Без веры в Просвет

Feb 11, 2014 11:00


Жители Волжского района больше десяти лет задыхаются от запаха нечистот. Сельское поселение в 40 км от Самары по праву претендует на звание второго Жигулевска


«Просвет» - сельское поселение Волжского района, жители которого больше десяти лет вынуждены дышать зловонными испарениями. Просто потому, что старая система канализации себя изжила, а новую не построили. И как обычно бывает в таких случаях, спросить оказалось не с кого.

Бывший глава района Александр Адамов, которому за пять лет его работы неоднократно докладывали об экологической ситуации в «Просвете», сложил свои полномочия в конце 2013 года. Муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Волжсксельхозэнерго», некогда подконтрольное ему и ответственное за сельскую канализацию, сегодня находится в стадии банкротства. Новый глава районной администрации Александр Баландин только вступает в должность и еще не вошел в курс дел. Зато руководство сельского поселения знает всю историю проблемы. И знает, ЧТО нужно делать, только не имеет для этого возможностей. Положение кажется безвыходным. Но выход есть всегда, он там же, где вход. Просто надо его найти, но впечатление такое, что никто этого делать не собирается. А страдают, разумеется, ни в чем не повинные сельчане. Людей просто бросили на произвол судьбы - дышите, мол, пока еще дышится.

Как только мы изучили ситуацию в «Просвете», нам сразу вспомнился Жигулевск - город таким же образом утонувший в нечистотах. Экологи, правозащитники и журналисты взялись за него уже года два назад, а положительные результаты сегодня еле заметны. Так что чем раньше возьмутся за «Просвет», тем раньше мы увидим просвет (пардон за каламбур) во тьме канализационного тумана, окутавшего поселение. Только сдается, что не многие из современников до этого доживут.



Чувствуют все

Без лишних слов две жительницы «Просвета» предлагают нам ехать за ними. «Паровозиком» вслед за их машиной мы преодолеваем несколько сотен метров и оказываемся в центре поселка. По правую руку - школа, по левую - дом культуры, за спиной - администрация. А в носу уже свербит от нестерпимой вони. И местные жители дышат этим круглые сутки на протяжении многих лет.

Зловоние исходит со стороны пруда. По крайней мере, так называют это болото наши гиды - бухгалтер местной аптеки Татьяна Меньшова и фармацевт Тамара Мясникова. Но посреди заснеженного поля, в которое превратился с наступлением зимы этот водоем, за школьной оградой мы видим только узкую тропку и черные борозды болотной жижи вокруг нее. Здесь воняет еще сильней.

"Чувствуете? - спрашивает нас Татьяна, - И это сейчас, в двадцатиградусный мороз на сильном ветру. А представьте, каково нам в теплое время года! Вонь будет стоять на всю округу. К тому же, весной, когда растает снег, эта гадость вместе с паводком и ручьями растечется по всему поселку. Тут школьники, - показывает она на ребят, которые проезжают неподалеку от нас на лыжах, у них идет урок физкультуры. Там малыши, - машет в другую сторону, где находится детский садик. - О последствиях можете судить сами".



Чистый воздух - ни много, ни мало

Бухгалтер рассказывает, что здесь, недалеко от школы, находится единственная в поселке канализационная насосная станция (КНС) . Именно из-за нее нам приходится зажимать носы, так как станционные колодцы, в которые поступают канализационные стоки, доверху забиты содержимым. А поскольку сама КНС изношена и почти не работает, отходы изливаются на поверхность. По оврагам и тропинкам они стекают в центральный пруд, а оттуда - через два аналогичных водоема - в реку Самарку (левый приток Волги). Речь идет о самой настоящей экологической катастрофе. А если это так, то власти уже давно должны заниматься решением этой проблемы. Но наша собеседница, член инициативной группы сельчан, только разводит руками. За пять лет борьбы с дурно пахнущим бедствием Татьяна и ее коллеги по общественной работе накопили целую стопку чиновничьих отписок и пустых обещаний.

- Все ответы нам известны заранее, - говорит Тамара Мясникова, показывая официальные бумаги. - Мы неоднократно ставили в известность главу района, вызывали Роспотребнадзор и даже представителей «Единой России». Ответы примерно одни и те же: "Мы все знаем, мы все сделаем". Например, любимая отговорка главы района: «Мы включили ваше поселение в рабочий план». Но толку от этого пока не видно.

По словам аптекаря, все остальные проблемы «Просвета» постепенно отошли на второй план. Кроме канализации, в поселке отсутствует питьевая вода. Все колодцы давно разрушили, а водой, которая идет из кранов, нельзя даже стирать - она воняет тухлой рыбой, иногда в ней можно найти даже маленьких червячков. Забыли жители и про изношенность многоквартирных домов, и про их слабое отопление (во время недавних морозов столбик термометра в отдельных квартирах не поднимался выше 10 градусов), и про мусорные контейнеры, которые хаотично разбросаны по улицам. Все это уже не важно. Они ходят просто дышать чистым воздухом - вот как мало для счастья порою нужно человеку.



