До прибытия транспортного корабля Dragon осталось менее пары недель, и мне интересно наблюдать, как станция готовится к этому событию.
Мне бы хотелось сказать, что я располагаю общей картиной происходящего, но это - зона ответственности более компетентных людей, которые работают в наземных центрах управления и руководят всем этим процессом. Здесь, наверху, мы просто стараемся делать всё возможное, выполняя свои ежедневные задачи, являющиеся частями головоломки, которая в конечном итоге складывается в посещение станции кораблём снабжения - от его захвата и до отправления обратно с результатами научных экспериментов, которые должны быть выполнены, пока «Дракон» пристыкован к МКС.
Вчера я установила новое программное обеспечение на нескольких ноутбуках, чтобы подготовить их к выполнению новых экспериментов. А сегодня потратила два часа, собирая по всей станции оборудование, необходимое для одного из экспериментов, чтобы через несколько недель, когда придёт время его проведения, всё нужное было под рукой. И, конечно же, мы с Терри продолжаем готовиться к захвату «Дракона».
Сегодня мы занимались отработкой «захвата со смещением» - в течение двух часов мы упражнялись в управлении реальным манипулятором, вместо тренажёра. Я рассказывала про отработку «захвата со смещением» в
записи L+20, L+21 - прочитайте, если вы пропустили это описание.
Захват предыдущего «Дракона» выполнял Буч. На этот раз основным оператором робота-манипулятора буду я, то есть я буду стоять за пультом управления, в то время как Терри будет отвечать за связь с Землёй, порядок выполнения процедур и карты неисправностей (мы надеемся, что в последних не будет необходимости).
Если говорить о неисправностях, то в нашем последнем на сегодня сеансе имитации захвата мы отрабатывали действия в случае «перехода в безопасный режим» в момент, когда захватное устройство уже подведено к стержню узла захвата и остаётся лишь нажать курок для выполнения захвата, или сразу после него. Манипулятор автоматически переходит в безопасный режим в случае обнаружения неполадки, что делает невозможным управление шарнирами, концевым захватным устройством или всем манипулятором целиком.
К счастью, это устройство представляет собой «две руки в одной»: у него, как известно, есть только один набор звеньев и шарниров, но для всех прочих компонентов, обеспечивающих работу манипулятора, предусмотрено полное резервирование. Чтобы воспользоваться резервной системой и завершить захват с помощью дублирующего оборудования, нам необходимо переместиться из Купола в лабораторный модуль, где у нас установлена вторая рабочая станция управления роботом. В день захвата эта вторая станция находится в режиме «горячего резерва» - это означает, что для передачи на неё управления манипулятором в буквальном смысле достаточно нажатия одной кнопки. Разве вам не захотелось бы иметь такое же резервирование на своём автомобиле, когда на приборной панели загорается красная лампочка?
Ах да, вчера я также потратила некоторое время на периодическую процедуру оценки своей физической формы. Мы проводим её ежемесячно с помощью нашего велотренажёра CEVIS, используя специальный протокол, который предусматривает снятие электрокардиограммы и измерение артериального давления каждые пять минут. На основе этих данных специалисты на Земле могут рассчитать максимальное потребление кислорода (VO2max), этот показатель обычно используется для определения состояния сердечно-сосудистой системы. Типичная картина, наблюдаемая в 6-месячных экспедициях, - быстрое и существенное снижение показателя VO2max в самом начале и затем медленное его восстановление за счёт ежедневных тренировок на велотренажёре и беговой дорожке. И чем ближе мы к возвращению на Землю, тем более важными становятся эти упражнения для подготовки к встрече с земным тяготением.
Оригинал:
#SamLogbook Виртуальный тур по модулям МКС, созданный на основе фотографий Саманты Кристофоретти