Автор рассказа и очевидец - Ирина Коренюк, пресс-секретарь Бурейской ГЭС
Все электростанции - это достаточно внушительные сооружения, будь то гидрогенератор, мощность которого измеряется гигаваттами, или одномегаваттный ветряк с размахом лопастей в десятки метров.
При этом любая гидроэлектростанция уникальна, поскольку неповторимы геология, гидрология, сейсмология и прочие «-логии» каждого конкретного створа, куда проектировщики «вписывают» объект.
Поэтому начинать рассказ о станции со слов «самая большая в регионе» или «уникальная в своем роде» - не станем. Хотя это на самом деле так.
С другой стороны, для Бурейской ГЭС придумано много эпитетов: от уничижительных («чемпион среди долгостроев») до пафосных («новое русское чудо»). И то, и другое - банальное клише, не дающее представления о гидростанции. Страна проходила разные сложные времена, экономику бросало в крайности, и в результате наплодилось множество долгостроев, расхлебывать которые предстоит еще не одному поколению. Судьба первого из них, успешно завершенного в постперестроечное время, - пожалуй, и есть та особенность, которая и сделала Бурейскую ГЭС известной в стране.
Ну, а если кто не знает, река Бурея - один из крупнейших притоков Амура. Это Дальний Восток.
Вот так Бурейская ГЭС выглядит сейчас.
6 агрегатов, установленная мощность 2,01 ГВт, высота плотины - 140 м.
И трудно поверить, что каких-нибудь 10 лет назад здесь был унылый котлован, перемычки которого с завидной регулярностью смывали паводки.
Бурея - река нешуточная. В 1993, работая здесь в экспедиции, автор наблюдала, как за ночь она «подпрыгнула» на 4 метра.
Но так сошлись звезды, что в 2000-м из нескольких долгостроев для завершения РАО ЕЭС выбрало именно Бурею. Свое слово сказал и приморский энергетический кризис. И процесс пошел.
На пике строительства объект одновременно строили около 8 тыс. человек. Плотина росла прямо на глазах.
Строители Зейской ГЭС до сих пор охотно вспоминают, как интересно им жилось во времена разворота строительства, какие люди задавали тон в городе, какой творческий подъем испытывали все.
Вот и Бурея 2002-2006 была похожа на кипящий котел. Решения принимались мгновенно. Ответственности никто не боялся. Ставились и решались умопомрачительные по сложности задачи: тоннель и шахта под 500-киловольтный кабель были прогрызены в монолитной скале за два года.
Доставка самолетом «Руслан» рабочих колес турбины - придумана и осуществлена впервые.
Темпы укладки бетона превысили советские вдвое.
Проект 1983 года устарел морально, так и не будучи реализованным. В него были внесены изменения настолько радикальные, что станция действительно стала самой передовой в России. Коротко о главных инновациях.
Первый в мировой практике опыт массового применения т.н. укатанного бетона в местности с отрицательной среднегодовой температурой. Разработана и применена технология круглогодичной укладки укатанного бетона, а применение малоцементных смесей значительно снизило стоимость сооружения.
Машинный зал целиком возведен из конструкций МАРХИ (Московского архитектурного института) с полным остеклением.
Быстро монтируется, легко ремонтируется, а в зале естественное освещение используется на 100 процентов. И вообще - красиво, и изнутри, и снаружи.
Изменена по сравнению с первоначальным проектом и конструкция поверхностного водосброса. Сейчас - это трамплин с виражными поверхностями слева и справа, которые отклоняют потоки в центральную его часть. За счет взаимного гашения энергии потоков уменьшается воздействие сбрасываемой массы воды на левый берег и плиты крепления раздельного устоя. Поверхностный водосброс рассчитан на пропуск паводковых вод объемом до 11 тысяч кубометров в секунду.
Открытое распредустройство 500 кВ заменили на РУ-500, сердцевиной которого является КРУЭ - «комплектное распределительное устройство элегазовое». Оно расположено в ангаре 18х90 м, обслуживается одним инженером, и имеет гарантию в 50 лет. В итоге сэкономлены деньги на земельно-скальных работах, на эксплуатационных расходах, получив выигрыш в надежности.
Вместо обычной воздушной «перекидки» для выдачи мощности использовали подземный кабель 500 кВ. Опять же - повышение надежности, снижение эксплуатационных затрат.
На Бурейской ГЭС смонтирован централизованный комплекс противоаварийной автоматики (ЦКПиА), который обеспечивает надежное функционирование Дальневосточной энергосистемы в центральной ее части. Это устройство собирает информацию со всего энергообъединения, обрабатывает ее и анализирует все виды возмущений в системе.
Для безаварийной работы силового электрического оборудования БГЭС и прилегающей к ней электроэнергетической сети высокого напряжения на станции используется релейная защита нового поколения на микропроцессорной элементной базе.
Все, что нами создано, должно быть надежно защищено, как говаривали классики. Систему безопасности ГЭС недавно проверяли на прочность во время тактико-специальных учений «Бурея-2010».
В них приняли участие около двухсот сотрудников силовых структур и экстренных служб.
«Террористы» захватывали заложников и центральный пульт управления станцией. Требовали денег и вертолет.
Но были обезврежены, а заложники - освобождены.
Учения получили положительную оценку как силовиков, так и энергетиков.
Но вернемся к тем новшествам, которые явно выделяют Бурейскую ГЭС из ряда других объектов РусГидро: это программа социально-экологического мониторинга зоны влияния Бурейского гидроузла. Она реализуется уже 6 лет. И первый этап (время заполнения ложа водохранилища) - уже позади.
В России несколько заповедников создавались именно с целью изучения последствий гидростроительства: Дарвинский (Рыбинское водохранилище), Саяно-Шушенский, Зейский. Но проблема состояла в том, что входя в систему заповедников Минприроды, все эти заповедники в итоге выполняли общую для них программу Летописи природы. С мониторингом изменений в связи с образованием водохранилищ эта летопись имеет мало общего. А потому все работы, ради которых и затевались перечисленные заповедники, отошли на второй план, и систематических, полных данных о том, как водохранилища меняют природную среду, не было.
А вот на Бурее эту программу запустили и успешно продолжают.
Здесь, на восточной окраине России люди тоже живут.
Дружно делают одно дело.
Придерживаются единых религиозных взглядов.
Поддерживают здоровый дух в здоровом теле.
Принимают корабли пришельцев (так футуристично выглядят резервные емкости чистой воды на станции водоочистки).
И самих пришельцев (некоторая часть энергии БГЭС экспортируется в Китай).
Умеют веселиться.
И грустить при расставании.
Приезжайте - поглядите сами!