История "Энтерпрайза"

Mar 03, 2015 03:40

Ну да, история "Энтерпрайза". Нет, не настоящего - выдуманного, из Звёздного пути. И история не в смысле строительства и службы в мире сериала, а в смысле придумывания внешнего облика. Характерный силуэт "блюдце, сарделька и две сосиски" бросается в глаза и запоминается сразу, а вот откуда он взялся, могут знать не все. Соответственно, расскажу - вдруг кто заинтересуется.



Итак, всё началось с того, что Джин Роденберри, создатель Star Trek, пришёл к дизайнеру Мэтту Джеффрису и нанял его разработать дизайн звездолёта главных героев его готовящегося к выходу сериала. Основная проблема состояла в том, что хотя Роденберри продумал звездолёт детальнейшим образом и многое мог о нём рассказать, о его внешнем виде он не задумывался ни разу. По итогам длительных обсуждений удалось сформулировать следующие два критерия. Что должно быть? Корабль должен производить впечатление очень быстрого и мощного, также должно быть видно, что он готов к длительным автономным походам и поддерживает на борту нормальные условия для работы экипажа без скафандров и иных спецсредств. Чего не должно быть? Внешний вид корабля не должен напоминать о чём-то, что зрителю уже приелось. Соответственно, надо было максимально далеко уйти как от шаблонных дизайнов тогдашней фантастики, так и от реальных концептов "космического аппарата будущего", публикуемых в научно-популярных журналах. Полностью исключались такие банальные элементы как реактивные сопла, "плавники"-стабилизаторы и прочие атрибуты "ракетного корабля" пятидесятых-шестидесятых.

Передать скорость корабля средствами тогдашнего телевидения можно было только одним способом - показав, как корабль, возникая вдали, стремительно мчится на камеру, или наоборот - будучи показанным в упор, уносится от неё (такие кадры действительно стали в сериале характерными). Соответственно, кораблю был нужен уникальный и сразу же узнаваемый силуэт - чтобы зритель мгновенно понимал, что ему показывают, когда на экране среди звёзд появляется крохотное пятнышко. Практически сразу же Джеффрису пришла в голову идея, что раз корабль быстрый и мощный, то двигатели у него должны быть очень сильные, и потому их стоит вынести подальше от основного обиталища экипажа - ну, типа, может от них радиация какая идёт или они, скажем, взорваться могут. Из этого можно было сделать изюминку будущего дизайна (и впоследствии оно ею и стало - вынесенные на пилонах гондолы варп-двигателей стали отличительным признаком кораблей Федерации и ряда других действующих сторон). Но вот дальше процесс затормозился - Джеффрис десятками рисовал разнообразные наброски, Роденберри практически в каждом из них находил что-то, что ему нравится, но ни один из них не одобрял полностью.


Самые первые наброски - не прошли отбора, поскольку выглядели неоригинально: как типичные ракеты из типичной тогдашней космооперы



Ещё одни из первых набросков - отвергнуты потому, что очень уж напоминали реальные концепты, публикуемые в то время



Этот вариант Джеффрису приглянулся особенно, но в итоге был отвергнут, так как был сочтён слишком хрупким и несолидным на вид - непростительно много изящества для тёртого покорителя пространств

Следующей мыслью стало разделить корпус корабля на жилую часть, где обитал бы экипаж, а также располагался мостик и основная часть вооружения, и служебную, где базировались бы приборы наблюдения, источники питания, трюмы, ангары для шаттлов и т.д. Это придало "Энтерпрайзу" более солидный вид и сделало его дизайн более похожим на дизайн корабля, способного ходить в длительные автономки. Так как основным предполагался жилой модуль (в служебном экипаж бывал бы постольку поскольку), дальнейшие усилия сосредоточились именно на нём. Поначалу Джеффрис хотел придать ему сферическую форму, как оптимальную для наполненного газом тела в вакууме.


Варианты "Энтерпрайза" со сферическим жилым модулем - уже проклёвывается что-то знакомое, правда?

Всё было хорошо в сферическом модуле, плохо одно - он явно противоречил требованию подчеркнуть стремительность корабля. Ну хоть ты лопни, не смотрится большой шарообразный транспорт стремительным (независимо от того, какую скорость реально способен развивать). Джеффрис начал прикидывать так и эдак, и понемногу стал сплющивать шар жилого модуля - так он выглядел гораздо более бодро. Правда, когда градус бодроты достиг требуемого накала, от шара остался блинчик - то есть, банальная "летающая тарелка", которые потенциальные зрители в огромных количествах наблюдали в кино и в газетных статьях об НЛО. Джеффрис, однако, решил, что всё нормально - в конце концов, помимо тарелки, у него есть ещё отдельно вынесенные двигатели и сигарообразный служебный модуль, этого должно хватить для создания уникального силуэта, не ассоциирующегося с блюдцем маленьких зелёных человечков. Правда, как все эти детали расположить друг относительно друга, было пока непонятно, да и как некоторые из них будут выглядеть, не было решено. По легенде, окончательная конфигурация "Энтерпрайза" возникла у Джеффриса в голове, когда он увидел компактную электроплитку - так это или нет, мы уже вряд ли узнаем, но звучит вполне правдоподобно.


