Самарская губерния. «От Александровки до Елани. От князя Урусова до купца Аржанова.»

Dec 30, 2015 22:22


  История эта началась в 1775 году, когда земли нынешнего Хворостянского района в долях купили Василий Николаевич Самарин и князь Александр Васильевич Урусов. Как они их купили - отдельная история. Достаточно вспомнить, что Василий Николаевич, племянник Федора Васильевича Наумова - руководителя строительства Новой Закамской оборонительной линии, а Александр Васильевич, сын Василия Алексеевича Урусова - главного командира Оренбургской экспедиции, сменивший на этом посту временно арестованного в Санкт-Петербурге Василия Никитича Татищева.

image Click to view



Итак, купил князь Урусов часть земель, но быстро потерял интерес к ним интерес и продал свою долю, но имя князя осталось в названиях населенных пунктов и один из них, нынешняя Елань, в начале XX века звалась Урусово-Александровка...

[Читать историю дальше...]
Несколько раньше в 1859 году, согласно «Списка населенных мест Самарской губернии» она значится как Александровка. Причем вторым названием отмечено - Елань или Урусово. А еще ранее, в 1821 и 1808 годах название только одно - Александровка. Откуда появилось название Александровка или Урусово - понятно. Неясным оставалось название Елань. Оно возникло от одного из названий реки Чагра, на берегу которой, находится это село. Именно село! Более того, являющимся селом, согласно межевой карте Самарского уезда, по крайней мере, с 1808 года! Так как, за время владения землями построил-таки Александр Васильевич две деревянных церкви: в Александровке (ныне Елань) и в Пензено (ныне Абашево). Продал же свою землю Урусов, судя по всему частями: западные земли - помещице А.А. Мельгуновой, которая, в свою очередь, перепродала их М.В.Пустошкину, и члены его семьи оставались собственниками этих земель вплоть до установления советской власти, а восточные, в том числе и село Александровка - пока не известно.

Однако, известно, что в 1855 году некий уральский казак, старообрядец (Ил)Ларион Иванов Аржанов заявился в Самаре во 2-ю купеческую гильдию на, так называемом, временном праве. Почему временном - станет понятно ниже. Правда, сам Ларион в Самаре не жил, только дела вёл. К примеру, был у него салотопенный заводик за рекой Самаркой, да и всё почти… А вот сын его, Симеон (Семен) Илларионович уже осел в Самаре и губернии прочно. Навсегда! Причем, прибыл в Самару Семен Илларионович настолько состоятельным, что по определению Самарской казенной палаты сразу был причислен к купцам первой гильдии. Чем он занимался в Оренбуржье и как нажил свой капитал - доподлинно неизвестно. Но человек, судя по сохранившейся фотографии, был жесткий. А судя, по его дальнейшим методам работы в Самаре, нельзя исключать его «лихой промысел» с коллегами на скотопрогонных трактах на землях Уральского казачьего войска. Опять-таки у отца салотопенный заводик… Тем не менее, к 1888 году у семьи старообрядцев Аржановых, деда - Лариона Ивановича, сына - Семена Илларионовича и внука - Лаврентия Семеновича, было в собственности, по крайней мере, 18 000 десятин земли в Николаевском и Самарском уездах.

Казалось бы, ничего удивительного. Если не вернуться на 120 лет назад от описываемых событий. Четвертого декабря 1762 года Екатериной Второй был издан Манифест, по которому старообрядцам, в случае их заселения, тогда еще Саратовской губернии, обещались значительные льготы, в том числе свобода богослужения. Ну не хватало в этих местах людей! Вышеуказанным Манифестом территория для расселения была определена между реками Иргиз и Большой Иргиз. Кстати, одно из названий нынешней р. Чагры - Иргиз. Поэтому территория старообрядцев могла доходить до р. Чагры, а не до р. Малый Иргиз, как думают сегодня. Тем не менее, приехав на указанные земли, старообрядцы по течению р. Б.Иргиз организовали множество скитов, некоторые из которых позже преобразовались в, так называемые, Иргизские монастыри. Более того, старообрядцами в течение нескольких лет были основаны: Балаково, Криволучье, Каменка и Мечетная (позже г. Николаевск, ныне г. Пугачев). Позже, вся эта местность стала относиться к Николаевскому уезду Самарской области.

