Итак, все закончилось. Итоги подведены, я немного отоспался и реанимировал свой блог, который раньше использовался только для чтения. Теперь можно высказаться.
Этим летом я бросил вызов "команде созидания" на выборах в райсовет Октябрьского района. Признаться, были варианты, какой округ выбрать. Проще выиграть там, где меньше избирателей и больше рейтинг ЛДПР. Но уж очень не хотелось отдавать свой микрорайон в руки зависимых от власти бюджетников, которые не будут делать ничего и слова не посмеют сказать против. Поэтому я пошел по сложному пути - по 5 одномандатному округу, где кандидатом от партии технического большинства была главврач Городской больницы №4 Наталья Виктор (не путать фамилию с именем!). Вот что из этого вышло.
Передать чувствительность этого поражения мне поможет спортивная журналистика. В замечательном материале
"Все степени провала" один из редакторов сайта Sports.ru Михаил Калашников приводит классификацию поражений в спорте с примерами из истории футбола. Как обычно, все это с легкостью переносится на любую сферу жизни, в т.ч. и на политику. В классификации я нашел точное описание своему поражению.
Cтепень XVI: Полночь
Команда-аутсайдер долго и достойно сражается с фаворитом турнира, но в самом конце все же уступает. Поскольку эта классификация посвящена именно обидным, неприятным и вгоняющим в депрессию поражениям, важно, чтобы аутсайдер был симпатичной командой и имел самые реальные шансы на победу - но в конце, как и положено Золушке, превращался бы обратно в тыкву. Происходить это превращение должно именно тогда, когда уже нельзя не болеть за этих парней, так здорово опровергающих скепсис букмекеров (и возможно, даже тогда, когда вы таки рискнули на них поставить по ходу матча). Выключая телевизор, вы чувствуете, что кто-то украл у вас незапланированный праздник, словно бы начальник сначала написал в рабочем мессенджере, что собирается повысить вам зарплату, а потом поспешно добавил: «Ой, не туда».
Пример: финал Кубка УЕФА, «Ливерпуль» - «Алавес», когда смешная испанская команда умудрилась отыграться с 0:2 и 3:4, но в итоге не дотерпела даже до серии пенальти. Золотой автогол Делфи Гели на 116 минуте - и никакого чуда, все свободны, следующий финал с участием «Алавеса» состоится в XXIII веке.
Я точно так же начинал предвыборную гонку аутсайдером: все-таки самый молодой кандидат с минимальным бюджетом, выдвинутый оппозиционной партией и идущий на свои первые выборы, к тому же "временно неработающий" по информации в бюллетене. Но я проводил на округе все свое свободное время, общаясь с избирателями в формате "от лавки к лавке". Выпустил сделанные с душой агитационные материалы тиражом в несколько тысяч экземпляров и, что немаловажно, распространял их лично, так что могу смело заявить: я побывал в каждом подъезде в своем округе (на самом деле в несколько попасть не смог, потому что в них вместо домофонов все еще стоят кодовые замки, а взламывать их не учат даже на партшколе ЛДПР). Очень помогала партия и, конечно, друзья, которых не стыдно назвать моей командой, как бы ни обесценил это слово губернатор.
Мой рейтинг рос как на дрожжах. Ну а после публичной поддержки со стороны
blog_matveev я фактически стал кандидатом от объединенной оппозиции в самом оппозиционном районе города! Судя по настроениям людей на улицах, победа была у меня в кармане. Мне желали победы даже многие единороссы и сотрудники муниципальных предприятий, которых принято причислять совсем к другой "команде".
Вот только власть это тоже понимала. Начались грязные провокации со стороны конкурентов, а досрочку и надомное голосование на моем небольшом округе в сумме довели почти до 1000 человек, а этого при низкой явке вполне хватает для победы "правильного" кандидата не в самом большом округе. Ожидаемо были массовые нарушения со стороны избирательных комиссий и администрации в день выборов, которые я и мои наблюдатели в меру своих сил предотвращали, фиксировали и устраняли. Но надежда не покидала меня как раз до полуночи, когда на одном из УИКов, наконец, начался подсчет голосов, а с других пришли СМС с первыми цифрами. Только тогда стало ясно, что это поражение.
Можно ли было выступить лучше? Однозначно да. Это были мои первые выборы, и я ожидаемо совершил много ошибок, в первую очередь в форме подачи агитматериала и организации встреч с избирателями. Не успел закрыть наблюдателями все УИКи и практически не следил за досрочкой. Теперь я бы построил свою кампанию по-другому. Думаю, даже в таких обстоятельствах реально было набрать не 9%, а все 18-20, занимать уверенное второе место и тащить партию наверх.
Можно ли было победить? Определенно нет, тем более, при такой низкой явке. Чтобы эффективно противостоять административному ресурсу, нужно обладать куда более серьезными возможностями, которых у меня на тот момент не было.
Каждый день я прохожу по своему округу и встречаю своих избирателей. "Андрей Михайлович, как же так? Мы же всем подъездом за вас голосовали. Как же мы теперь?", - спрашивают они. Ответ лежит на поверхности. Жили раньше при депутатах, которые ничего не делали, и дальше проживем.
Знаю, большинство из избранных депутатов райсоветов - главврачи, директора школ, руководители социальных служб - не будут лазать в сапогах по затопленным подвалам, мерить ямы на дорогах линейкой и фотографировать сосульки. Вряд ли они будут часто делать личный прием граждан. Зато наверняка станут решать проблемы своих учреждений за счет районных бюджетов. Но я свой район не брошу. Буду как неравнодушный житель округа или в каком-то другом качестве заставлять работать и выполнять предвыборные обещания моего бывшего конкурента, а теперь слугу народа Наталью Виктор. По совету моей соратницы по ЛДПР Елены Молодцовой я сохранил брошюру с ее программой. Пусть теперь отвечает за базар! А то ведь отзовем через 2,5 года!