Сергею Ильюшину - 120. История человека - история города.

Apr 01, 2014 04:07

"Самара-авиационная" началась с легендарного штурмовика Ил-2.
А ровно 120 лет назад, 31 марта 1894 года в небольшой вологодской деревне Дилялево появился на свет великий советский авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин. Я не ошибся - не 30 марта, как написано в Википедии, и как праздновали в Самаре, а 31 марта.
Вчера, 31 марта и состоялся юбилейный вечер на "Ильюшинской фирме", в день когда праздновал свое день рождение сам Сергей Владимирович.


История человека, история неба и история нашего города оказались неразрывно связаны...


Сергей Ильюшин подарил нашей стране множество прекрасных самолетов.
Среди них родоначальник советской дальней авиации ДБ-3, прославленный штурмовик Ил-2, бомбардировщики Ил-4 и Ил-28, пассажирские Ил-12 и Ил-62. Он заложил особые традиции советского и российского самолетостроения, которые продолжают его ученики и последователи.


Мне хочется рассказать вам про наиболее значимые, на мой взгляд, машины:

ДБ-3. Дальний бомбардировщик.
В период 1938-39 г. бомбардировщик стал участником ряда рекордных по дальности перелетов, в том числе перелете из Москвы в Северную Америку, преодолев 8 тысяч километров.
Эта машина, заметно отличалась в положительную сторону от многих современных самолетов аналогичного назначения.


Принятые на вооружение советских ВВС за пять лет до начала Великой Отечественной войны и последовательно совершенствуемые в направлении увеличения мощности двигателей, усиления наступательного и оборонительного вооружения, самолеты ДБ-3 и ДБ-3ф (Ил-4) являлись основным типом боевого самолета советской дальнебомбардировочной и минно-торпедной авиации вплоть до конца войны.

В августе 1941 года на этих самолетах был нанесен первый удар по Берлину - столице нацистского рейха.
[Как это было...]

В 21.00, 7 августа, с аэродрома Кагул на острове Эзель поднялась особая ударная группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3 ВВС Балтийского флота под командованием командира полка полковника Преображенского Е. Н., загруженных бомбами ФАБ-100 и листовками.
Полёт проходил над морем на высоте 7000 м по маршруту: остров Эзель (Сааремаа) - Свинемюнде - Штеттин - Берлин. Температура за бортом достигала минус 40 °C, из-за чего стёкла кабин самолётов и очки шлемофонов обмерзали. Кроме того, лётчикам пришлось все эти часы работать в кислородных масках. Для соблюдения секретности на всём протяжении полёта выход в радиоэфир был категорически запрещён.
Через три часа полёта вышли к северной границе Германии. При полёте над её территорией самолёты неоднократно были обнаружены с немецких наблюдательных постов, но, принимая их за свои, немецкая ПВО огня не открывала.
В 1.30, 8 августа, пять самолётов осуществили сброс бомб на хорошо освещённый Берлин, остальные отбомбились по берлинскому предместью и Штеттину. Немцы настолько не ожидали авианалёта, что включили светомаскировку только через 40 секунд после того, как первые бомбы упали на город.
Проконтролировать результаты налёта лётчикам не позволила немецкая ПВО, активность которой стала так велика, что заставила радиста Василия Кротенко прервать режим радиомолчания и сообщить о выполнении задания в радиоэфире: «Моё место - Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!». В 4 утра 8 августа, после 7-часового полёта, экипажи без потерь вернулись на аэродром.
Несмотря на то, что бомбовый удар не нанёс существенного военного урона нацисткой Германии, он имел важный психологический эффект.

8 августа немецкое радио передало сообщение:
«В ночь с 7 на 8 августа крупные силы английской авиации, в количестве 150 самолётов, пытались бомбить нашу столицу... Из прорвавшихся к городу 15 самолётов 9 сбито.»

В ответ на это Би-би-си сообщило:
«Германское сообщение о бомбёжке Берлина интересно и загадочно, так как 7-8 августа английская авиация над Берлином не летала.»

Советское Информбюро 8 августа известило, что советская авиация успешно бомбила Берлин. Сообщение в «Известиях» завершалось словами:
«В результате бомбёжки возникли пожары и наблюдались взрывы. Все наши самолёты вернулись на свои базы без потерь.»

