Именно так звучит, на мой взгляд, один из жизненных принципов Владимира Путина. Он не привык уступать и идти на компромиссы, считая любой компромисс своим поражением. Ведь для него жизнь - это «игра с нулевой суммой», в которой выигрыш другого оборачивается твоим поражением. В его (ВВП) системе координат нет места …., когда от взаимных уступок оба партнера выигрывают в сумме гораздо больше, чем каждый поодиночке от уступок другого.
Так Владимир Путин ведет себя и в международных контактах, и во внутренней политике, считая правильным кошмарить всех своих оппонентов, будучи уверенным, что это означает его выигрыш. Нельзя сказать, что это совсем не приносит ему успеха. В стране ему удалось создать такую конструкцию, которая не позволяет его оппонентам законным образом прийти к власти: парламент, избиркомы, суды, прокуратура - все как один стоят на страже этой удивительной для страны развитого мира XXI-го века политической системы, аналогами которой сегодня могут выступать лишь самые одиозные режимы Азии и Африки. Конечно, понятно, что поскольку все устремления Путина являются сиюминутными (не допустить потери власти сегодня), то все угрозы завтрашнего дня он не рассматривает всерьез. А именно там и таится основная для него угроза - политическая система, лишенная сдержек и противовесов, неизбежно рухнет и погребет под своими обломками и своего создателя, и тех, кто сегодня «кормится с его руки», и тех, кто стоит на страже этой самой системы, оправдывая свои действия и поступки политической целесообразностью.
Но вот Владимир Путин решил положить этот же принцип в основу деятельности «Газпрома», который в последние годы со все большей очевидностью попадает в ловушку, увязая в болоте воровства, у которого отсутствует внятная стратегия и адекватный менеджмент. Столкнувшись в последние 5-7 дет с (неизбежной для рыночной экономики) конкуренцией на европейском рынке, российский монополист попытался проявить несвойственные госмонополиям «чудеса гибкости», начав раздавать ценовые уступки своим контрагентам, чтобы удержаться на рынке. Именно эти уступки, масштаб которых стал понятен только после опубликования
отчетности «Газпрома» по МСФО за первый квартал текущего года, похоже, послужили тем триггером, который запустил работу бюрократического маховика, разродившегося в итоге
одиозным указом, о госконтроле за всеми внешнеэкономическими сделками.
«Ни шагу назад!» - и вот уже Молдова получает
ультиматум в ходе переговоров о скидках к цене на газ: или выход из договоренностей с Европой об участии в третьем энергетическом пакете, или никаких скидок не будет! Подозреваю, что Владимиру Путину будет тяжело понять
логику молдавских властей, для которых участие их страны в европейском проекте стоит мессы. Ему гораздо понятнее логика Науру и Никарагуа, которые за тридцать серебряников готовы признать независимость оккупированных территорий. Но думаю, что вслед за Молдовой аналогичные предложения получат и другие страны.
Но точно также я подозреваю, что Владимиру Путину невдомек, что любимый им принцип, положенный в основу деятельности компании, выбравшей неправильную стратегию, или не успевшей изменить свою стратегию в новых условиях, ведет не к успеху, а к катастрофе. Так же как и в спорте, в бизнесе логика поведения, направленная на то, чтобы не проиграть, не может привести к победе - можно наладить отношения с членами МОК и получить «в подарок» Олимпийские игры, но нельзя заставить европейских потребителей платить за покупку футбольных звезд для «Зенита», обеспечивать сверхприбыль ротенбергам и прочим прикормленным подрядчикам, и, вообще, жертвовать своим уровнем жизни ради спасения непонятно чьего национального достояния.
PS Мне не жалко "Газпром" - в истории было много случаев, когда разваливались сверх-крупные компании. Это не трагедия. Трагедия будет состоять в том, что за все ошибки и глупости формальных и реальных управленцев "Газпрома" предстоит платить российским потребителям.
Posted via
LiveJournal app for iPad.