Все все знают

В разговор включается начальник участка МУП Волжссельхозэнерго по селу - Галина Сидорова:

- Канализационная система забивалась с 90-х годов, и теперь это привело к тому, что на участке КНС изливы сточных вод проходят «по верхам». Они собираются в огромные лужи и речные струйки. А как следствие - этот запах и полный пруд дохлой рыбы.

На самом деле, канализационных насосных станций должно быть не менее трех, как заверила нас начальник ЖКХ. Но по факту функционирует (и это еще громко сказано) только одна:

- За все прошлое лето отходы с нее ни разу не откачивали. Прежде всего, потому что на нашей КНС нет автоматики - механизмов, которые производят откачку. А когда их закупили, то не смогли установить: колодцы, предназначенные для канализационных стоков, забиты, и нужны специальные реактивы, чтобы растворить их содержимое. Тогда можно будет говорить о прочистке, но заниматься этим уже никто не будет. Предприятие - банкрот.

Это подтверждает и заведующий благоустройством поселения - директор МБУ «Просветсткое» Сергей Войнов:

- Да, это аварийная ситуация, и мы неоднократно обращались по этому поводу в «Волжсксельхозэнерго». Почти окончательный износ коммунальной системы (в том числе труб, которые идут от КНС к очистным сооружениям), привел к тому, что в отстойник ничего не откачивается. Да и сам отстойник, который находится между поселками «Просвет» и «Пахарь», в аварийном состоянии.



Это не нефть

По правде говоря, отстойника нет вовсе. Все, что мы видим на месте, где когда-то находились здешние очистные сооружения - это полуразрушенный пустой дом. Обшарпанные стены, кирпичи, доски и пустые бутылки - вот все, что мы находим внутри. «Бомжатник». А сам отстойный пруд, куда должна сливаться канализация, - еще одно заснеженное поле без всяких следов воды - tabulа rasa.

По зимней дороге мы возвращаемся обратно в «Просвет». Наша машина притормаживает возле памятника погибшим войнам - большого каменного солдата, рядом с которым каждое 9 мая собираются местные жители. Но почтить память погибших не получается - мерзкий запах тут повсюду.

Мы ступаем по тонкому льду под горой, где стоит памятник, чтобы запечатлеть черную речку из экскрементов. Лед трескается под одним из нас, и нога едва не проваливается в воду. Достаем пробирку, куда набираем немного этой жидкости. В руке черная жижа. Это не нефть, и тем более, не шоколад - обыкновенное дерьмо.



Комментарии:

Сергей Шевцов, глава сельского поселения «Просвет»:

- Система канализации «Просвета» изношена на 80%, водоснабжение - на 80%, а жилье - на 90%. Такая ситуация сложилась из-за того, что на районном уровне своевременно не предпринимали никаких мер. Нынешняя система канализации была построена 15 лет назад. Именно тогда провели очистные сооружения, проложили канализационный коллектор и КНС. За их эксплуатацию и ремонт отвечает МУП «Волжсельхозэнерго», который прекратит свое существование не позднее этого месяца. По моим обращениям они предпринимали попытки восстановить систему, но результатов это не дало. В 2010 году по согласованию с районной администрацией мы провели предпроектные работы - наметили коллекторы, подлежащие очистке и реконструкции. Было потрачено около 2-3 миллионов, но дальнейшего развития эта работа не получила. К нам приезжал Роспотребнадзор и выписывал предписание об устранении безобразий. После обращений граждан в район, систему восстанавливали на пару месяцев, после чего она опять встала. Я считаю, что ей нужна серьезная реконструкция, но добиться этого можно только с участием в областной программе.

Дмитрий Варламов, зам. директора МУП «Волжсксельхозэнерго»:

- Трубы, о которых говорилось выше, не изношены. В противном случае, сельчане наблюдали бы не изливы, а фонтаны. Все износы мы своевременно устраняли. Дело в том, что на КНС нельзя установить автоматику - количество фекалий, которые накопились в прилегающих к ней колодцах не дают этого сделать. Наши работники периодически включают КНС вручную, но поскольку она находится в таком состоянии, насос откачивает отходы очень слабо. Яма на КНС, которая находится в 3 км от отстойника, переполняется и почти не направляет стоки по напорному коллектору. Но главная проблема - это отсутствие очистных сооружений. Когда-то они там были, но после того, как их разрушили, остался только отстойный пруд, в который и сбрасываются нечистоты. Это загрязнение природы, но чтобы исправить ситуацию, нужно много миллионов рублей. Сейчас мы не можем себе этого позволить, так как переживаем банкротство. А кто был ответственен за это ранее, я сказать не уполномочен.



(соавторство и фото - Екатерина Имукова)

Previous post Next post
Up