2 июля 1935 г. в газете «Тихоокеанская звезда» появилось тревожное сообщение: «26 июня в 10 часов 40 минут утра из Александровска-на-Сахалине в Хабаровск вылетел пассажирский гидросамолет с бортовым номером Л-840 (типа «Савойя-55») под управлением летчика Святогорова. Погода в Александровске благоприятствовала. В течение 1 часа 57 минут Л-840 держал связь с землей, принимая метеосводки. Последнюю сводку Святогорову передал Нижне-Тамбовск, после чего связь с самолетом была прервана.
По сведениям аэропортов, в день вылета Л-840, несмотря на хорошую погоду в Александровске, возле Де-Кастри был сильный шторм. По предположениям работников Граждвоздухфлота, Святогоров мог сделать вынужденную посадку в Татарском проливе».
Десять самолетов и много пешеходных партий несколько недель тщетно разыскивали пропавший экипаж. Лишь через полгода таежные охотники далеко за Амуром случайно набрели на обломки машины
Александр Святогоров
75 лет назад, в мае 1934 года, Петропавловск-Камчатский встречал челюскинцев и летчиков, принимавших участие в спасении пассажиров и экипажа раздавленного льдами парохода. В грандиозной спасательной операции были задействованы и пограничные авиаторы. Им не довелось вылетать в лагерь челюскинцев на льдах Чукотского моря. И, тем не менее, вклад пограничных летчиков в успех спасательной операции велик. В списке особо отличившихся пилотов значилось имя Александра Павловича Святогорова. Очень скоро его фамилия станет известна всей стране.
В донесении полномочного представителя ОГПУ по Дальневосточному краю Т.Д. Дерибаса в Москву о пограничниках, отличившихся при спасении челюскинцев, командир авиазвена погранотряда (Камчатского - авт.) Александр Павлович Святогоров отмечается особо: "…Один из лучших наших летчиков, знакомый с условиями полярных полетов, энергичный, настойчивый, сделал перелет с парохода "Сталинград" в бухту Лаврентия и перебросил группу челюскинцев от Уэлена до Провидения и обратно для транспортировки горючего. Безусловно, заслуживает быть отмеченным за эту работу и награжденным орденом…"
Самолет Святогорова на льду Берингова моря
Экипаж самолета "Савойя" С-62 бис Александра Святогорова находился на пароходе "Сталинград", который 28 марта 1934 года вышел из Петропавловска, взяв курс к берегам Чукотки. На палубе судна стояла и сама разобранная машина, заботливо укутанная несколькими слоями брезента. На судно погрузили также два дирижабля, аэросани, три трактора, самолет Т-4. Предполагалось, что эти транспортные средства правительственная комиссия сможет задействовать в спасательной операции. Но "Сталинград" в Беринговом море попал в ледовый плен и несколько недель находился в дрейфе. Капитан парохода Василий Петрович Сиднев каждый день отсылал правительственной комиссии радиограммы, в которых сообщал о продолжающемся дрейфе: "20 апреля в 11 часов 50 минут нахожусь в 15 милях к северу от острова св. Матфея. Зажат льдами. Замечен дрейф всей массы льда на запад по 7 миль в сутки. Температура воздуха - минус 7 градусов. Ветер ост в 6 баллов. Недалеко от парохода образовалась узкая щель длиной около 2 миль. Утром предполагаю при помощи взрывов льда аммоналом пробиваться к северу".
Но ни на следующий день, ни через неделю вырваться "Сталинграду" из льдов не удалось. Томившийся на борту в бездействии А. Святогоров добился от правительственной комиссии разрешения на попытку взлететь со льда. Подходящую площадку обнаружили 29 апреля. Разобранную "Савойю" выгрузили на лед. Сборка самолета, установка на нем лыж завершились уже вечером, в густых сумерках. Вылет наметили на утро. Командир экипажа и техник Лукичев ночь провели у машины. Существовала опасность, что дрейфующие льды могут разделить самолет и пароход, не исключалась и возможность возникновения трещин. На утро негативные прогнозы подтвердились. Почти миля льда разделяла "Савойю" и "Сталинград". Переходы от самолета к пароходу и обратно заняли немало времени. Удалось взлететь около полудня. Место летчика-наблюдателя Тесакова занял опытный полярник врач Старокадомский, поскольку в квалифицированной помощи медиков нуждались многие из челюскинцев.
