Видите книгу?

Jul 20, 2024 17:39





Это [Spoiler (click to open)] двухтомник

Русские эстетические трактаты первой трети xix века

СОДЕРЖАНИЕ
ТОМ 1

3. А. КАМЕНСКИЙ
Русская эстетика первой трети XIX века. Классицизм
Вступительная статья
7

КЛАССИЦИЗМ
71
А. Ф. МЕРЗЛЯКОВ
ТЕОРИЯ ИЗЯЩНЫХ НАУК
Об изящной словесности, ее пользе, цели и правилах
73
Об изящном, или о выборе в подражании
74
О вкусе и его изменениях
93
О гении, об изучении поэта
105
Чтение пятое
108
О талантах стихотворца
111
[О высоком]
121
[О прекрасном]
123

ОТРЫВКИ ИЗ «КРИТИКИ»
О том, что называется действие драмы (басня, содержание), и об его главных свойствах
125
Разбор оперы «Мельник»
133

СТАТЬИ
Замечания об эстетике
140
Речь о начале, ходе и успехах словесности
151
О вернейшем способе разбирать и судить сочинения, особливо стихотворные, по их существенным достоинствам
171
О начале и духе древней трагедии и о характерах трех греческих трагиков
192

П. Е. ГЕОРГИЕВСКИЙ
ВВЕДЕНИЕ В ЭСТЕТИКУ
194
В. М. ПЕРЕВОЩИКОВ
ОПЫТ О СРЕДСТВАХ ПЛЕНЯТЬ ВООБРАЖЕНИЕ
260
И. П. ВОЙЦЕХОВИЧ
ОПЫТ НАЧЕРТАНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ
285
МЫСЛИ И ЗАМЕЧАНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ИЗЯЩНЫМ ИСКУССТВАМ
321
А. П. ГЕВЛИЧ
ОБ ИЗЯЩНОМ
325
Т. О. РОГОВ
О ЧУДЕСНОМ
340
П. А. НОВИКОВ
О ГЕНИИ
351
В. И. ГРИГОРОВИЧ
НАУКИ И ИСКУССТВА
361
ПРИМЕЧАНИЯ
375

