Была бы шляпа

Feb 29, 2024 10:25


Как и обещал:
Духовные искания человечества.
Основные направления аксиологического подхода

Философия представляет собой адаптированное для относительно широкой публики изучение и пропедевтику гуманологических тем - духовных исканий человечества и их возможных последствий. Всех людей во все времена вдруг заставал врасплох и приставуче интересовал гуманологический букет вопросов: кто мы такие, как мы сюда попали, откуда, как отсюда выбраться и куда потом опять. И начинается! Никто не знает ответов, но некоторые наглеют до такой степени, что берутся свои догадки выдавать за единственно верный ответ. И вот он о́н!
Философия как автономное, самостоятельное явление возникла и развивалась действительно в Древней Греции, но не думайте, что это в Европе, первые, можно сказать, профессиональные, философские школы возникли на территории современной азиатской Турции, как на побережье Средиземноморья, так и на суше, и на островах, сразу же разобщив круг гуманологических проблем, сведя философию (из широкого гуманологического комплекса даже с песнями, плясками и прочей физкультурой) к [See more...] рационализированным составляющим элементам, к трио проблемных пучков в таком довольно стабильном составе:
онтология - учение о бытии, существовании и жизни;
гносеологии - учению о об обосновании знаний, о познании и его законах;
аксиологии - учению о ценностях, их возникновении, разнообразии, содержании и сущности.
Про первые две структурочки у нас многие слышали и даже что-то кумекают, а вот с третьей - туже. Аксиология. Это ещё что за новости для русского языка?
Аксиологию составляют многочисленные разделы, базирующиеся на обосновании тех или иных ценностей, начиная с совсем отколовшихся от философии аспектов с соответствующими вполне самостоятельными науками, их применяющими, но, по происхождению и по сути, основанных на аксиологической проблематике: фундаментальный раздел оснований аксиологии - самый прямой и честный: экономический - пожалуй, и самый древний, на базе общепринятого всеобщего эквивалента на цены (представляющие стоимость труда в товаре - любом продукте собственно любой человеческой деятельности, от кузнеца до Циолковского, если он кому-то нужен, особенно если очень) и до сохранившихся, пожалуй, пока в лоне экономики, а на деле - в рамках тотальной аксиологичности бытия - оценочном подходе ко всему-всему-всему. Мы же всё меряем, сравниваем, оцениваем. И при этом удобно это делать в каких-то точных единицах, рублях, долларах... Поэтому я очень уважаю затюканный у нас утилитаризм и лично его главного представителя Джереми (или, как тоже ещй и чаще пишут, Иеремию) Бентама. Кароче, где какая рыба и почём. Мы себе не отдаём отчет, что это и есть аксиология. Цену товара определяют спрос и наши возможности. Если наши возможности ограничены - карты в руки шаль на плечи и идём мухлевать. И даже грабить. Берём наган, патроны, мешок для до́бычи и - на большую дорогу, романтиком. А лохов призываем честно трудиться на благо нашей великой малой родины. А мы внимательно подождём. Ибо не́фиг.
Таким образом, практически все важные направления человеческой деятельности постояно подлежат разнообразным аксиологическим измерениям - этическим, эстетическим, правовым, дизайнерским, конспиративным (скрыто/открыто) и т.п.; и даже гносеология (проблема познавания и его обоснования) фактически представляет собой аксиологический подход в аспекте решения дилеммы - истинно/ложно, правильно/вероятно, полезно/вредно, важно/наплевать, глупо/мудро, нужно/ну-ко нафиг...
Аксиология тотальна! Причем она не двух-, не трёх-, а многомерна. Мы каждый миг прицениваемся ко всему и, исходя из оценки, действуем. Всегда и во всём в принципе. Ну если нам очень надо, то она бывает одномерна и однозначна...
Рассмотрев проблемы происхождении духовных начал, можно сделать определенные теоретические, а не исключено, и практические умозаключения.
Заложенный Высшей Виртуальной Программой в каждой клеточке вещества человека архетип, как виртуально-субстанциальная предпосылка духовных качеств индивида, предопределяет телесные, витальные и духовные черты индивидуума в фенотипе, координируемые онтогенезом, то есть средой природной и социальной (которая есть автономная часть природной). Все эти потенциальные задатки индивидуума рвутся реализовать себя по максимуму. То есть стремятся к абсолютной свободе. Некоторым мыслителям абсолютная свобода рисуется сплошным деланием добра, например, раздачей добра бедным и нуждающимся. Кому, кому? Чьего добра? Кому? Этим? Пропьют!!! Кем произведенного? Ой вэй...
И, пока раздается добро одними благодетелями, кто на них, этих благодетелей, в это время и почем работает? Стремление к абсолютной свободе, такой заманчивой и желанной, мы определили как варварские начала в человеке.
Телесные начала (материальность) индивидуума рвутся, видимо, к самораспаду, к энтропии, к нирване. Что́ прочитал в книге "К чему пришла физика" американского японца, лауреата Нобелевской премии Рёю Утиямы, - что, в конечном счёте, всё в наблюдательно предполагаемом Универсуме состоит из колебаний, импульсов... До́жили! Вот тебе на! Кванты, кварки, калибровочные поля... Невесомые!..
Витальные начала (лошадь, у Платона в «Федоне») рвутся скорее всего к реализации животности - решают индивидуальную производительно-продовольственную проблему. Проблему освоения, присвоения. Без этого - никак. Без решения специфических для этих задатков требований не может даже быть и разговора о третьей - духовной составляющей человека. Духовные задатки (всадник) тоже не бесстрастны, не стоят в стороне от бытия и испытывают огромное давление лошади, материала, среды - от внутренней до бесконечной внешней. Суть ли их - воссоединение с миром идей, слияние ли с Первоисточником, или, может, еще нечто промежуточно конкретнее: вера, двигающая горы и проявляющаяся в беспредельной левитации. Версий относительно сущности духовного начала много. Но лошадь и материал давят. Всадник любит быструю езду. Куда?
Могут ли все эти начала существовать автономно?
Телесные всегда.
Витальные - вопрос открытый. У кого как.
Духовные - еще более открытый.
Но над этим всем стоит какой-то хозяин, который использует для игры в свободу и неволю с этим новым индивидуумом неисчислимый набор приемов, инструментарием которого являются также концептуально определенные культура и цивилизация. Некоторые называют его эгрегором - субъективированным духом сообщества, в котором он непременно возникает, например, духовный накал митингующей толпы - тоже эгрегор.
То, что ищут в качестве онтологических начал нравственности, ищут как нечто трансцендентное, надчеловеческое, скорее всего находится в районах баланса схваток между варварскими началами индивидуумов и интегральным коллективным договором защитных архетипных структур (органов безопасности) этих же индивидуумов.
Мотивы отклоняющегося поведения индивидуума в обществе могут быть по разному оценены, если индивидуум их мотивирует варварскими, витальными или духовными факторами. Оценки поведения могут быть даны также с позиций культуры, цивилизации, варварства (после нас хоть потоп).
Моральное отношение есть результат вырабатываемой по причине и во имя временного совместного пребывания в этом мире в ходе социально-природного общежития витальных существ определенной степени толерантности к некоторым бесчисленным особенностям других (иных).




Некатарим людям везёт, некатарих людей увозят.
Больше ничиво низнаю.
   >
      >



Salatau




варварство, аксиология, дробницкий ог, философия, #humanology, гуманология

Previous post Next post
Up