После налётов домохозяйки Берлина, уже в самом начале войны, писали своим мужьям на фронт подобные письма:

«Дорогой мой Эрнст! Война с Россией уже стоит нам многих сотен тысяч убитых. Мрачные мысли не оставляют меня. Последнее время ночью к нам прилетают бомбардировщики. Всем говорят, что бомбили англичане, но нам точно известно, что в эту ночь нас бомбили русские. Они мстят за Москву. Берлин от разрывов бомб сотрясается... И вообще скажу тебе: с тех пор как появились над нашими головами русские, ты не можешь представить, как нам стало скверно. Родные Вилли Фюрстенберга служили на артиллерийском заводе. Завода больше не существует! Родные Вилли погибли под развалинами. Ах, Эрнст, когда русские бомбы падали на заводы Симменса, мне казалось, всё проваливается сквозь землю. Зачем вы связались с русскими?»


Ил-2 (по кодификации НАТО: Bark) - знаменитый советский штурмовик, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина.
Стране был нужен современный, защищенный самолет штурмовой авиации.


Уже 2 октября 1939 года лётчик-испытатель В. К. Коккинаки поднял в воздух прототип - БШ-2. В дальнейшем самолет получил имя Ил-2 и стал самый массовым боевым самолётом в истории. Всего было выпущено более 36 тысяч единиц.
За характерную форму фюзеляжа в Красной армии самолёт получил прозвище «горбатый» (интересный факт, но ударный вертолет Ми-24 имеет такое-же прозвище).

Ил-2 в небе над Берлином.


Конструкторы называли разработанный ими самолёт «Летающим танком» (что было совсем недалеко от истины). Немецкие пилоты за живучесть и недостаток манёвренности называли его "Бетонный самолет" (нем. Betonflugzeug). У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько почётных прозвищ, таких как «Мясорубка» (Fleischwolf) и самое известное «Черная смерть» (нем. Schwarzer Tod).

Памятник Ил-2 в Самаре.


Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. В феврале 1941 года началось серийное производство.

Первые серийные Ил-2 изготовлены в Воронеже на заводе № 18 (в ноябре 1941 года завод эвакуирован в Куйбышев). Ил-2 серийно производился на авиационных заводах № 1, № 18 в городе Куйбышеве и на авиационном заводе № 30 в городе Москве.


Осенью 1941 года Самару (тогда Куйбышев), пришло множество эшелонов. На них перевезли из Москвы оборудование авиационного завода № 1, моторного завода № 24, а из Воронежа авиационного завода № 18. Правительство СССР потребовало, не позднее чем через два месяца после переезда, организовать на новой площадке (в районе станции Безымянка) полноценное серийное производство боевого самолета Ил-2. Переезд прошел в течение всего лишь 10 дней.


На берега Волги были вывезены все рабочие и служащие завода, оборудование, инвентарь. Рядом с ним заработал еще один самолетостроительный завод № 18, эвакуированный из Воронежа.


Многие заводы города Куйбышева в годы войны обеспечивали выпуск комплектующих деталей для боевого самолета. Механический завод № 207 освоил за короткий срок серийный выпуск бронекорпусов самолетов Ил-2. Завод аэродромного оборудования, поставлял авиационным предприятиям узлы крепления пушек, блочные держатели для подвески бомб, пулеметные установки.


Инженеры и рабочие завода «Металлист» изготавливали вооружение-скорострельные пулеметы ШКАС, установки турельные, синхронные, крыльевые. Подшипниковые заводы обеспечивали бесперебойное снабжение подшипниками все заводы авиационного профиля. Очень многие Куйбышевцы трудились над производством легендарного и такого нужного фронту штурмовика.
Теперь Ил-2 гордо стоит на постаменте и является символом Самары.
Именно на Ил-2 мой дед прошел всю войну, участвовал в Сталинградской битве, и во многом его рассказы направили меня в военную авиацию.

Но не только военными самолетами был знаменит Сергей Ильюшин.
Еще во время войны, в октябре 1943 года, в ОКБ С. В. Ильюшина, в инициативном порядке, начались работы по проектированию пассажирского самолёта. Первый вариант проекта самолёта Ил-12 был рассчитан на 29 пассажиров, размещённых в герметичном фюзеляже.

Следующей машиной стал более современный Ил-14. Эта машина работала как на внутренних линиях так и за рубежом, а так-же выпускалась во многих странах. Ил-14 входил в состав правительственного авиаотряда.

Ил-14м в Самаре, на учебной площадке СГАУ.


Одной из самых любимых машин Сергея Владимировича был Ил-62.


