Интересная мысель: «Сама по себе культура не имеет начальной даты, как не знают точной начальной даты и сами народы, племена, поселения. Все юбилейные начальные даты этого рода обычно условны. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то, по своему разумению, считал бы самой обоснованной 988 год. Надо ли оттягивать юбилейные даты вглубь времен? Нужна ли нам дата двухтысячелетняя или полуторатысячелетняя? С нашими мировыми достижениями в области всех видов искусств вряд ли такая дата чем-либо возвысит русскую культуру. Основное, что сделано восточным славянством для мировой культуры, сделано за последнее тысячелетие. Остальное - лишь предполагаемые ценности» (Цит. по:
АКАДЕМИК ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЕВ | 27 ИЮЛЯ 2014 Г.Крещение Руси и государство Русь).
Данная цитата интересна во многих отношениях. Прежде в сего в том, что Лихачеву дата в 1,5 или 2 тысячелетия для истории русской культуры не нужна. Почему же? Ведь такие краткие цифры истории Руси - результат историографической ампутации, когда у нас отрезали практически всю доколониальную историю! Утешения Лихачева сродни утешениям врачей, говорящим инвалиду: «Ну и что, что вы остались без рук и ног! Они вам и не нужны!» Для якобы патриота Лихачева вполне достаточна дата в одну тысячу лет, отмеренную нашими завоевателями, и он полагает, что больший исторический простор может принести не реальные, а лишь «предполагаемые» ценности.
Далее, его выбор приходится на дату крещения Руси. Сама по себе эта дата очень условна, ибо христиане на Руси существовали и до нее, а русский ведизм не угас и после нее. Лихачев это понимает, но связывает историю Руси только с христианством. Получается, что дохристианская культура не только не заслуживает внимания, но и вообще не может считаться частью русской истории. А это уже - христианский снобизм! Русский ведизм, как я понимаю, имеет не меньшее право быть представленным на страницах русской истории, чем русское христианство.
ОТСЮДА брал ДРУГИЕ СТАТЬИ АВТОРА
"
«На Соловках я понял, что каждый человек - человек…»АКАДЕМИК ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЕВОпыт всего виденного создал во мне какое-то очень глубоко залегшее во мне спокойствие и душевное здоровье
"
Приезд Максима Горького на Соловки и массовые расстрелы 1929 г.АКАДЕМИК ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЕВГорький по его требованию остался один на один с мальчиком лет четырнадцати, вызвавшимся рассказать Горькому «всю правду» -…
"
Д. Лихачев: В лагере тех, кто не матерился, расстреливали первымиАКАДЕМИК ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЕВВиноградов попал по уголовному делу на Соловки и вскоре стал своим человеком у начальства. И все потому, что… МОЙ КОММЕНТАРИЙ К МАТЕРИАЛУ:
А какже!
Есть у Д.С.Лихачева и такие работы, как "Черты первобытного примитивизма воровской речи"
(опубликована в сети, осторожно: 7,35 MB pdf), и "Картёжные игры уголовников"
(опубликована в сети, осторожно: 1,42 MB pdf), которые входят в состав выпущенного в 1992 году "Словаря тюремно-лагерно-блатного жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы)"
(вот тут, например, продаётся за 700 рублей).