Этот фильм я раскопал в запасниках совсем недавно и, пересмотрев, внезапно понял, откуда выросла моя книга. Нет, не буду даже спорить, что 'Blade Runner' тоже оказал огромное влияние на мою неокрепшую психику, но... Впрочем, судите сами.
Итак, 'Split Second', то бишь - "Доля секунды". Впрочем, когда я давным-давно смотрел его в гнусавом (но душевном) пиратском переводе, его предпочли поименовать "Считанные секунды" - и именно этот вариант мне нравится больше, хоть он и неправильный. У нас наличествует Лондон, недалекое будущее (конкретно - 2008 год, что по меркам 1992-го, когда фильм увидел свет, было вполне себе "фантастикой ближнего прицела"). Мелкий и как бы ставший уже привычным пиздец, который однако является лишь фоном происходящего (у меня - НАТОвская оккупация, в фильме - повышение уровня Мирового Океана по причине глобального потепления). Неизвестный и неуловимый монстр, потрошащий людей - он приходит раз в месяц, оставляет после себя труп с вырванным сердцем и исчезает. Свидетелей нет, следов нет, нет ничего. И, да, он крайне пулеустойчив, как впоследствии выясняют герои. Знатно прыгает, обладает невероятной силой и ловкостью... Правда, под человека не маскируется, а просто-напросто прячется в затопленном метро - да и трудно было бы замаскировать под человека трехметровую образину, похожую на помесь Чужого с Хищником. Но, тем не менее, общие идеи, как видите, налицо. Тем более, что монстр местный - тоже та еще куча загадок. Про него на протяжении фильма вообще ничего так и не становится известно.
Теперь о главном герое. В роли такового у нас детектив лондонской полиции Харли Стоун. На первый взгляд - классический badass maverick cop:
Вот таким мы видим Стоуна впервые - картина, знакомая по многим фильмам, не правда ли?
На второй - вовсе не классический. Начать с того, что badass'овость какого-нибудь крутого-Уокера-техасского-рейнджера берется из ниоткуда, и в сюжете не объясняется как и почему он стал таким. А вот детектив Стоун превратился в подобного десперадо после того, как вышеупомянутая тварь несколько лет назад сожрала его напарника. Стоун даже заметить ничего не успел - только огромного роста тень, мелькнувшую по стене, да жуткие когти, разорвавшие его левое предплечье...
Та ночь снится Стоуну до сих пор - каждый раз, как он закрывает глаза.
После этого все его страхи исчезли, поскольку их вытеснил один-единственный главный страх - перед неизвестным чудовищем. Стоун жаждет отомстить за смерть друга - но в нем совершенно реалистично смешиваются ненависть и ужас. Потому что именно монстр - единственный, кого Стоун теперь боится. И куча оружия ему нужна не для реализации скрытых фрейдистских комплексов, как многим другим киногероям, а для совершенно практической цели - отстреляться от своих кошмаров, буде они навестят его снова. С кучей стволов под рукой как-то спокойнее, знаете ли.
Вот Стоун внезапно обнаружил свежую жертву монстра - и проводит, если так можно выразиться, "опрос свидетелей". А точнее - тычет револьвером во все стороны и с явственными нотками паники в голосе кричит: "Кто его видел?! Кто-то из вас должен был его видеть!!!"
А еще у Стоуна, в отличие от прочих крутых героев боевиков, есть масса самых разных эмоций. Панику мы уже видели. А вот Стоун корчит умильные рожи для своей любимой женщины:
Это, кстати, любимая женшина Стоуна. У них сложные отношения, но они питают друг к другу искреннюю нежность. Справа - любимый карабин Стоуна.
А вот Стоун на конкретной измене - ибо монстр застал его врасплох и играет, как кошка с мышкой... Вот скажите мне, кто еще из крутых парней (кроме, разве что Брюса Уиллиса и раннего Харрисона Форда) рискнет вот так вот искренне обосраться от страха прямо на виду у тысяч кинозрителей?
А еще Стоун не может убивать голубей (тут я его мнения не разделяю - мерзейшие, на мой взгляд, птицы, заслуживающие поголовного истребления). А они, суки, этим пользуются.
А еще у Стоуна есть напарник - как и полагается, молодой, умный, самоуверенный, весь обвешанный дипломами с отличием, пользующийся успехом у женщин и вообще - редкостная жопа. Его зовут Дик Даркин.
Впрочем, самоуверенной жопой Даркин остается ровно до того момента как начинается работа. Стоит запахнуть паленым - и шуточки с подколочками отступают на дальний план. Все же Даркин и Стоун в первую очередь - профессионалы. Работать вместе они вполне способны, невзирая на всю взаимную антипатию.
Ну а после того, как Даркин своими глазами лицезреет монстра, он... именно - он становится таким же как Стоун. Нервы, паника, вечный боевой взвод... Сигара - хотя до этого он не курил и вообще был спортсменом. Много крепкого кофе и сладкого печенья - ведь надо все время быть начеку!
Катарсис Даркина - выхлестав с литр крепчайшего и крайне сладкого кофе, он унимает, наконец, дрожь в руках и переходит к конструктивной беседе.
Ну и, само собой, пушки...
- We need big guns... Big fucking guns...
В итоге шефу преподносится крайне неприятный сюрприз - он-то надеялся, что Даркин будет положительно влиять на Стоуна, а в итоге получил двух Стоунов...
Вот, кстати, шеф отдельно от своих непутевых подчиненных:
Понятное дело, процесс превращения Даркина из штопаного гандона в нашего человека не обошелся без эксцессов...
- Даркин, ты что натворил?!
- Ну... я увидел крысу и застрелил ее...
- Идиот! Ты застрелил мою кухню!
Ну а в самом финале монстра, ясное дело, уконтрапупили. Ясное дело, что не до конца. Но сиквела, паче чаяний, не воспоследовало - что не может не огорчать.
Герои-победители. Слева направо: Даркин, Стоун, любимая женщина Стоуна.
Полицейских в Лондоне много и других, но они в основном, вместо того, чтобы помогать в расследовании, пафосно рассекают по полузатопленным переулкам в эффектных ракурсах.
И вообще, не любят Стоуна в участке, и помогать ему не стремятся. Вот у этого сержанта все на роже написано.
В общем, как нетрудно заметить, общих моментов много. Нет, о прямом плагиате речь, разумеется, не идет. Но по атмосфере получается похоже. Лично я этому только рад. Фильм умудряется сочетать нарочитую пародийность и утрированность некоторых моментов с удивительной искренностью. Герои хоть временами и валяют ваньку прямо в кадре, но обаятельны до безумия - абсолютно все, а не только Стоун. Ну и несмотря на вопиющую малобюджетность картины, она умудряется минимумом декораций и почти полным отсутствием спецэффектов нарисовать достоверное и атмосферное будущее - трэш-нуар в самом лучшем своем проявлении. В общем, кто не смотрел - посмотрите обязательно. А кто смотрел - пересмотрите еще раз. Оно того стоит.