ТОМ 2

3. А. КАМЕНСКИЙ
РУССКАЯ ЭСТЕТИКА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА.
РОМАНТИЗМ. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ДЕКАБРИЗМА.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ
9
РОМАНТИЗМ
Л. Г. ЯКОБ
НАЧЕРТАНИЕ ЭСТЕТИКИ, ИЛИ
НАУКИ ВКУСА
81
П. А. ВЯЗЕМСКИЙ
О «КАВКАЗСКОМ ПЛЕННИКЕ»
146
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ К «БАХЧИСАРАЙСКОМУ ФОНТАНУ»
148
ПИСЬМА ИЗ ПАРИЖА. 1826-1827. II
154
В. Ф. ОДОЕВСКИЙ
ОПЫТ ТЕОРИИ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ
С ОСОБЕННЫМ ПРИМЕНЕНИЕМ ОНОЙ К МУЗЫКЕ
156
СУЩЕЕ, ИЛИ СУЩЕСТВУЮЩЕЕ
168
ГНОМЫ XIX СТОЛЕТИЯ
171
ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ
177
ПРИМЕЧАНИЕ К СТАТЬЕ КЮХЕЛЬБЕКЕРА
186
СЕКТА ИДЕАЛИСТИКО-ЭЛЕАТИЧЕСКАЯ
188
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О «МПЕМОЗИПЕ» САМИХ ИЗДАТЕЛЕЙ
188
«ОБ ИСКУССТВЕ СМОТРЕТЬ НА ХУДОЖЕСТВА
ПО ПРАВИЛАМ ЗУЛЬЦЕРА II МЕНГСА», СОЧ. Ф. МИЛИЦИИ
189
Д. В. ВЕНЕВИТИНОВ
АНАКСАГОР. БЕСЕДА ПЛАТОНА
193
РАЗБОР СТАТЬИ О сЁВГЕНИИ ОНЕГИНЕ»
196
РАЗБОР РАССУЖДЕНИЯ Г. МЕРЗЛЯКОВА
«О НАЧАЛЕ И ДУХЕ ДРЕВНЕЙ ТРАГЕДИИ»
198
OTRET Г. ПОЛЕВОМУ
200
О СОСТОЯНИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИИ
201
А. И. ГАЛИЧ
опыт науки изящного
205
АНОНИМНЫЕ РЕЦЕНЗИИ НА КНИГУ А. ГАЛИЧА
276
И. Я. КРОНЕБЕРГ
АФОРИЗМЫ
289
отрывки
294
ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ЭСТЕТИКУ
297
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИСТОРИИ ЭСТЕТИКИ
305
Н. А. ПОЛЕВОЙ
[РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ А. ГАЛИЧА
сОПЫТ НАУКИ ИЗЯЩНОГО»]
336
О РОМАНАХ ВИКТОРА ГЮГО
И ВООБЩЕ О НОВЕЙШИХ РОМАНАХ
354
«БОРИС ГОДУНОВ». СОЧИНЕНИЕ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА
359
М. Г. ПАВЛОВ
РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ИЗЯЩНЫМИ ИСКУССТВАМИ И НАУКАМИ
363
И. Н. СРЕДНИЙ-КАМАШЕВ
О РАЗЛИЧНЫХ МНЕНИЯХ ОБ ИЗЯЩНОМ
368
НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ НА РАССУЖДЕНИЕ Г. НАДЕЖДИНЛ
«О ПРОИСХОЖДЕНИИ, СВОЙСТВАХ И СУДЬБЕ ПОЭЗИИ
ТАК НАЗЫВАЕМОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ»
409
Н. И. НАДЕЖДИН
О СОВРЕМЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ
417
ЛЕКЦИИ ПО АРХЕОЛОГИИ
459
ЛЕКЦИИ ПО ТЕОРИИ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ
478
С. П. ШЕВЫРЕВ
РАЗГОВОР
О ВОЗМОЖНОСТИ НАЙТИ ЕДИНЫЙ ЗАКОН ДЛЯ ИЗЯЩНОГО
508
ИСТОРИЯ ПОЭЗИИ
517
ТЕОРИЯ ПОЭЗИИ
524
П. Я. ЧААДАЕВ
ФИЛОСОФИЧЕСКИЕ ПИСЬМА
Письмо третье
529
Письмо четвертое
(О зодчестве)
534
И. И. ДАВЫДОВ
РЕЧЬ О ЗАНЯТИЯХ
ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ
539
ДЕКАБРИСТСКАЯ ЭСТЕТИКА
О. М. СОМОВ
О РОМАНТИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ
545
[ПОЛЕМИКА «С» с «р»1
562
В. К. КЮХЕЛЬБЕКЕР
ЕВРОПЕЙСКИЕ ПИСЬМА.
Письмо XIX. Дрезден. 14/2 ноября 1820
570
О НАПРАВЛЕНИИ НАШЕЙ ПОЭЗИИ, ОСОБЕННО ЛИРИЧЕСКОЙ.
В ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
571
РАЗГОВОР С Ф. В. БУЛГАРИНЫМ
575
А. А. БЕСТУЖЕВ-МАРЛИНСКИЙ
взгляд на русскую словесность
В ТЕЧЕНИЕ 1824 И НАЧАЛЕ 1825 ГОДОВ
579
О РОМАНТИЗМЕ
583
К. Ф. РЫЛЕЕВ
НЕСКОЛЬКО МЫСЛЕЙ О ПОЭЗИИ
586
ИЗ ПИСЬМА А. С. ПУШКИНУ
С.-ПЕТЕРБУРГ, 12 ФЕВРАЛЯ 1825
590
ПРИМЕЧАНИЯ
593



Буквально пару слов добавлю...

Мелочь просьба не кидать!


Ну да, ну да...
Обротите внимание: что ни трактат, то забота об изъясшестве, о вкусе, о средствах пленять воображение....
А шо мы видим в результате такой замечтальной школы на практике у писателей 19 века?
Гоголя, Обломова, всякое Муму шо Чехова, шо Короленко, шо Горького, шо хоть самого Толстого (любого из трех штук)!..
Всё исплёвано, испаскужено, одни Чичики и Ревизоры... Где изъясшество? Чем они пленяют наше воображение? Показом придуманных ими безобразиев?
Вот так всегда: учуть делать одно, но все, наплював на все учения, творят совсем другое.
И шо мы после етава ещё хочем?
Что хатиим, я спрашуюю, посли етава?!!

А между прочим, сами они себе хлеб и мнясо не выращували, а жыли за щот эксплуатацыи народа. Все багатства - результат обмана, воросьтва и грабежа, которые они же и указаконили своими теориями о прибыли и прочих издержках производства ...

Василий Шибанов
Баллада

Автор - А.К.Толстой

Князь Курбский от царскова гневу бежал,
С ним Васька Шибанов, стремяный.
Дороден был князь. Конь измученный пал.
Как быть среди ночи туманной?
Но рабскую верность Шибанов храня,
Свово отдаёт воеводе коня:
«Скачи, князь, до вражьего стану,
Авось я пешой не отстану».

И князь доскакал. Под литовским шатром
Опальный сидит воевода,
Стоят в изумленье литовцы кругом,
Без шапок толпятся у входа,
Всяк русскому витязю честь воздает;
Недаром дивится литовский народ,
И ходят их головы кругом:
«Князь Курбский нам сделался другом».

Но князя не радует новая честь,
Исполнен он желчи и злобы;
Готовится Курбский царю перечесть
Души оскорблённой зазнобы:
«Что долго в себе я таю и ношу,
То всё я пространно к царю напишу,
Скажу напрямик, без изгиба,
За все его ласки спасибо».

