Моему младшему 2 года и 8 месяцев. Мы с ним почти ежедневно ходим в магазины и он либо выбирает себе что-то одно, если мы заранее с ним договорились, либо не берет ничего и ничего не просит, просто помогает мне набирать продукты по списку. Все продавцы и кассиры от него в восторге. А он сам с недоумением смотрит на детей, устраивающих истерики родителям.
Приучать младенца к покупкам я начала месяцев с четырех вынужденно. Наш папа помахал нам ручкой, потому за продуктами мы с ним вдвоем ходили. Сначала в слинге, потом сидя в тележке. Примерно с шести месяцев я давала ему в руки маленький сок с трубочкой, чтоб не тянулся лапками к полкам и был занят. На кассе пустую или полупустую пачку всегда пробивали, объясняя при этом что все товары денег стоят и просто так их брать нельзя.
Как только младшенький смог уверенно ходить и начал отказываться садиться в тележку, сок потерял актуальность. Оказалось что нижние полки заняты яркими сладкими товарами, которые сильно мелкому надо. Пришлось занимать руки дешевыми конфетками. То есть в магазине мы сразу шли к полкам с конфетами и "выбирали" две мармеладки разного цвета. Выбирали в кавычках, потому что выбирала я, чтоб без шоколада и недорого. В одну ручонку красненькую, в другую желтенькую. Все, руки заняты, но время от времени я спрашивала "где конфетки?" и просила показать где красная, а где желтая. На кассе я его сажала на ленту и просила отдать конфетки тете, чтоб она пропикала. Поначалу очень не хотел отдавать, но потом понял, что конфетки возвращают и еще хвалят его с улыбкой.
Фокус с занятыми руками прокатывал почти до 2-лет. Где-то к полутора годам младенец сообразил, что класть конфетку еще и в карман. И еще начал просить другую. Несколько раз меняли конфетки на печенье или вафли, опять же руки заняты, ничего лишнего не прихватишь.
С самого раннего возраста я ему по дороге в магазин рассказывала что мы купим, прямо по списку -- хлеб, молоко, сметану, ну и все остальное. Подходя к полкам каждый раз говорила "вот хлеб, пошли сметану искать и далее по списку". Иногда советовалась "как думаешь такой хлеб купим или вот этакий". Грубо говоря я его и отвлекала и приобщала к поиску продуктов, типа игра у нас была. В два года настал момент понимания ребенком того что в руки можно больше взять, да и в корзинку закинуть тоже можно. Из корзинки я лишнее незаметно сгружала, потом, если вспоминал, говорила что наверное потеряли. В этом возрасте он начал показывать характер и клянчить, иногда капризничал. Главное что тут надо сделать это совершенно спокойно настаивать на своем и реагировать на вой спокойно, ну хочешь выть повой немножко, куплю я все равно только то что мы запланировали.
В два года и месяц в очередной раз пошли в магазин и малец начал заранее канючить про конфетки, ожидая моих возражений. Хорошо, говорю, купим все что ты возьмешь. И действительно подвела его к полкам где конфетки поскромней и сказала бери сколько хочешь в руки и карманы, все купим. Получилось очень ржачно, мелкий набрал полные карманы леденцов и чупсов, в руки по два в каждую и в зубы петушок на палочке, так к кассе и пошли. Кассирша веселилась когда мы все это выгребали просканировать, народ в очереди взирал на нас с возмущением, а мелкий страшно переживал все ли ему отдадут. В итоге вышло 6 чупсов, три леденца и пару сладких зефирных палочек. Не съел. Он так торопился все это великолепие развернуть и попробовать, что все понадкусал и бросил, потому что никакого нового вкуса, только фантики разные.
Этот фокус с купим все что возьмешь я проделывала еще два раза и каждый раз он брал меньше. Потом мы с ним научились заранее договариваться что сегодня купим. Причем я ему предлагала разные вкусности, типа вчера мы вот это брали, давай сегодня другое возьмем. Между делом подсовывала на пробу яблочки, гранаты, творожки, говорила что это вкусно и полезно. Сначала раз в неделю, потом через раз говорила что в этот раз только продукты берем, потому что сладости мы все уже попробовали и дома у нас надкусанные конфетки есть, а хлеба нет.
Следующим этапом, где то в 2 года 4 месяца, я стала давать ему монетки и рассказывала что все что в магазине продают за деньги. И он сам на кассе пытался свою конфетку купить. Поначалу "деньгу" категорически не хотел отдавать, потом приучился. Деньги я ему конечно мелкие давала, рассчитывалась карточкой, но сам факт "важности" покупателя он ощутил и проникся. Теперь иногда даю купюру и приучаю брать сдачу.
В итоге ребенок знает что в принципе купить можно все, но не все вкусно и полезно. Совершенно не нервничает в магазине, даже если ему лично ничего сегодня не покупают. Научился не хватать все подряд, а вдумчиво выбирать, главное не торопить его, пусть сам определяется. А на кассе где всякие шоколадки во множестве, когда я ему говорю бери все что хочешь, берет что-то одно или спрашивает можно ли сегодня две взять, чем вызывает шок и уважение у очереди.
Думаю как научится до десяти считать буду выдавать раз в неделю карманные деньги.
С игрушками кстати все тоже в порядке, в обморок не падает, истерик не устраивает, можем просто посмотреть и потрогать все, а можем иногда что-то купить. Хотя "учила" я его на конфетках