е. малый и большой купола церкви являются образами священной для армян двуглавой горы.
Созданый мной проект церкви святого Саргиса в городе Актюбинске, с ее пропорциями куполов, единой для обоих куполов линией карнизов и оригинальной структурой кровли, эту армянскую архитектурную традицию представляет в ее максимальном выражении.