С приходом к власти Николая 1 на старообрядцев в Поволжье с 1827-1828 годов начались гонения и жесткое понуждение принятия единоверия. Естественно, это не могло понравиться общинам и привело к тому, что люди начали уходить со своих мест…

Теперь, снова, вернемся к старообрядцам Аржановым. Как Вы думаете, где находились Аржановские земли в Самарском и Николаевском уездах? Правильно - практически на местах проживания староверов. На 1888 год, владения купцов начинались на юге близ сел, Николаевка и Михайловка (ныне - Михайло-Лебяжье), находящихся в Николаевском уезде и уходили севернее в Самарский уезд, включая в себя, в том числе, село Александровку (Елань). Таким образом, понятно, что к третьей четверти XIX века, именно Аржановы стали владельцами восточной части земель князя Урусова, с которого мы начали нашу историю. То, что Александровка было именно селом, причем уже значительное время до Аржановых, подтверждается межевым планом Самарского уезда Симбирской губернии от 1808 года и Атласом Российской Империи, составленным подполковником Василием Петровичем Пядышевым в промежуток между 1820-1827 годами. Предполагаем, что церковь, построенная князем Урусовым, была деревянной. Со временем, она обветшала и в 1850-х годах жители начали строить новую кирпичную. О чем, в архиве Самарской удельной конторы (фонд 43, опись 1) находится переписка за 1852-1858 годы о постройке церкви в с. Александровке. В итоге, церковь у сельчан «случайно» получилась какая-то старообрядческая по архитектуре, вытянутая «вагончиком» в одну сторону от колокольни. Но об этом, чуть позже.

В Александровке (Елани) есть еще одно достойное упоминания строение - это дом. Кирпичный! Безусловно, этот дом построен непосредственно Аржановыми и построен гораздо позже церкви. Почему спросите Вы? Ну, во-первых, потому что саму церковь возвели в конце 1850-х годов. В это время в Самаре-то кирпичные дома относительная редкость. Согласно сведениям «Памятной книжки Самарской губернии за 1863-1864 г.г.» в Самаре в 1862 году из 2915 домов кирпичных было всего 389. И строить из кирпича небольшой домик в сельской местности - вообще перебор. Во-вторых, в указанное время Аржановы еще не купили эту землю. Но самое главное другое. Дом построен из кирпича, произведенного в Самаре и имеющего клеймо «З.Н.»! Завод Александра Александровича Никифорова!

Рассмотрим сложившуюся ситуацию подробнее. Известно, что для строительства кирпичных сооружений, так скажем, «на местах», организовывали свои кирпичные производства и использовали местный материал. Вполне логично, вполне рентабельно. Глины везде много. На перевозках экономим. Утверждение о местном производстве наглядно подтверждается слоистой структурой кирпича, из которого сделана церковь. Крупные заводы такого себе не позволяли. А самое главное подтверждение - это наплевательское отношение к Указу от 1847 года о правилах выделки кирпича, конкретно к пункту 21 оного, который требует ставить на кирпич клеймо производителя. Отсутствие клейм на кирпичах характерно для подавляющего большинства зданий, построенных не в крупных городах самарской губернии. При этом на доме в Александровке клеймо мы находим. Построить дом для себя, а, с учетом его весьма скромных размеров и удаленности села от столицы губернии, скорее для управляющего, из кирпича ещё ладно, но везти его на телегах из Самары несколько дней на расстояние более 100 километров? Не в духе купцов такая «логистика», а тем более - Аржановых!

Объяснить это можно сочетанием двух факторов: первое - наличие неиспользованного кирпича, оставшегося от какого-нибудь самарского строительства у Аржановых и второе - отсутствие рентабельности вновь затевать производство местного кирпича для постройки одного небольшого дома в Александровке (Елани).