Самолет Святогорова успешную посадку в Провидения совершил около 18 часов 30 апреля. Через день пограничный летчик вылетел в Уэлен, откуда привез 8 челюскинцев и среди них трехмесячную девочку, родившуюся на льдине. Всего Святогоров доставит в Провидения - основную точку сбора зимовщиков - 29 пассажиров и членов экипажа затонувшего парохода.
С врачом Старокадомским пограничный летчик в начале мая совершит полет на мыс Шмидта, откуда эвакуирует шесть больных цингой моряков с парохода "Хабаровск", так же зимовавшего во льдах Чукотского моря. Челюскинскую летную эпопею Александр Святогоров завершит без единой поломки. Указ о награждении его орденом Красного Знамени застанет пилота уже в Петропавловске-Камчатском.
Эта часть биографии талантливого летчика мне, равно как и многим читателям, интересующимся историей охраны северо-восточной границы, хорошо известна. Но после 1934 года фамилия летчика Святогорова перестает упоминаться в ведомственных документах. Он оставляет службу на границе.
В октябре 1934 года командир звена камчатской авиаэскадрильи А.П. Святогоров пишет рапорт начальнику Управления Краснознаменной пограничной и внутренней охраны ДВК, где сообщает о своей непригодности к летной работе из-за больной после очередной аварии ноги и просит его освободить даже от строевых занятий.
К тому времени за Александром Павловичем закрепилась прочная слава авиахулигана, что, судя по всему, соответствовало действительности.
Он и на Дальний Восток из Москвы, где проходил службу до 1930 года, попал из-за акробатики в воздухе. Во время демонстрационных полетов на устаревших истребителях иностранного производства Святогоров поразил заместителя начальника ВВС РККА Якова Алксниса фигурами высшего пилотажа, запрещенными для этого типа самолетов. Начальник молодого пилота похвалил, но за нарушение инструкции посадил на две недели на гауптвахту.
Очередное трюкачество в воздухе стоило Святогорову перевода в Хабаровск, в гидроотряд Амурской военной флотилии. Но и здесь Александру Павловичу долго служить не довелось. В 1931 году он и его друг Петров пролетают в паре над мостом через Амур в таком плотном соседстве, что крылья их машин соприкасаются друг с другом. Далее последовало увольнение со службы.*
До 1933 года А.П. Святогоров работает инструктором в аэроклубе Хабаровска. Среди тех, кого он обучает полетам, - будущий Герой Советского Союза Марина Распопова. В 1933 году начинается создание авиации войск ОГПУ, и Александр Святогоров становится пограничным летчиком, как мы уже знаем, ненадолго.
Командование не оставило без внимания рапорт, написанный пилотом в октябре 1934 года. Летчика посылают на медицинское освидетельствование в Москву, где летно-врачебная комиссия приходит к выводу о его профессиональной непригодности. 5 февраля 1935 года Управление Краснознаменной пограничной и внутренней охраны ДВК признает его негодным к летной службе "по моральным и физическим качествам".
Но, как показывают дальнейшие события, Святогоров вовсе не намеревался оставлять любимое дело. Уже 13 февраля его принимают в Дальневосточное территориальное управление ГВФ и доверяют полеты на одном из самых протяженных и сложных маршрутах того времени - Хабаровск - Александровск (Сахалин - авт.). Трассу обслуживал двухфюзеляжный гидросамолет "Савойя-55", способный перевозить 8 пассажиров.
Святогоров
Как Александр Павлович летал, можно судить по воспоминаниям начальника авиаотряда Святогорова, известного летчика, Героя Советского Союза Ильи Павловича Мазурука: "На Сахалин только Иванов, Святогоров и я тогда летали… Помню, не прорвался как-то на Сахалин. А мой дружок (Святогоров - авт.) долетел. Спрашиваю:
- Как это тебе удалось, Саша?
- Есть там распадок, - говорит он. - В бухту Де-Кастри выходит. Вот я на бреющем и дошел. Повертеться, правда, пришлось. Сопки-то сверху закрыты туманом.
- Нет, - говорю, - твой опыт не перенимаю"…
Илья Мазурук оказался прав. Разумная осторожность еще никому не вредила.
В последний полет Александр Святогоров поднялся из Александровска 26 июня 1935 года. На борту "Савойи", кроме экипажа, находились восемь пассажиров. Среди них директор местной МТС, бухгалтер машинно-тракторной станции с большой суммой денег, сотрудники НКВД. Погода стояла нелетная, а экипаж не успел толком отдохнуть и после предыдущего полета.