И пишет боярин всю ночь напролёт,
Перо его местию дышит,
Прочтёт, улыбнётся, и снова прочтёт,
И снова без отдыха пишет,
И злыми словами язвит он царя,
И вот уж, когда занялася заря,
Поспело ему на отраду
Послание, полное яду.

Но кто ж дерзновенные князя слова
Отвезть Иоанну возьмётся?
Кому не люба на плечах голова,
Чьё сердце в груди не сожмётся?
Невольно сомненья на князя нашли…
Вдруг входит Шибанов в поту и в пыли:
«Князь, служба моя не нужна ли?
Вишь, наши меня не догнали!»

И в радости князь посылает раба,
Торопит его в нетерпенье:
«Ты телом здоров, и душа не слаба,
А вот и рубли в награжденье!»
Шибанов в ответ господину: «Добро!
Тебе здесь нужнее твоё серебро,
А я передам и за муки
Письмо твоё в царские руки».

Звон медный несётся, гудит над Москвой;
Царь в смирной одежде трезвонит;
Зовёт ли обратно он прежний покой
Иль совесть навеки хоронит?
Но часто и мерно он в колокол бьёт,
И звону внимает московский народ,
И молится, полный боязни,
Чтоб день миновался без казни.

В ответ властелину гудят терема,
Звонит с ним и Вяземский лютый,
Звонит всей опрични кромешная тьма,
И Васька Грязной, и Малюта,
И тут же, гордяся своею красой,
С девичьей улыбкой, с змеиной душой,
Любимец звонит Иоаннов,
Отверженный Богом Басманов.

Царь кончил; на жезл опираясь, идёт,
И с ним всех окольных собранье.
Вдруг едет гонец, раздвигает народ,
Над шапкою держит посланье.
И спрянул с коня он поспешно долой,
К царю Иоанну подходит пешой
И молвит ему, не бледнея:
«От Курбского князя Андрея!»

И очи царя загорелися вдруг:
«Ко мне? От злодея лихого?
Читайте же, дьяки, читайте мне вслух
Посланье от слова до слова!
Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!»
И в ногу Шибанова острый конец
Жезла своего он вонзает,
Налёг на костыль - и внимает:

«Царю, прославляему древле от всех,
Но тонущу в сквернах обильных!
Ответствуй, безумный, каких ради грех
Побил еси добрых и сильных?
Ответствуй, не ими ль, средь тяжкой войны,
Без счёта твердыни врагов сражены?
Не их ли ты мужеством славен?
И кто им бысть верностью равен?

Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас,
В небытную ересь прельщенный?
Внимай же! Приидет возмездия час,
Писанием нам предреченный,
И аз, иже кровь в непрестанных боях
За тя, аки воду, лиях и лиях,
С тобой пред судьею предстану!»
Так Курбский писал к Иоанну.

Шибанов молчал. Из пронзенной ноги
Кровь алым струилася током,
И царь на спокойное око слуги
Взирал испытующим оком.
Стоял неподвижно опричников ряд;
Был мрачен владыки загадочный взгляд,
Как будто исполнен печали;
И все в ожиданье молчали.

И молвил так царь: «Да, боярин твой прав,
И нет уж мне жизни отрадной,
Кровь добрых и сильных ногами поправ,
Я пёс недостойный и смрадный!
Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,
И много, знать, верных у Курбского слуг,
Что выдал тебя за бесценок!
Ступай же с Малютой в застенок!»

Пытают и мучат гонца палачи,
Друг к другу приходят на смену:
«Товарищей Курбского ты уличи,
Открой их собачью измену!»
И царь вопрошает: «Ну что же гонец?
Назвал ли он вора друзей наконец?»
«Царь, слово его всё едино:
Он славит свово господина!»

День меркнет, приходит ночная пора,
Скрыпят у застенка ворота,
Заплечные входят опять мастера,
Опять зачалася работа.
«Ну, что же, назвал ли злодеев гонец?»
«Царь, близок ему уж приходит конец,
Но слово его всё едино,
Он славит свово господина:

«О князь, ты, который предать меня мог
За сладостный миг укоризны,
О князь, я молю, да простит тебе Бог
Измену твою пред отчизной!
Услышь меня, Боже, в предсмертный мой час,
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но в сердце любовь и прощенье,
Помилуй мои прегрешенья!

Услышь меня, Боже, в предсмертный мой час,
Прости моего господина!
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но слово моё всё едино:
За грозного, Боже, царя я молюсь,
За нашу святую, великую Русь,
И твёрдо жду смерти желанной!»
Так умер Шибанов, стремянный.

<1840-е годы>

Ну и чему учит нашу мо́лодежь это гениальное стихотворение?
Ы, я спрашуюю?










изящное, эстетика, василий шибанов, прекрасное, литература

Previous post Next post
Up