Однако, принимая во внимание, мягко говоря, «специфический» подход к ведению бизнеса Аржановыми, отнюдь не исключаем вариант изъятия кирпича у Никифорова в качестве какой-нибудь сатисфакции по очередному судебному процессу. Самое интересное, что несколько позже описываемых событий, Аржановы появились в списках производителей кирпича Самары. Данный факт можем трактовать, как окончательное «отжатие» Никифоровского производства, как случалось с имуществом и «бизнесами» других купцов, например мельницей П.С. Субботина. Что ж, «лихоимственные извороты» при очевидных условиях ущерба третьим лицам в характере Аржановых. А уж, заметка в самарской газете от 1896 года: «…на поминовении купца С.И. Аржанова в его доме на Казанской обошлось без драки…» - дорого стоит! Вероятно, это было настолько удивительно для общественности города, что нашло отображение в прессе! Постоянные судебные разбирательства, подлоги документов, скандалы с городским головой, не говоря уж о невозвратах займов банкам и мелких обманов подрядчиков - являются яркими штрихами к личности Аржанова. Достоин уважения! Как мы говорили ранее, все современные и актуальные «бизнес-инструменты» и «методики» ведения дел, были апробированы, по крайней мере, в XIX веке.

Тем не менее, вернемся в Александровку, ныне Елань. По информации, находившейся на церкви - она построена в 1809 году. Однако, в самой Самаре, старейшая из сохранившихся кирпичных церквей построена лишь в 1848 году. Казанский собор в Самаре был заложен в 1744 году, однако далеко не факт, что он был сразу каменным. При этом, первоначальный владелец Елани генерал-майор Русской императорской армии Урусов А.В. не был старообрядцем. Первую церковь в своей деревне заложил он. Это, однозначно, была обычная православная РПЦ-шная церковь. Безусловно, князь был богатый человек, но все же мы не думаем, что он построил в какой-то глубинке, на краю тогдашней Империи, сразу кирпичную церковь. Тем более, что к указанному сроку он уже продал свои земли в Самаре. Местные же жители, при всей своей набожности не будут строить церкви каждые десять лет, если предыдущая еще крепкая! А вот, после событий начавшихся в 1827-1828 г.г. и разросшихся до такой степени, что в 1837 году потребовалась военная сила для подавления стойкости староверов - это произойти могло. Жесткий нажим властей на старообрядцев Николаевского уезда, требование перейти в единоверие, упразднение монастырей, разгон старообрядцев - привело к тому, что староверы ушли со своих мест, где жили 75 лет, в том числе и в Елань. Освоившись на новом месте, они, естественно, построили новую церковь по своим канонам. Однако, с 01.01.1855 года вступило в действие правительственное распоряжение о том, что староверы лишаются права записи в купечество. В случае непредставления купцами документа о принадлежности к православной церкви безусловно или на правах единоверия, выдавали торговые свидетельства по гильдиям на временном праве. Вспомним, Ларион Иванович Аржанов записался во 2 гильдию на временном праве. Поэтому, староверы были вынуждены «маскироваться» и, к примеру, сам Семен Илларионович принял единоверие. Вынуждены были принять единоверие и жители Елани, поэтому, в Памятной книге Самарской губернии за 1859 год указано: «Александровка - церковь православная».

Становится очевидным, что появившаяся в Самаре богатая семья Аржановых предпочла скупать именно эти, находящиеся на юго-востоке земли. Во-первых, Аржановы были старообрядцы, а это очень сплоченные люди, всегда помогающие друг другу. Этим можно объяснить нехарактерное, при всей их рачительности, решение о строительстве кирпичного дома для своего управляющего. А во-вторых, им прибывшим из Оренбуржья, изначально была близка деятельность на скотопрогонных трактах. Это уже потом они стали собственниками пароходов, и банкирами. Это уже позже, Л.С. Аржанов вместе с Соколовыми купит все земли Л.Н. Толстого в Бузулукском уезде и организует в Павловке крупнейшую мельницу и укрепится в статусе мукомола. А затем наступит 1917 год…


Аржанов, Урусов, История Самары, Самара, Хворостянский район, экстремальная история, Самарская область

Previous post Next post
Up