Flumen conducit nubila. Duae partes

Aug 12, 2009 09:26


Однако, визуальная поэзия - лишь вершина айсберга. Куда сложнее создания некоторой "геометрической внешности" стихотворения вплетение в него грамматического рисунка.
Простейшим примером визуализированной поэзии остаётся парастих (акростих) - первые буквы строк дают фразу, часто адресата, а иногда - нечто весьма хулиганское. Однако, на слух воспринять подобное практически невозможно, потребно прочесть глазами. Образцы вешать смысла не имеет.
Чуть сложнее - месостих (манистраль проходит не по заглавным буквам) и телестих (вертикальная строка - на последних литерах; из-за единообразной рифмы написать подобное не столь легко, как кажется).
А вот лабиринт - и универсальней, и привлекательней: строка вьётся по желанию автора.
1. Вадим Шершеневич, из цикла "Лунные окурки".


2. Валерий Брюсов, "Запоздалый ответ Вадиму Шершеневичу".


3.Из переписки Константина Липскерова и Михаила Лозинского. Сонеты, кстати, классические.



Некоторые моностихи (одностроки) также принадлежат к стихам визуализированным. Впрочем, уже понятно, что любую стандартную форму можно модернизировать, так сказать, "шире размахнуться в прежних рамках".
4. Владимир Эрль.


5. Сергей Бирюков.


В определённом смысле визуальны тавтограммы (все слова начинаются на одну букву), стихи, построенные на одной или двух гласных и брахиколоны (моносиллабические стихи).
6. Владислав Ходасевич, "Похороны". Опять сонет.


Но всё это - подходы к снаряду. Ибо взлёт визуализированной поэзии - анаграммы (переразложенные слова) и палиндромы (слова, одинаково читающиеся в обе стороны). На декламацию подобные стихи не рассчитаны вообще, это - музыка только для глаз.
7. Дмитрий Авалиани.


8. Елена Коцюба, "Зеркало Евы".


9. Владимир Пальчиков, "Хилее дух - худее лих". Сонет!!! "Но как?!"(с)


Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что визуализированная поэзия (кроме части перевертней) не утратила ни одного из завоеваний поэзии обычной - ритмики, рифмы, красочности (нередко - парадоксальности) образов, но при этом развернула стихотворение в ещё одно измерение. Кроме оригинального видения автором мира присутствие этого творца раскрывается совершенно в неожиданном проявлении, как золотое сечение, с постоянным использованием которого построены организм человека и красивейшие здания (см. Л. да Винци), музыкальная гамма, накрепко увязанная с таблицей логарифмов (см. Я. Перельмана), и шахматная доска, отражающая строение ДНК (см. А. Казанцева). Как если бы привычный мир стал четырёхмерным... но это уже пошла математика...
Пи. Эс. Знаю, что всем порвал ленту (а ещё будет третья часть!). Но этому делу я принадлежу полностью, потому и вещаю, так сказать, глобально. Простите меня, если сможете.

самомнение, тексты

Previous post Next post
Up