Разработка Ил-62 была начата в начале 1960-х годов, когда Аэрофлотом были выработаны требования к дальне-магистральному самолёту, способному совершить беспосадочный перелёт из Москвы в Хабаровск и Гавану.
Прототип Ил-62 СССР-06156 с двигателями АЛ-7 тягой по 7500 кгс впервые поднялся в небо 2 января 1963 года под командованием В. К. Коккинаки. Двигатели АЛ-7 уже на втором прототипе СССР-06153 в 1964 году сменили на новые НК-8 Куйбышевского производства В середине 1967 года самолёт поступил в эксплуатацию.

На самолёте Ил-62 было установлено несколько мировых рекордов по скорости и дальности полёта. В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил в качестве правительственного («борт № 1»). Всего было выпущено 289 машин.

Сергей Владимирович Ильюшин. На столе стоит модель Ил-62.


Снова его кабинет. Модель самолета на старом месте.


А здесь можно прогуляться по музею Ильюшина.

Еще несколько знаковых машин ОКБ Ильюшин:
Ил-86. Первый и самый массовый советский/российский пассажирский широкофюзеляжный самолёт. Производился серийно в 1980-1993 годах на авиационном заводе ВАСО в Воронеже. Всего было выпущено 106 самолётов. В настоящее время на коммерческих линиях не эксплуатируется. Но мне на нем удалось полетать на линии Москва-Самара.

Его последователь Ил-96
Ил-96 - стал первым советским дальнемагистральным широкофюзеляжным самолётом. Совершил первый полёт в 1988 году. Всего было выпущено 28 самолетов. Два самолёта построены для обслуживания президента Российской Федерации (модификация Ил-96-300ПУ, б/н RA-96012, RA-96016).

Борт №1 Президента России.


Всего авиаотряд Россия эксплуатирует 8 бортов.

Вчера утром произошло еще одно "знаковое" для нашей авиации событие.
Последний регулярный рейс на Ил-96-300 "Яков Моисеев" (бортовой номер RA-96008) был выполнен по маршруту Москва-Ташкент-Москва, самолет приземлился в столичном аэропорту Шереметьево 30 марта 2014 года, в 8:09 утра.


На этом завершилась более чем 20-летняя история эксплуатации в отечественных коммерческих авиакомпаниях самолетов этого типа на регулярных рейсах. С выводом их из эксплуатации, в российских коммерческих авиакомпаниях не осталось ни одного широкофюзеляжного пассажирского самолета отечественного производства. Таким образом, в отечественных коммерческих авиакомпаниях на сегодня не осталось ни одного пассажирского самолета марки Ил. По информации «Аэрофлота» это решение было продиктовано экономическими причинами.


Грустно... особенно грустно, что это произошло в день 120-летнего юбилея основателя КБ - Сергея Ильюшина.

Еще один знаковый самолет - тяжелый, военно-транспортный Ил-76.
Работы по созданию самолёта начались в 1967 году и проходили под руководством заместителя Сергея Ильюшина - Генриха Новожилова.


Первый полёт Ил-76 совершил весной 1971 года.
Наверное сложно найти человека, который бы его не узнал. Ил-76 это "кинозвезда" нашей авиации.


Не поддается подсчету и число его модификаций.
Тут я немного лукавлю, сосчитать можно, но их действительно много, как военных так и гражданских. Впрочем, смотрите сами: транспортный и транспортно-десантный, воздушный танкер-заправщик, стратегический воздушный командный пункт (ВКП) для руководства ядерными силами страны, пожарный, госпиталь, постановщик помех, ДРЛО. Использовался и используется как летающая лаборатория для испытания двигателей, подготовки космонавтов в условиях невесомости и даже самолёт-носитель лазерного оружия.

Топливозаправщик и ДРЛО в небе.


А-50 ДРЛО (Дальнего Радио Локационного Обнаружения) на МАКС 2013.


Тренировка космонавтов.


Воистину универсальная машина. Причем его жизнь далеко не закончена.

ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», которым сейчас руководит Виктор Владимирович Ливанов, и КБ завода "Авиастар" выпустили в небо современное продолжение - Изделие 476 или Ил-76МД-90А. Это глубоко модернизированная машина, отвечающая всем современным требованиям.


Его производство налажено на Ульяновском АВИАСТАРе. Как это выглядит "изнутри" смотрите в репортаже от Марины Лысцевой

Напоследок, хочу пожелать моим друзьям и знакомым, которые гордо называют себя "Ильюшинцы", конструкторских озарений, трудовых успехов и чистого неба!

интересное, праздник, музей, новости

Previous post Next post
Up