Джеффрис долго не хотел расставаться с идеей о "пластинчатых" двигателях - нечто подобное десять лет спустя покажет Лукас в Звёздных войнах



Варианты с двигателями более привычной формы - слева посередине дизайн, впоследствии почти без изменений ставший клингонским крейсером D7, слева внизу - первые наброски окончательного дизайна (подпись гласит "Похоже на утку")



Примерно так выглядела электроплитка, сподвигнувшая Джеффриса на создание окончательного дизайна "Энтерпрайза"



А вот и он - окончательный дизайн

Интересна история появления бортового номера "Энтерпрайза". Как известно любому фанату, выглядит он как NCC-1701. Так вот, NCC - это результат слияния NC и CC (регистрационные индексы воздушных судов гражданской авиации, закреплённые в те годы за США и СССР соответственно). А некоторые ещё удивляются, почему Роденберри до сих пор клеймят "красным", да. Номер же был собран из цифр, которые легко читались на телеэкране. Тогда телевидение было, мягко говоря, не FullHD, да и экраны большинства аппаратов были совсем маленькими, поэтому нарисованную на борту звездолёта цифру "3", например, можно было легко спутать с "8" или "6", а вот единицу, ноль и семёрку можно легко опознать даже на самом крохотном экранчике, даже чёрно-белом, даже при помехах в сигнале, когда изображение подёрнуто рябью.

Когда дизайн корабля был завершён, и Роденберри показали деревянную модель (ещё самую простенькую и миниатюрную, без детализации, просто для демонстрации компоновки), Джин поднял её на ниточке, а она перевернулась, так как "тарелка" и мотогондолы оказались тяжелее - делали модель в спешке и об этом моменте попросту забыли. Впоследствии этот случай породил две легенды. Первая - что на самом деле корабль изначально создавался в формате "тарелкой и движками вниз", но рабочий, монтировавший модель для демонстрации начальству, перепутал и подвесил её вверх ногами, начальство же одобрило и, якобы, легендарный "Энтерпрайз" с тех пор долгие годы бороздит просторы экранов будучи на самом деле перевёрнутым. Опровергается эта байка весьма просто - взглядом на наброски Джеффриса, приведённые выше. Как можно видеть, придумывались самые разные версии внешнего вида, но окончательным стал именно тот, который мы видим в сериале. Вторая - что Роденберри сам перевернул модельку, сказав "Вот так, по-моему, гораздо лучше!", а потом даже пропихнул такую версию корабля на обложку журнала TV Guide, когда тот разместил анонс готовящегося к выходу сериала. Эта байка (приведённая, кстати, в википедии в качестве реального факта) также не соответствует действительности, но лишь отчасти. Как говорится, не "Волгу", а сто рублей, не в лотерею, а в преферанс, и не выиграл, а проиграл, а в остальном всё верно. В журнале TV Guide действительно опубликовали изображение перевёрнутого "Энтерпрайза", но не на обложке, а внутри, в качестве иллюстрации к заметке о серии Толианская сеть, удостоенной премии за спецэффекты. Ни о каком анонсе, как вы понимаете, речи не шло - сериал уже успешно оттащил два сезона по экранам, Толианская сеть - девятая серия третьего. И виноват в перевёрнутости корабля вовсе не Джин Роденберри, а сотрудник редакции, который сериал не смотрел и воткнул иллюстрацию к заметке (собственно, кадр из серии) такой стороной, какой она показалась ему правильной умозрительно.


Та самая заметка и перевёрнутый "Энтерпрайз"

В отличие от кораблей из большинства тогдашних (да и более поздних) фантастических фильмов, "Энтерпрайз" практически не имел никаких внешних деталей. Дизайнеры обычно любят обвешивать придуманные ими звездолёты всякими антеннками, лючками, прожекторами, стволами орудий и прочим подобным добром - оно, как принято считать, придаёт этакой бытовушной правдоподобности. В случае с "Энтерпрайзом" Джеффрис рассказывал, что хотел гладкими белыми боками корабля подчеркнуть, что всё оборудование у него расположено внутри корпуса и обслуживается экипажем без выхода в вакуум. Это футуристично, это подчёркивает приспособленность корабля к длительным походам, ну и, разумеется, экономит бюджет. Последнее для сериала было особенно критично - избытком финансирования он, мягко говоря, отнюдь не страдал. Модель в итоге обошлась менее чем в шестьсот долларов, что по меркам телевидения (даже с поправкой на тогдашние цены) - почти что даром. Правда, из-за экономии она даже подсветки не имела - только ко второму, если память мне не врёт, сезону, нашлись деньги для того, чтобы вкрутить ей несколько лампочек, сделав светящимися передние части двигательных гондол и иллюминаторы по правому борту.


Модель "Энтерпрайза", которую снимали в сериале - сразу после прибытия из мастерской (на гондолах двигателей спереди установлены антенны, которые были сняты и в сериале не показывались)



А вот так она смотрелась на экранах телезрителей



Аналогичная сцена в юбилейной ремастеренной версии



Фанатское творчество по мотивам бывает... разнообразным

Текущий статус - 4.107

star trek, занимательный звёздный путь

Previous post Next post
Up