Тайна разбившегося ИЛ-2

Apr 22, 2016 11:46

Удивительно, но факт. Больше недели сенсационная информация об обнаружении в Волжском районе разбившегося штурмовика ИЛ-2 и останков его пилота остается в ряду обычных текущих новостей, вроде весенней активизации клещей или начала ежегодного паводка.
Между тем, это единственный найденный на территории области боевой самолет времен Второй Мировой войны. Но дело не в этом. Сам факт находки порождает массу вопросов, остающихся без ответов. Итак, что сейчас известно?
Судя по найденным документам погибшего летчика, в декабре 1942 года новенький ИЛ-2 взлетел с заводского аэродрома на Безымянке. Направлялся он, видимо, на Кряжский аэродром, где формировались маршевые эскадрильи для отправки на фронт. До Кряжа самолет почему-то не долетел.  Дальше - сплошные вопросы.



Первое. Почему самолет не был найден тогда же, по горячим следам? В декабре 1942 года еще ничего не было решено под Сталинградом. Манштейн рвался на выручку Паулюсу и каждый советский «летающий танк» был на фронте на вес золота. Здесь же, в двух шагах от завода-изготовителя пропадает новый самолет, со всем вооружением и летчиком и почему-то его не могут найти в густонаселенном пригороде второй столицы. А хорошенько искать были все основания - если причиной аварии был заводской брак, то нужно было срочно установить его происхождение. Про возможную диверсию я уже не говорю. Наконец, на самолете оставался двигатель из дефицитного металла, бронекабина, вооружение, которые после ремонта можно было вновь пустить в дело. Ведь завод совсем рядом.
Второе. Почему ИЛ-2 не обнаружили за минувшие 74 года? Окрестности Кряжа - отнюдь не сибирская тайга и даже не белорусские болота. Здесь все давно распахано и перепахано. Если самолет упал в воду какого-нибудь озерца, то почему так хорошо сохранились бумаги и документы?
Мне интересно, кто и как возьмет на себя сейчас роль инициатора расследования истории разбившегося ИЛ-2. Военная прокуратура и военный комиссариат должны отреагировать на факт нахождения останков пилота, запросить его личное дело в подмосковном архиве Министерства Обороны, чтобы связаться с родственниками или потомками летчика и произвести соответствующее захоронение.
Архивистам и музейщикам необходимо поднять заводские архивы «Авикора» за 1942 год и посмотреть результаты внутреннего расследования, если таковое производилось. ФСБ могло бы тоже посмотреть, что сказали их предшественники из НКВД и Особого отдела по поводу бесследного исчезновения в глубоком тылу боевого самолета.
Наконец, наши военно-патриотические и военно-исторические клубы получают уникальную возможность раскрыть еще одну тайну Великой Отечественной войны, связанную с нашем краем.
«Никто не забыт, ничто не забыто» должно быть не только красивой фразой.

интересное, история

Previous post Next post
Up