Накануне, 24 июня, Святогоров прилетел из Александровска в Хабаровск. Через три часа начальник местного аэропорта Филиппович приказал возвращаться на Сахалин. Святогоров подчинился. Он вообще летал много и охотно. За 15 дней до гибели Александр налетал 75 часов, что составляло месячную норму пилота ГВФ. 24 и 25 июня экипаж Святогорова сделал несколько вынужденных посадок на трассе, дожидаясь сносной погоды. В Александровск прилетели утром 26 июня. Покинули Сахалин через три с половиной часа после посадки. Святогоров, несомненно, был уставшим. Кто отдал приказ о срочном вылете, комиссия, которая пыталась разобраться в причинах катастрофы, так и не сможет установить.
Самолет мгновенно скрылся в плотных облаках. Через полтора часа радист Ефремов, в последний раз выйдя в эфир, сообщил, что полет продолжается в плотной облачности…
"Савойю" искали долго, но безрезультатно. По линии НКВД проверили, не перелетел ли Святогоров к японцам, как это сделал в 1934 году летчик Вахромеев. Агенты сообщили, что ни в Японии, ни в Маньчжурии пассажирская "Савойя" посадок не совершала.
Первые следы исчезнувшего самолета, правда, до сего дня не получившие документального подтверждения, удалось обнаружить в 1945 году.
Рассказ базируется на воспоминаниях ныне уже покойного летчика Матвея Ивановича Шемякова: "Осенью 1945 года непогода заставила нас приводниться у берега Татарского пролива, недалеко от мыса Лазарева. Место было дикое, тайга подступала почти к берегу. Заметив вдали чум, пошли туда. К нам вышел старик из местных народностей. Он был явно не рад гостям. Мы все же… зашли и сгрудились вокруг горящей плошки… Когда глаза привыкли к полутьме, царившей в чуме, я заметил в углу кожаную сумку-планшет, такую же, как у меня. Снял я сумку, открыл. В ней оказались документы, карта полета… Александра Святогорова.
Пришлось слегка "прижать" деда… По его словам, лет десять назад из тайги вышли несколько человек. Старик тогда еще был крепким, хорошим охотником. Жил здесь же с другом, который давно умер. Они испугались людей, приняв их за бандитов, и застрелили, а сумку и другие вещи взяли…"
М.И. Шемяков, прилетев в Хабаровск, передал планшетку в краевое управление НКВД. Дальнейшая судьба находки ему неизвестна.
Место гибели "Савойи-55" было обнаружено в наши дни, летом 2006 года. Лесорубы при разметке делянки нашли разбившийся самолет в 100 километрах от поселка Лазарев Хабаровского края. Катастрофа произошла в стороне от маршрута, по которому его искали. Святогоров, видимо, пытался найти просвет в облачности, поэтому и сместился далеко в сторону. Уставший пилот не заметил сопки и зацепился за вершины деревьев, росших на ней. На месте трагедии нашли останки пяти человек, части летной куртки, женский ботинок 36 размера, несколько монеток 1929-31 годов чеканки и бортовые часы. Они остановились почти ровно в полдень. Вскоре летчику Святогорову должно было исполниться 33 года.
* Как Святогоров оказался на Дальнем Востоке?
один из первых хабаровских пилотов Михаил Сахаров вспоминал: - И как летчика, и как человека я его уважал и любил. Он не раз заходил к нам в гости в авиагородке на ул. Запарина, возле Амурской протоки, где садились гидросамолеты.
Как он оказался на ДВК? С его слов, в самом начале 30-х он жил в Москве, летал в бригаде ВВС на Центральном аэродроме. Однажды на «Фоккере-4» проделал каскад фигур высшего пилотажа, а самолеты такого типа были старые, и фигуры на них были запрещены. Как он «фигуряет», случайно увидел командующий военной авиацией Алкснис, и Светогорову за воздушное хулиганство дали две недели гауптвахты. Отсидев, Саша с друзьями пошел в ресторан «Прага», где после выпитого устроил скандал: бросил кошку на стол японским дипломатам. Стали его задерживать, он поднял стрельбу и даже кого-то ранил. Его лишили ордена Красного Знамени и в наказание отправили на Дальний Восток. В Хабаровске он работал инструктором школы пилотов Осоавиахима, служил морским летчиком ВВС во Владивостоке, откуда и отбыл на пароходе «Сталинград» спасать челюскинцев. По завершении операции Светогорова не был особо отмечен правительственным Указом, видно, мешал старый груз его лихачеств и взысканий....».
http://www.debri-dv.ru/module/article/file/show/story_id/223/ http://www.svrpu.ru/psv/3985/130.shtml