24 декабря 2011 года тысячи граждан нашей страны, заметим, сытых и обеспеченных граждан, вдруг вышли на митинг на проспекте Академика Сахарова холодным промозглым зимним днем. Что же заставило этих людей встать на защиту своих Конституционных прав и свобод?
Быть может, некая мода на митинги, о которой сейчас так много говорят? Жажда зрелищ? Желание «потусоваться»? Или все же тот самый патриотизм - неравнодушие к судьбе своей Родины, сопереживание ее горестям и успехам? Веление сердца человека, не желающего смотреть на произвол, беззаконие, бандитизм, насилие? Гуманизм, граничащий с подлинным героизмом, - неспособность терпеть бесправие человека в России?
Казалось бы, еще несколько месяцев назад в нашей стране было смешно говорить о патриотизме как желании сражаться за право быть свободным, защищенным, правомочным представителем демократического государства, которому ты нужен и быть членом которого горд.
Сегодня мы понимаем: утверждать, что за нашу страну постоять некому, все же рано. Пока одни кричат: «Я не могу любить свою страну, потому что она меня не любит, она ко мне не благосклонна!», другие спрашивают себя: «А что я сделал для того, чтобы Родина любила меня? Помог ли я России отстоять власть народа?»
Пока одни призывают «валить из Рашки», другие парируют: «Это философия крыс, бегущих с тонущего корабля! Именно сейчас в нашей стране открыты огромные возможности для настоящих патриотов! Именно сейчас видно, кто чего стоит!»
Так что такое патриотизм? Любовь к родине - к себе самому, к своим родным, близким и друзьям, к своему дому, к узким улочкам своего города и тихой речной заводи, у которой прошло все детство… Или любовь к депутатам и чиновникам?
Равнозначно ли понятие «государство» понятию «Родина»? Должны ли мы враждебно относится к Родине, если мы враждебно относимся к государству? И если Родина - это наш дом, а государство - тот порядок, что в нем заведен, то кто кроме нас ответственен за то, какой порядок заведен в НАШЕМ доме?
Только ли власть должна показывать примеры патриотизма? Что должны делать мы, если власть занята лишь личным обогащением: искать выход из сложившейся ситуации или выход из страны?
Решать проблемы или уходить от них? Достоин ли народ своего правителя? «Тварь я дрожащая или право имею?» И для кого в действительности открыты все возможности - для тех, кто способен отстаивать свои права, или для тех, кто не готов преодолевать трудности?
Каждый сам отвечает на эти вопросы или не отвечает вовсе. Но тем, кто сегодня выходит на площади, ответ на эти вопросы определенно известен.
Неужели, мы, наконец, повзрослели и обрели чувство собственного достоинства? Неужели осознали, что свобода - это не паразитический образ жизни, а возможность принимать самостоятельные решение и готовность нести ответственность за собственные действия, о чем еще в прошлом веке не уставал говорить Андрей Сахаров?